3 лучших фильма о хакерах
«Хакеры» (Hackers)
С одной стороны, «Хакеры» — олицетворение всех худших голливудских традиций. Простая американская компьютерная молодежь здесь выглядит как Джонни Ли Миллер и Анджелина Джоли, вирус появляется на экране в виде гигантской говорящей головы Леонардо Да Винчи, а финальная атака на корпоративный суперкомпьютер подозрительно напоминает нападение повстанцев на Звезду Смерти.
Зато у фильма есть прекрасный саундтрек с композициями The Prodigy и Massive Attack, очень неплохая режиссура Йена Софтли и крепкий профессиональный сценарий Рафаэля Моро. Сценарист серьезно увлекался хакерской культурой поздних 80-х и ранних 90-х и вывел под видом своих героев реальных хакеров из легендарных групп Legion of Doom и Masters of Deception.
Более-менее реалистичные хакерские приемы тут очень органично уживаются с откровенным киберпанком: да, настоящие хакеры того (или любого другого) времени не проводили свое свободное время, играя в Wipeout на гигантском экране с 20-летней Анджелиной Джоли… но, черт возьми, как бы им хотелось так его проводить!
И даже суперкомпьютер в «Хакерах» зовут Гибсоном — в честь сценариста одной из картин нашего топа. Ну как можно не любить такой фильм?
Реальную жизнь хакеров 90-х нам все-таки не показывают. Вместо этого на экране очень творческое представление о ней в эпоху, когда компьютеры уже перестали быть чем-то совсем уж экзотическим, но еще не успели стать неотъемлемой частью повседневности.
«Кибер» (Blackhat)
Самый свежий и самый недооцененный фильм в этом списке, «Кибер» пострадал прежде всего от неправильной рекламной кампании.
Я уже рассказывал о потрясающей актерской работе Криса Хемсворта в этом фильме. На мой взгляд, это его лучшая роль. Но вы об этом ни за что не догадаетесь из трейлеров или кратких описаний сюжета Blackhat. В них нам рассказывают очередную историю об осужденном хакере, который соглашается сотрудничать с властями, чтобы завоевать себе свободу, и идет по следу другого хакера. Таких историй хватает и в сериалах, и в других фильмах, и даже в реальной жизни. В общем, все очень банально.
На самом же деле Хемсворт играет закоренелого уголовника. Он попал за решетку в очень юном возрасте и превратился в типичного героя раннего Майкла Манна: взращенного пенитенциарной системой гладиатора, для которого жизнь на воле не особо отличается от жизни в тюрьме.
Да, он учился в Массачусетском технологическом и владеет определенными навыками в написании кода. Но это вам не хакер-энтузиаст, вставший на кривую дорожку. Это профессиональный рецидивист. Все вокруг принимают его за безобидного компьютерщика, не понимая, что от героя Хемсворта можно получить не только DDoS-атаку на сайт, но и удар заточкой под ребро.
Во всем творчестве Манна, где мелькают такие люди, как Фрэнсис Долархайд из «Охотника на людей», Винсент из «Соучастника» и Нил Макколи из «Схватки», Николас Хэтэуэй из «Кибера» остается самым опасным для окружающих персонажем.
Я мог бы многое рассказать о сюжете и отдельных сценах этого фильма. О его простой, но очень трогательной и естественной любовной линии. Но я не хочу портить вам удовольствие — посмотрите эту замечательную картину сами.
Если вы до сих пор сомневаетесь, я вас прекрасно понимаю. Я и сам, заглянув в разгромные рецензии и будучи жестоко разочарованным последними 2-3 фильмами Манна, пропустил «Кибер» в кино и на Blu-ray. А затем американский автор Брет Истон Эллис похвалил «Кибер» в своем подкасте и назвал его лучшей картиной Манна со времен «Своего человека» 1999 года.
«Свой человек» — один из трех лучших фильмов Манна. Я решил посмотреть «Кибер» исключительно из возмущения, чтобы у меня был повод назвать Эллиса ничего не понимающим в кино писателем. Но автор «Гламорамы» и «Американского психопата» оказался прав.
«Кибер» — это фильм, который можно ставить в один ряд со «Схваткой», «Своим человеком» и «Вором».
«Джонни Мнемоник» (Johnny Mnemonic)
Если в «Хакерах» нам показывали середину 90-х через призму киберпанка, то в «Джонни Мнемонике» киберпанк уже наступил: действие фильма происходит в далеком-предалеком 2021 году. Киану Ривз играет курьера, который перевозит в голове ценную информацию от одной группы хакеров к другой. Во-первых, информация слишком важная, чтобы ее можно было передать по сети. Во-вторых, ее немыслимо много: 320 гигабайт!
За фильмом Роберта Лонго возвышается вся громада творчества Уильяма Гибсона — отца-основателя жанра «киберпанк». «Джонни Мнемоник» — единственный экранизированный сценарий Гибсона, но далеко не единственный, им написанный.
«Мнемоник» практически не имеет отношения к рассказу, по мотивам которого он сочинен. Зато в нем живут цифровые призраки героев неснятых сценариев «Нейроманта» и «Сожжения Хром». Это «декеры», ковбои виртуальных просторов недалекого будущего, где весь мир выглядит как Япония 80-х, управляемая мега-корпорациями и якудза с лазерными хлыстами.
Наиболее очевидные кандидаты в декеры в «Мнемонике» — троица азиатов, закладывающая данные в голову курьера в начале фильма. Но мой любимый герой — и лучший хакер в этом материале — Джонс, выходящий на сцену лишь в финале картины.
Подобно герою «Кибера», Джонс не всегда был хакером-фрилансером: он успел отслужить в ВМФ США в должности криптографа. Это самый умный, добрый и симпатичный персонаж, когда-либо занимавшийся хакерской деятельностью в книге, комиксе, фильме или сериале.
При всем моем уважении к «Матрице», именно роль в «Джонни Мнемонике» приходится признать лучшей работой Киану Ривза. Из-за этой вот сцены:
Почетных упоминаний заслуживают фильмы, связанные с творческим использованием компьютера, которые я все-таки не смог зачислить в ранг фильмов о хакерах. «Предел риска» — отличный фильм, но про обычного аналитика. «Трон» — безусловный шедевр, но про вполне заурядного программиста. «Матрица» — один из моих самых любимых фильмов, но про хакера ли он, или все-таки про супергероя?
Вся остальная голливудская продукция на эту тему не выдерживает критики. Было трудно отобрать хотя бы три фильма, в которых хакерство показано как часть повседневной жизни, а не как некое запретное ремесло, непонятное среднему человеку.
Я бы хотел вам сказать, что великолепный «Мистер Робот» с его маниакальным вниманием к деталям доказал, что хакерские сцены можно и нужно показывать предельно аутентично. Но средний эпизод «Робота» смотрит от силы полтора миллиона человек, тогда как средний эпизод чудовищно тупого и нереалистичного сериала «Скорпион» — 13 миллионов. Так что еще неизвестно, кто тут прав, — мы или голливудские продюсеры.