«Тут про РПЦ не говори, тут про Путина не скажи…» Интервью с Сергеем Светлаковым
— Вы и актер, ведущий, продюсер, и сценарист. Что из этого наиболее энергозатратное для вас?
— На самом деле все сложно. Все зависит от разных этапов жизни. В какой-то момент одно может быть сложнее другого. Сейчас для меня нахождение в кадре кажется наиболее энергозатратным. Если говорить именно о физической усталости. А общая она может быть от всего.
— А если сравнивать актерство и написания сценария? Ведь актера донимают разными дублями, а когда ты сам пишешь сценарий, то можешь посидеть, поразмышлять.
— Сейчас уже мало кто так делает. Когда я пишу что-то, то примерно представляю, что мне надо за неделю раза 3-4 поучаствовать на конференциях в зуме по проектам, обсудить детали. И не важно, вдохновлен я или нет. Я должен что-то выдавать. Я должен профессионально включить мозг, абстрагировавшись от сторонних факторов.
— У вас даже есть небольшой опыт работы актера дубляжа. Но с 2009 года вы больше этим не занимались. Не понравилось или не предлагали?
— Мне понравилось, но предложений было не так уж и много. Было 3-4 мультика. Но для меня важно не просто ради маркетинга участвовать, а чтобы я мог проникнуться, вложить душу и быть заинтересованным в этом. Меня эти проекты не зацепили. Даже американцы предлагали один проект. Но я не чувствую себя в этом суперпрофессионалом. Это был интересный опыт, но я не одержим таким видом работы. Прикольно посмотреть мультик с детьми, которые будут слышать своего папу на озвучке. Я прекрасно понимаю, что есть огромное количество людей, которые лучше меня в этом деле.
— Вы же не спроста стали заниматься юмором? Что толкнуло вас на этот путь? Может, какие-нибудь комики настолько вас впечатлили?
— С таким зерном люди рождаются. Я просто осознал, что могу в компании заставлять людей смеяться и через это самому открываться. Когда начинаешь осознавать, что ты в этом лучше других, то начинаешь развиваться. Судьба изначально вела меня в другом направлении, но я пошел в этом. Старался делать из изюма виноград, а не наоборот.
— Считаете ли вы, что юмору вредят ограничения? Когда приходится подстраиваться под кого-то, а не шутить так, как хочешь. Сейчас множество людей умудряются оскорбиться всем.
— Это очень сложный вопрос, на который нет однозначного ответа. Я не люблю оба края линейки. Не люблю, когда обрезают юмор, но и не сторонник шуток про смерть, издевательства. У каждого своя грань. Но вот найти золотую середину крайне трудно. Не хочу цензуры и не хочу безнаказанности. Я за выбор. Пусть каждый ищет свое, но большие медиаресурсы, которые могут влиять на поколения, должны обладать определенным фильтром.
— Какой для вас самый запоминающийся момент в «Прожекторепэрисхилтон»? Можете припомнить эпизоды, когда все работало не так как надо. Устарел ли такой формат?
— Начну с вопроса про формат. В данной ситуации не лучшее время для него на телеке. Именно в формате съемок. Ограничения в темах, консерваторы и толерантные. Тут про РПЦ не говори, тут про Путина не скажи. Тяжело в этих рамках остаться правильной боевой единицей. Потому мы перешли в формат концертов.
В этом есть свои плюсы. Особенно в плане зрителей. Ведь это не случайный зритель, щелкающий каналы, а человек, который целенаправленно пришел на нас.
На передаче много было всего, что шло не так. В этом и фишка. Там была импровизация, иногда гости себя вели непредсказуемо. Первая программа, где Микки Рурк реально пил водку. Я всегда с теплотой вспоминаю эти моменты. Душевный выпуск с замечательным Хью Джекманом.
Участие в этом проекте для меня самого было вызовом. Я никогда не пел, но там исполнил пеcню Высоцкого. И был очень горд собой.
— Ваш друг и коллега Михаил Галустян очень остро в свое время отреагировал на ролик BadComedianʼa. Но ваши работы тоже попадали в его прицел. Как относитесь к критике от Баженова?
— Отношусь нормально. Я не люблю неоправданную критику, но если есть что-то интересное, то почему бы и нет. Иногда это бывает остроумно.
— В чем на ваш взгляд, принципиальное различие русского и американского юмора?
— Я бы так не разделял. Можно общаться с иностранцем, шутить. Все все поймут. Хотел бы сказать, что на Урале много абсурдного юмора рождается, но вспоминаю Монти Пайтон — родоначальников такого направления.
Сейчас наш юмор многообразен. В интернете множество людей снимающие всякие дикие вещи. Классический юмор в духе КВН еще существует, есть классные пародии Сатира. На любой вкус.
— Многие осмеивают «Кривое зеркало» и «Аншлаг», считаете ли вы тот юмор устаревшим?
— Я всю свою жизнь слышу это. Это юмор для своей публики. Взрослое поколение тяжело принимает новые формы юмора, а для молодых тяжелее принимать юмор того времени. Пусть каждый наслаждается тем, что ему ближе. Я за разнообразие.
— Планируются продолжения двух ваших шоу «Русские не смеются» и «Стендап андреграунд»? Как родились идеи этих шоу, и будут ли какие-то изменения в новых сезонах?
— «Стендап андерграунд» уже снят. Первый сезон был очень успешный. Общественность его хорошо приняла. Куски вирусились и собирали огромное количество лайков. Удивлен, что СТС согласились, так что спасибо им большое. «Русские не смеются» снимается сейчас. Мы подтянулись по юмору. Стало участвовать меньше странных людей, а больше тех, кто ставит на юмор, а не на странное поведение. Это шоу в духе украинского «Рассмеши комика» или старого шоу на ТВ-6, чье название я забыл.
Но в «Русские не смеются» классная концепция. Ведь идет борьба за деньги между теми, кто старается не рассмеяться и теми, кто их смешит.
— В «Русские не смеются» можно делать что угодно, лишь бы рассмешить, я правильно понимаю? Или есть какие-то условия еще?
— Делать можно все что угодно, но не нарушая законов. Но мы все равно фильтруем. Вдруг выйдет кто-то с импровизацией и будет просить выкрикнуть какие-то слова, чтобы из них сделать номер. Не факт, что такое зайдет.
— Было ли обидно за какого-то участника, чей юмор вы оценили, а несмеяны даже не пошевелились?
— Постоянно. Часто видишь человека с необычным юмором, осознаешь, что его юмор не прямолинеен, он использует какие-то нестандартные ходы. А оценивающие на этот никак не реагируют. Понятное дело, что в этом суть. Но немного обидно, ведь хочется, чтобы хороший юмор оценили.
— Кому-то из участников первого сезона шоу «Стендап андерграунд» помогло это шоу? Или для большинства это была лишь минута славы?
— За всех сказать не могу, но по моей информации шоу зашло не только людям в теме. У участников есть разные предложения, но получили ли они их благодаря передаче, я точно сказать не могу. Участие в любом случае пошло им только в плюс.
— Почему вы решили делать стенд-ап шоу на семейном телеканале СТС? Ведь формат стенд-апа предполагает грубые и острые шутки, которые предназначены совершенно не для детей.
— Шоу показывают после 23:00, когда дети должны спать, так что с этим нет проблем. Да и ничего за гранью там нет. Да и ТВ-фильм присутствует. Это идеальное время для таких программ. Еще не отправился ко сну, так что можно хорошо посмеяться.
— Не боялись ли неудачи после шоу «Центральный микрофон» 2013 года, который не смог завоевать зрителей?
— Я даже о таком и не слышал. Так что бояться мне было нечего.
— Один из ваших будущих проектов «Полный блэкаут». Говорят, после «Форта Боярда» вы не хотели участвовать в чем-то подобным? Это правда?
— Так я точно не говорил. Но скорее всего в одном из интервью я сказал, что не поехал бы на второй сезон. Я говорил это в шутку, так как просто немного устал. Надо было отдохнуть.
За блэкаут я очень переживаю. Очень надеюсь, что все получится. Это шоу отлично снимает маски с людей. Розыгрыши могут обнажить истинную личину человека.
Я ненавижу пранки, которые я считаю насилием над людьми. Когда на улице на тебя агрессивно набрасываются, пытаясь из тебя эмоции вырвать. Я не про телефонные пранки, а именно уличные.
— Расскажите поподробнее о том, как выглядит это шоу.
— Действие происходит в полной темноте. Герои должны проходить определенные испытания. В духе четырех коробок, в которые надо засунуть руку, а там много неожиданности. Это пугает некоторых, заставляет включать на полную катушку воображение, которое может нарисовать не всегда позитивную картину.
Зритель все будет видеть в черно-белом из-за темноты в комнатах.
— Испытания — это фантазия сценаристов или вы проводили опрос, чтобы узнать страхи людей?
— Да, определенные люди изучали внимательно анкеты участников, чтобы использовать информацию для разработки испытаний.
— Расскажите о ваших будущих кинопроектах.
— Если ничего не помешает, то ближайшее время мы должны начать снимать фильм Love, так называется отель. В его декорациях 14 февраля будет развиваться действие несколько новелл. Это моя первая попытка снять романтическую комедию. Мне нравится сценарий, актерский состав. Мы ждем и надеемся, что все будет хорошо. Много пока говорить не хочу, так как не хочу наговорить про фильм, а потом из-за вируса все не состоится.
— Планируете ли снимать юмористические сериалы для СТС?
— Для СТС пока лишь в планах один проект. А вот для Кинопоиск HD выйдет от нашей с Сашей Незлобиным студии “Свердловск” первый сериал под названием «101 способ на_#_ть себе».
— Кроме работы на ТВ вы владеете ресторанным бизнесом. Корона этому сегменту нанесла один из самых серьезных ударов. У вас все обошлось?
— Глобально мы выжили, мы верим в будущее. Мы открылись почти все. С Екатеринбургом вот проблемы. По регионам отдельно разбираться будем. Московские заработали в штатном режиме. Одну волну пережили, но вот насчет второй не уверен, что сможем.
— Назовите лучшие комедии за последнее время.
— Из нового ничего не могу вспомнить. У меня проблема, что мне очень тяжело смотреть комедии. Любые жанры могу, а вот комедии читаю наперед. Хотел бы смеяться от всего, но не получается. Последний раз я смеялся месяц назад, когда пересматривал комедию «Телеведущий» с Уиллом Фаррелом.