Церемония «Оскар» 2023: фавориты и незаметные номинанты премии, достойные внимания
В ночь с 12 по 13 марта состоится церемония награждения «Оскар». Редакция «Канобу» советует присмотреться к фильмам, которые получили по одной-две номинации или вовсе оказались на «Оскаре» случайно.
В этом году на церемонии «Оскар» выбрать победителей будет непросто, получилось действительно сложное и противоречивое противостояние внутри каждой номинации. За звание лучшего фильма борются сразу несколько нашумевших картин и блокбастеров 2022 года. Очевидные лидеры — «Всё везде и сразу» и «Банши Инишерина», но им противостоят злободневный «На западном фронте без перемен», аттракционный «Аватар: Путь воды», рефлексирующий о кино «Фабельманы», идеологичный «Треугольник печали», музыкальный «Элвис», драматичный «Тар», новый «Топ Ган» и прошедший почти незамеченным феминистский «Говорят женщины».
Именитые режиссёры: Стивен Спилберг, Джеймс Кэмерон, Мартин Макдона, Рубен Эстлунд и Тод Филд тягаются с новичками в индустрии и любимчиками зрителей и кинокритиков – Дэниелами (Дэн Кван и Дэниел Шайнерт, режиссёры «Всё везде и сразу») за звание лучшего режиссёра года. Актёрская борьба ещё напряжённее: на передовой, по мнению кинокритиков, за статуэтку сражаются актрисы с большим стажем и талантом: Кейт Бланшетт и Мишель Йео. Непредсказуемый исход и у номинации «лучшая мужская роль»: молодые Пол Мескаль и Остин Батлер противопоставлены оскароносцу Колину Фареллу и Брендану Фрейзеру, вернувшемуся на большой экран после долгого молчания.
Среди анимационных фильмов лидируют, пожалуй, два проекта: «Кот в сапогах 2: Последнее желание» и «Пиноккио Гильермо дель Торо», однако незаметно подбирается к званию лучшего мультфильма и «Марсель, ракушка в ботинках» (98% симпатий кинокритиков на The Rotten Tomatoes). За визуальное первенство, как в гриме, так и в спецэффектах наиболее заметно соревнуются «Аватар: Путь воды», «Бэтмен» Мэтта Ривза и «Чёрная Пантера: Ваканда навеки».
Однако мы решили не делать ставок ни на чью победу, а поговорить о более «тихих» номинантах премии.
«Близко» (Close)
Страна: Франция
Жанр: драма
Режиссёр: Лукас Донт
Победы в конкурсах: Гран-при Каннского кинофестиваля
Номинация «Оскар»: Лучший международный фильм
Лео (Иден Дамбрин) и Реми (Густав Де Ваэле) – лучшие друзья и одноклассникии. Но, как обычно бывает, в начале подросткового периода начинает формироваться характер, появляются новые интересы, а старых друзей сменяют новые знакомства. Реми привык к дружбе с Лео, но тот внезапно начал отдаляться от него. Из грусти Реми стал требовать у друга ответов: почему он его избегает и не отвечает на простые вопросы, что изменилось в их отношениях? Но по итогу обессиленный и одинокий, он убегает прочь. Назавтра Реми не приходит в школу, пропускает день экскурсии, но не придёт он и на следующий день. Мальчик покончил жизнь самоубийством. Теперь Лео приходится искать ответы и терзаться чувством вины.
Помимо сильного сценария и трогательной истории фильм может удивить удачными визуальными решениями: яркий солнечный свет, насыщенная цветокоррекция, съёмка ручной камерой и проезды вдоль цветочных полей и долин юга Франции. Детство и лето юности чувствуется в каждой клетке этого кино, но чем ярче кажется эта визуализация детского восприятия мира, тем больнее ударяет беззвучность скорби взрослеющего ребёнка.
«Мост через озеро» (Causeaway)
Страна: США
Жанр: драма
Режиссёр: Лила Нойгебауэр
Победы в конкурсах: премия BRAs за выдающуюся мужскую роль второго плана
Номинация «Оскар»: Лучшая мужская роль второго плана (Брайан Тайри Генри)
Линси (Дженифер Лоуренс) возвращается домой, в Новый Орлеан после войны в Афганистане с черепно-мозговой травмой. Одиночество, телесная боль и пост-травматическое стрессовое расстройство лишают Линси возможности вернуться по-настоящему. Её мысли где-то далеко, взгляд смотрит в пустоту, а мирская реальность вынуждает найти работу. Обратно в армию её не берут, единственный вариант – чистить бассейны. Вскоре она познакомится с механиком Джеймсом (Брайан Тайри Генри), и найдёт в его взгляде симптомы травматичного прошлого. Герои сближаются, чтобы вместе преодолевать свои утраты.
«Мост через озеро» был номинирован на несколько локальных американских кинопремий, но одержал победу на Римском кинофестивале (за лучшую режиссёрскую работу), вторую победу фильму принёс актёр Брайан Тайри Генри («Атланта» (Atlanta)), взяв награду BRAs (Black Reel Awards), как «выдающийся актёр второго плана». Самыми очевидными соепрниками Генри на «Оскаре» кажутся «Оскаре» Брендан Глисон и Барри Кеоган («Банши Инишерина»). Но его победа более однозначна: «Мост через озеро» удостоился лишь одной номинации при весьма выдающейся режиссуре и операторской работе. Сильная постановка, выделяющая фильм об американских ветеранах отсутствием дидактики и излишнего пафосного тона, делает это кино универсальным и чутким к чужому опыту. А перформанс Дженнифер Лоуренс заслуживает отдельных оваций – актрисе удалось передать горечь тяжелых воспоминаний и растерянность своей героини с помощью психофизики: опустошенный взгляд и яркое эмоциональное молчание говорят о случившейся боли лучше классического для жанра флэшбэка.
«Ради Лесли» (To Lesli)
Страна: США
Жанр: драма
Режиссёр: Майкл Моррис
Победы в конкурсах: –
Номинации на «Оскар»: Главная женская роль (Андреа Райзборо).
Фильм должен победить в номинации «самое непонятное вторжение на Оскар». Появление Андреи Райзборо в номинации на лучшую женскую роль вызвало настоящий скандал: её кандидатура не подходит по главному критерию киноакадемии – о фильме, в котором она снялась, никто не знает, картина провалилась в прокате, собрав несчастные 27 тыс. $. Как это кино удостоилось мерцания в одной из основных номинаций – об этом лучше расскажут теории заговора, обвиняющие киноакадемию в коррумпированности и кумовстве.
Несмотря на противоречивую реакцию, актёрское исполнение Райзборо действительно достойно упоминания. Райзборо – выдающаяся актриса, сыгравшая непростой образ аутсайдерши из гетто, но оболочка фильма может подпортить общее впечатление – она получилась довольно банальной. «Ради Лесли» – социальная драма о фрустрации, сюжет которой мог бы стать неплохой основой для эпизода «Бесстыжих», если бы сместил фокус с морализаторства. История ленты посвящена Лесли Роулендс, ей посчастливилось выиграть в лотерею, достичь «американской мечты». Пообещав всей стране в выпуске теленовостей потратить деньги на будущее своего 13-ти летнего сына Джеймса (Оуэн Тиг), женщина в итоге бросает мальчика, сбегает и пропивает всё состояние. Когда приходит время вернуться в семью перед ней закрываются все двери.
«Бардо (или Лживая хроника пригоршни истин)» (Bardo (o falsa crónica de unas cuantas verdades))
Страна: Мексика
Жанр: драма
Режиссёр: Алехандро Гонсалеса Иньярриту
Победы в конкурсах: —
Номинация «Оскар»: Лучшая операторская работа
Сюрреалистичное, странное и диковатое кино Иньярриту предлагает зрителю поблуждать по внутреннему миру мексиканского репортёра и режиссёра документального кино Сильверио (Даниэль Хименес Качо), который возвращается на родину из Лос-Анджелеса. Сильверио пытается понять свою национальную идентичность и заново изобрести свою семью. От чужой страны он устал, а в родной – совсем потерялся. Не так давно он и его жена потеряли новорождённого ребёнка, и кошмарные образы травмирующего события документалист-Сильверио проживает в неуместно комических сценах.
Фильм прогремел на Венецианском кинофестивале, взбесив большинство кинокритиков и выгнав зрителей из кинозала. Но если сюжет и содержание кажутся довольно натянутыми, невыносимо долгими и чаще всего беспринципно пустыми, то операторская работа вызывает неподдельный восторг. Казалось бы, ничего нового Иньяритту в «Бардо» не предлагает: знакомая по прошлому его фильму «Бёрдмэн» съёмка одним планом без склеек, но на этот раз вместо ручной камеры («Стэдикам») оператора Эммануэля Любецки – плавные, но динамичные взлёты и падения широкоформатной камеры под руководством оператора Даруса Хонджи.
Дарус Хонджи однозначно заслуживает награды за виртуозность и зрелость своих приёмов. Среди основных конкурентов видится номинированный оператор «Элвиса» – Мэнди Уокер. Джеймс Френд («На западном фронте без перемен»), Флориан Хоффмайстер («Тар») и Роджер Дикинс («Империя света») – пока менее очевидные победители.
«Солнце мое» (Aftersun)
Страна: Великобритания
Жанр: драма
Режиссёр: Шарлотт Уэллс
Победы в конкурсах: Приз-жюри Каннского кинофестиваля; победы BIFA в номинациях лучший независимый британский фильм, лучший режиссёр, лучшие сценарий и операторская работа; премия BAFTA за лучший режиссёрский дебют
Номинация «Оскар»: Лучшая мужская роль
Один из главных фильмов 2022 года по версии кинокритиков. Начало нулевых, одиннадцатилетняя Софи (Фрэнки Корио) приезжает к отцу Колуму (Пол Мескаль) на каникулы в турецкий отель. После развода родителей Софи осталась с мамой, поэтому проведённое вместе с отцом лето приобретает для неё особую ценность и запоминается на всю жизнь. История фильма разворачивается из будущего: повзрослевшая Софи смотрит VHS-кассеты с записями своего отдыха с отцом и переживает волну ностальгических воспоминаний. Углубить повествование позволяет вторжение взгляда режиссёрки через камеру в руках оператора Грегори Оука: она снимает общие планы, отстранённо захватывая отношения отца и дочери, их эмоции и настроение, их общность и разделённость. А портативная VHS-камера продолжает взгляд Софи, стараясь разглядеть и узнать Колума получше. Порой он смеётся, дурачится, временами грустит, становится недоступным, но для Софи он всегда — безусловно любящий отец.
Повзрослев, Софи начинает узнавать в образе отца, заснятом на плёнках, саму себя. Она, наконец, понимает причины, из-за которых взрослые забывают исполнять свои детские мечты. Шарлотт Уэллс удалось создать очень личное кино, которое прекрасно резонирует со зрительским опытом. Ненавязчивые ноты ностальгии о детстве звучат в этом фильме узнаваемыми строками из песен группы Blur, знакомыми интонациями неловкости, присущей общению ребёнка с родителями, или манящей атмосферой скучноватого морского курорта. А дуэт Фрэнки Корио и Пола Мескаля — настоящее чудо, им удалось раскрыть непростые взаимоотношения отца и дочери и сделать это кино особенно трогательным и близким к сердцу.
Бонус. Фильм, который мог бы попасть в основные номинации:
«Вавилон» (Babylon)
Страна: США
Жанр: драма, исторический, мюзикл
Режиссёр: Дэмиен Шазелл
Победы в конкурсах: премия BAFTA в номинации “лучшая работа художника-постановщика”, премия Ассоциации Кинокритиков Чикаго за лучшую музыку, «Золотой глобус» за лучший оригинальный саундтрек
Номинации на «Оскар»: Лучший саундтрек, Лучшая работа художника-постановщика, Лучший костюм
«Вавилон» – кино, размышляющее об истории кино. Здесь и отсылки к культовой книге Кеннета Энгера «Голливуд Вавилон», обличающей насильственные преступления главных звёзд немого Голливуда, например, Роско Арбакла, убившего начинающую актрису. Брэд Питт и Марго Робби, сыгравшие Джека Конрада и Нелли ЛаРой, представили на экране собирательные образы актёров и актрис Голливуда 30-х. Шазелл показывает переломный момент в истории кинематографа – приход звука, и последующую за ним смену формы кино и съёмочного процесса, которую переживает главный герой Мэнни (Диего Кальва). Мэнни вместе с индустрией кино проходит путь от вдохновлённого и влюблённого разнорабочего-фокусника, превратившегося в уставшего продюсера-профессионала.
Режиссёр и оператор (Линус Сандгрен) бросают зрителя в событийный вихрь, избирая головокружительное повествование, отражающее хаос и безумность характера киноиндустрии 30-х. Это кино невозможно не полюбить: экспрессия, агония, ирония, ненормальность и беспринципность – всё здесь гармонично, красиво и хорошо работает. Но основных номинаций фильм лишился из-за хулиганства его автора с формой, повторения сюжета «Поющих под дождём» (1951), в чём Шазелл честно признаётся в финале своей картины.
На главных позициях премии американской киноакадемии «Вавилону» не дают оказаться низкие рейтинги зрителей и кинокритиков, которые играют ключевую роль при выборе фаворитов. Вдобавок фильм Шазелла потерпел полный крах в прокате – даже не окупил бюджет (78 млн $), собрав около 63 млн$. Сложно судить, с какой статуэткой это кино отправится домой, учитывая соперничество с «Аватаром: Путь воды» за лучшую работу художника-постановщика, с «Элвисом» за лучший костюм и с «Фабельманами» за лучшую музыку. Но даже без победы этот фильм про историю кино точно не забудется.
Где смотреть церемонию вручения «Оскар»?
Трансляция церемонии награждения пройдёт в Лос-Анджелесе в театре Dolby в ночь с 12 по 13 марта, проведёт награждение Джимми Киммел. Права на трансляцию принадлежат телеканалу ABC, но легальный просмотр самого растиражированного кино-события года доступен на онлайн-сервисах: Hulu+ (платная трансляция, можно оформить бесплатный пробный период), YouTube TV (можно оформить пробный период, регистрация доступна только с VPN).
Церемония вручения начнётся в 20:00 по североамериканскому восточному времени 12 марта — 03:00 по московскому времени, 13 марта.