«Тролли. Мировой тур» — детская «Дорога ярости» по миру музыки с Оззи Осборном и Гвен Стефани
Предприятие было сомнительное — в европейской и западной культурах мода на игрушки давно прошла. В России куклы хоть и появились только в 90-х (железный занавес и все такое), но даже с тех пор уже утекло много воды. Тем не менее студия рискнула, купила почти все права на троллей и отбила вложенные 125 $ миллионов почти в три раза. Гонорар получен, на мультфильм все обратили внимание, так что продолжения было не избежать.
А была ли в нем необходимость? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте углубимся в суть первой части. Это был максимально детский мюзикл с наивным юмором, простой концепцией и прозрачной моралью о чувстве меры, истории Золушки, предательстве, взаимопомощи, балансе между позитивом и негативом, а также о том, что истинное счастье кроется внутри нас (уж точно не в еде). Мультфильм по большей части для детей до десяти лет — взрослые, особенно после мультфильмов Pixar, рискуют заскучать.
Однако если подождать, то к слащавости, нарочитой попсовости и незамысловатости можно привыкнуть, а от ярких красок и современного EDM вполне реально получить удовольстви. К Розочке (Анна Кендрик/Виктория Дайнеко) и Цветану (Джастин Тимберлейк/Дима Билан) с их вечными перепалками есть риск, по-своему, прикипеть.
Так вот, учитывая всю простоту сюжета, морали и образов персонажей, стоило ли браться за продолжение? Что оно может дать?
К счастью, создатели смекнули, что сильная сторона мультфильма — музыкальная составляющая. Смесь ностальгии с заедающими новейшими (на тот момент) композициями в исполнении пластичных существ под изобилие ярких красок, как развлекательный компонент, сработали вполне успешно. Однако мы имели возможность слушать только попсу. Но что делать тем, кто любит рок, кантри, классику, техно или фанк? Именно об этом позаботились «Тролли. Мировой тур».
Молодое поколение поп-троллей ждет сюрприз. Оказывается, что мир музыки огромен, и помимо них существуют приверженцы вышеперечисленных стилей, которые живут в разных уголках Земли.
Долгое время они существовали не то чтобы в гармонии, но, по крайней мере, не мешали друг другу, пока Рокс (Рэйчел Блум/Полина Гагарина) не решила насильно объединить всех под единой религией рока. Чтобы остановить ее, Розочка с Цветаном покидают родной дом и отправляются в опасное путешествие, которое должно изменить их представление о других культурах, друг о друге и самих себе.
Из старых сценаристов в проекте остались Джонатан Айбел и Гленн Бергер, у которых за плечами франшиза «Кунг-фу Панды», а к режиссеру Уолту Дорну присоединился Дэвид Смит, занявший место Майка Митчелла («Шрэк навсегда», «ЛЕГО Фильм 2», «Тролли»). Старого тандема вместе с Элизабет Типпет, а также Майей Форбс и Уоллесом Володарски, известным по «Собачьей жизни» и «Монстрам против пришельцев», таки хватило, чтобы достаточно освежить мультфильм.
Минуя попытки сделать акцент на драматургии и сценарной серьезности, которые бы, очевидно, провалились, команда делает ставки на динамику (их в разы больше, чем в первой части) и разнородность культур. Структура фильма устроена так, что во время путешествия герои попадают в разные поселения, где господствуют определенные музыкальные стили.
Мы видим городок, где «классики» в образе ангелов исполняют Бетховена и при помощи его же композиции забавно пытаются сразить Рокс. Прелестны персонажи из кантри направления, распевающие грустные песни, и модные фанки, живущие в огромном, разрывающемся от обилия неоновых оттенков, пространстве. Кстати, над образами племен, которые выглядят так гармонично, создатели работали вместе с Дарнеллом Хантом — ученым в области рас, средств массовой информации и культуры.
Еще одно сюжетное ответвление дарит нам троллей-наемников, которых подсылает Рокс для поимки Розочки. Среди них герой с комичным именем, и не менее комичным образом Амура — нежный джаз-тролль Чез, при помощи игры на саксофоне гипнотизирующий жертву.
Также есть представители регги, поп- и йодль-направлений — тайна последних является одним из основных твистов мультфильма. Но особенно очаровательна Рокс с ее рокерским слэнгом, «кровавым» хаером и передвижным концертом, от чумовой музыки которого сносит крышу. А сам он разрушает все на своем пути — прямо как в «Дороге ярости», слепой гитарист из которой стал одним из популярнейших мемов. Совершенно в тему тут король Трэша (в озвучке великого и ужасного Оззи Осборна), который передвигается на коляске и не может показать «рок» без чужой помощи.
Работает (и вполне неплохо) «Мировой тур» и с мифологией. Авторы рассказывают историю троллей с момента их появления, как они изобрели музыку, из-за в итоге разделились и кто на самом деле в этом виноват — еще один поворот, который, к слову, относительно неожиданный. Лаконично вписывается в сюжет любовная линия между Розочкой и Цветаном, которая ожидалась еще в «Троллях». Кстати, отдельное повествование тут уделено еще и Куперу, который проходит путь самоидентификации, пытается узнать больше о своих корнях и прошлом.
Что касается смысловых особенностей, то они прозрачны также, как и в первой части. Мы имеем дело с тем, что нужно уважать к иные культуры (не только музыкальным); уметь слушать; не отрицать, а принимать различия; принимать близких такими, какие они есть; помнить, что вся сила идет от сердца. Впрочем, все это в лоб проговаривается и в мультфильме.
Гораздо интереснее и смешнее в «Мировом туре» отображено разоблачение «величия» поп-культуры, которую Рокс (как и многие ее современные противники) называет пресной, безликой и бессмысленной. В кантри деревне Розочка, нарекая самыми важными песнями в истории музыки композиции Lmfao, Psy и тд., закатывает поп-концерт, после чего кантри-тролли сажают их в тюрьму за преступление против человечества. Выглядит это, впрочем, не как обвинение, а как острота — тем более суть мультфильма сводится к гармоничному сосуществованию и важности всего и вся.
Смотреть новую картину DreamWorks Animation стоит исключительно без перевода англоязычных песен, дабы получить максимальное удовольствие от основного преимущества картины. Тем более голоса своим маленьким героям подарили в том числе Гвен Стефани, всемирно известный дирижер и скрипач Густаво Дудамель и сам Оззи Осборн, а рок-композиции в оригинале — особо мощное действо.