10 июля 2019Игры
Обновлено 09.01.2020

Топ 20 шутеров от третьего лица — по версии «Канобу»

В начале 2018-го мы завершили поистине титанический труд — топ 100 лучших игр всех времен. Нам понадобилось больше года, чтобы отдохнуть от ожесточенных редакционных споров, и теперь мы наконец готовы пойти дальше — запустить жанровые топы. Настало время выбрать лучшие шутеры от первого лица, RPG, стратегии, экшены и так далее. Это одновременно и проще, и сложнее, чем было с сотней. Проще — потому что в рамках одного жанра игр надо выбрать меньше. Сложнее — потому что самих игр тоже меньше. Споров по этому топу в редакции было немало: надеемся, что и вы тоже выскажетесь в комментариях. Ну что, поехали?
В начале 2018-го мы завершили поистине титанический труд — топ 100 лучших игр всех времен. Нам понадобилось больше года, чтобы отдохнуть от ожесточенных редакционных споров, и теперь мы наконец готовы пойти дальше — запустить жанровые топы. Настало время выбрать лучшие шутеры от первого лица, RPG, стратегии, экшены и так далее. Это одновременно и проще, и сложнее, чем было с сотней. Проще — потому что в рамках одного жанра игр надо выбрать меньше. Сложнее — потому что самих игр тоже меньше. Споров по этому топу в редакции было немало: надеемся, что и вы тоже выскажетесь в комментариях. Ну что, поехали?
Топ 20 шутеров от третьего лица — по версии «Канобу» - фото 1

Как и в случае с топом 100 игр, это не академические топы. Мы прекрасно помним обо всех культовых играх, но если их здесь нет — значит, это общее редакционное решение, к которому мы пришли в ходе длительного обсуждения. К тому же, если когда-то давно игра X представила важную механику, а спустя 20 лет игра Y довела ее до совершенства — в топ попадет именно игра Y. Помимо множества субъективных категорий, ко всем играм применялся один важный критерий — нормально ли они играются сегодня?

В топ шутеров от третьего лица мы осознанно не стали включать:

  • игры в открытом мире вроде GTA, Watch Dogs и подобных;
  • игры из стелс-серий Metal Gear Solid, Splinter Cell, Batman: Arkham, Hitman и подобных;
  • слэшеры, где герой может стрелять из огнестрельного оружия;
  • игры жанра survival horror вроде Resident Evil 4, Dead Space, The Evil Within и подобных;
  • «королевские битвы»;
  • ролевые игры вроде Mass Effect и Alpha Protocol.

Некоторые из упомянутых игр попадут в другие жанровые топы.

Топ 20 шутеров от третьего лица — по версии «Канобу» - фото 2

Денис Князев, руководитель раздела игр

The Order 1886 вышла чуть больше чем через год после появления PS4 — игра Ready At Dawn должна была показать, на что еще способна консоль тогда еще нового поколения в плане игровой графики. И с этой задачей она отлично справилась — это до сих пор одна из самых красивых игр.

Хотя дело, конечно, не только в графике. Картинка — лишь один из элементов, с помощью которых авторы создали невероятно правдоподобный и очень детальный Лондон конца XIX века. Да, это альтернативная история, с древним орденом рыцарей круглого стола, мутантами, магической «черной водой» и стимпанковским оружием Теслы, но черты викторианской эпохи все те же: заводы, отравляющие воздух едким дымом, непрекращающиеся паровозные гудки, громкие удары молотками по стали, знаменующие активную застройку города, газеты, в которых первую полосу занимают свежие новости о жутких убийствах в грязном Уайтчепеле.

Топ 20 шутеров от третьего лица — по версии «Канобу» - фото 3

У Ready At Dawn получилась глубокая и проработанная вселенная, которая обрела жизнь в очень красивом и полном деталей мире. Про The Order 1886 не зря говорили, что это больше кино, чем игра: бродить по локациям и рассматривать каждый угол, даже в 2019-м поражаясь тому, как много сил художники и дизайнеры потратили на создание уровней, — отдельное удовольствие и главная причина сыграть в эту игру сегодня. «Орден 1886» — увлекательное приключение в викторианском Лондоне, которое не требует от вас в подробностях изучать механику и не проверяет ваши навыки на прочность.

Это правда: The Order 1886 с точки зрения геймплея даже в 2015-м не предлагала ничего нового — но плохо ли это? Стрельба в ней всего лишь нормальная, работающая на принципах, заложенных еще в Gears of War, — и на мой взгляд не каждая игра должна совершать революцию в геймплее. Иногда достаточно, когда он просто не раздражает — вот в «Ордене» как раз именно так. Да и в конце концов, где еще можно пострелять из дугового разрядника или магнитной пушки, буквально «расщепляющей» противников, в тесных лондонских трущобах?

Топ 20 шутеров от третьего лица — по версии «Канобу» - фото 4

Денис Князев

В 2006 году, через месяц после релиза Gears of War, компания Capcom выпустила шутер от третьего лица, в котором люди пытаются отбить далекую колонизированную планету у живущих на ней пришельцев. Почему в таких условиях Lost Planet выжила и к тому же получила два продолжения? Потому что заметно отличалась от Gears of War геймплеем и обладала парой крутых механик.

В Lost Planet нет укрытий — и уже за это ее стоит как минимум уважать. По крайней мере, стоило во второй половине 2000-х, когда Gears of War, по сути, переизобрела жанр и породила массу удачных и не очень клонов. В игре Capcom герой даже не думает прятаться — он все время бежит напролом вперед, убивая вылезающих из-под снега акридов. Двигаться в Lost Planet и впрямь важно: на планете E.D.N. III — вечный холод, и обитающие на ее поверхности инопланетяне выживают только потому, что содержат в своих телах особую согревающую энергию. Ее люди и научились использовать в своих целях — создали костюмы, сохраняющие тепло.

Топ 20 шутеров от третьего лица — по версии «Канобу» - фото 5

В геймплее это важный момент: у главного героя две шкалы — здоровье и запас той самой энергии, которая постоянно кончается. Чтобы не замерзнуть в снегу, надо убивать акридов и собирать падающие с них оранжевые светящиеся шарики. Восполнить согревающую энергию можно и другим способом — или убивать врагов-людей в упомянутых костюмах, или активировать стационарные хранилища. Так или иначе, надо постоянно бегать, сидеть — опасно.

Второй запоминающийся момент — боевые экзоскелеты, которые проще назвать управляемыми роботами. А кто не любит роботов? Запрыгиваешь в мех и разносишь инопланетных червяков, вылезающих из-под снега, огромных пауков и других чудищ, у которых всегда есть какое-нибудь уязвимое место, подсвеченное оранжевым свечением.

Вторая часть серии лишилась снега, хоть и сохранила все ключевые механики, а третья сильно сдала в качестве. А вот первая — все еще весьма неплохой шутер от третьего лица.

Топ 20 шутеров от третьего лица — по версии «Канобу» - фото 6

Денис Майоров, главный редактор

Эта игра в топ попала, скорее, вопреки. Kane & Lynch 2 — это неряшливая картинка, неоправданная сложность и, прямо скажем, поганая стрельба. Чем же она проложила дорожку в этот топ? Стилем и сценарием.

Хороший сценарий в видеоиграх все еще редкость. Хорошая криминальная драма — редкость еще большая. Kane & Lynch 2 рассказывает отвратительно грязную, сумбурную историю двух неудачников, попытавшихся начать новую жизнь с пробежки по старым граблям. Это игра про разборки боссов мафии Шанхая, про пытки и похищения, дележку территории и денег, про убийства и амбиции, на которые героям плевать. Им, как обычно, уже спустя час хочется просто выжить и оказаться где-нибудь подальше. В первой части человеком был только Кейн, во второй мы заглянули в душу психопату Линчу — дополнительная острота, необходимая серии. Если осознавать гротеск происходящего и на него же поделить все увиденное, история получится даже реалистичная.

От игры легко получать удовольствие. Нужно всего лишь поставить легкую сложность. Ну, а с картинкой помогут справиться VHS-фильтры с сочными хроматическими аберрациями и трясущаяся камера. Вся игра стилизована под любительскую съемку и стилизована отлично, ей очень идет. Как и место действия — Шанхай сияет и воняет одновременно, город будущего на все еще тлеющих трущобах прошлого, лучшего места для Кейна и Линча не найти.

Топ 20 шутеров от третьего лица — по версии «Канобу» - фото 7

Денис Майоров

Дэн Эйкройд, один из создателей «Охотников за приведениями», назвал эту игру «практически третьим фильмом» — википедийный факт, которого уже достаточно, чтобы запихнуть Ghostbusters: The Video Game в какой-нибудь топ. Как же здорово, что у нас как раз нашелся подходящий! Факт правдивый, так «третья часть» еще и смотрится не сильно хуже первых двух. Хотя, можно и без кавычек, ведь это каноничное продолжение вторых «Охотников» — любимые актеры на озвучке, любимая, с детства знакомая музыка на саундтреке, даже сценаристы оригинального фильма помогали разработчиком работать над сюжетом.

Топ 20 шутеров от третьего лица — по версии «Канобу» - фото 8

Но в нас не просто фанатские чувства разыгрались, ведь Ghostbusters: The Video Game и вправду хорошая игра. Стрельба по призракам плазмой? Какой соблазн сделать по мотивам стандартный шутер! Если это вам кажется абсурдом, вспомните последние игровые выпуски «Гарри Поттера» — и это действительно наилегчайший путь. Но разработчики выбрали другой, в Ghostbusters все как в кино: сначала ослабить призрака, потом заарканить, поколотить о стены и в ловушку. Есть и дополнительные новые инструменты, но общая суть такая — аутентично! Правда, повторяться ситуации начинают довольно быстро, вариативности в механике маловато, поэтому игра в основании топа.

Но это не проблема, Ghostbusters короткая, надоесть не успевает. Да и искрящий фансервис прохождение скрашивает. А еще сильнее его скрасит скорый ремастер для современных консолей, так что игра еще актуальна.

Топ 20 шутеров от третьего лица — по версии «Канобу» - фото 9

Денис Майоров

Лучшая игра про пришельца, ненавидящего человеков и очень весело их уничтожающего (жги, взрывай, топи, настраивай друг против друга, зомбируй) — точка. Игра все еще отлично выглядит и уж точно замечательно играется, на современных платформах она тоже доступна, так что между вами и уничтожением человечества ничего не стоит. Ну, или можно подождать полноценного ремейка, который выйдет в 2020 году и будет, кажется, абсолютно дословным.

Игра ценна не только геймплеем, но и своим сеттингом, своим юмором, глупым настолько, что невозможно не поглупеть следом и не начать смеяться. Только прибыв на землю, герой принимает коров за местную разумную форму жизни и объясняет жующим траву животным, зачем он прибыл, и что он от них хочет.

Такие вот шутки, мне сложно на них не улыбаться, надеюсь, вам тоже. Пришельцы здесь карикатурные, списанные со своих собратьев из фантастики пятидесятых, хотя еще более четкий ориентир — замечательный фильм «Марс атакует». Destroy All Humans! вообще можно назвать его экранизацией и никто подвоха не заметит.

Придраться можно только к огромным картам, которые с определенного ракурса действительно походят на открытый мир. Но на самом деле никакой это не «опен ворлд» — в Destroy All Humans! нет десятков побочных активностей, цепочек сайд-квестов и вообще всех обязательных атрибутов игр с открытом миром. Это довольно линейная, незатейливая, но чертовски веселая игра про злого пришельца, вооруженного анальными зондами.

Топ 20 шутеров от третьего лица — по версии «Канобу» - фото 10

Никита Казимиров, редактор новостей

Многим показалось странным решение Sega, Yakuza Studio и конкретно автора всей серии Yakuza Нагоси Тосихиро выпустить шутер от третьего лица Binary Domain. Еще страннее, что он оказался превосходной игрой, которую не стыдно пройти и сегодня. Увы, низкие продажи поставили крест на потенциальном продолжении, однако это не отменяет сильных и даже инновационных сторон игры.

Ее пытались продвигать через «систему последствий» и уникальную механику общения с внутриигровыми напарники, которым нужно было отдавать приказы прямо через микрофон. Само собой, этим почти никто не занимался, а вот изменяющийся уровень лояльности соратников главного героя Дэна Маршалла стал настоящим открытием. Напарников по уровню проработанности можно сравнить с командой Шепарда из Mass Effect. К финалу у вас наверняка появится фаворит, которого вы до этого всю дорогу невольно оберегали.

Топ 20 шутеров от третьего лица — по версии «Канобу» - фото 11

А оберегать есть от чего, ведь в Binary Domain постоянно приходится отстреливаться от толп роботов. Местные битвы с боссами вам точно запомнятся навсегда, настолько они яркие и необычные, а сама игра постоянно тасует ситуации и не дает заскучать. Скоростные погони, тактические маневры, даже уровень в тесных коридорах, явно вдохновленный «Чужими», и многие другие моменты выводят игру в ряды лучших TPS. И даже сюжет, который иногда в столь быстром и агрессивном жанре существует лишь для проформы, получился на редкость осмысленным и продуманным. В нем сплелись политика, моральные вопросы кибернетики и технологического прогресса, психологическая сторона работы в команде и романтика, куда же без нее. История раскрывается и в многочисленных диалогах между персонажами, и в качественно поставленных катсценах, за ней безумно интересно следить, но внимания с перестрелок она лишний раз не перетягивает.

В Binary Domain вообще все на удивление гармонично. Пожалуй, единственное, с чем разработчики прогадали, — это со здоровьем противников, которое иногда слишком уж большое. Из-за этого отдельные враги превращаются в «губки для пуль», что изрядно вредит общему темпу игры. Впрочем, Binary Domain все еще обязательна для прохождения. Ведь кто в этом мире не любит расстреливать гигантских роботов из гранатомета?

Топ 20 шутеров от третьего лица — по версии «Канобу» - фото 12

Никита Казимиров

Сегодня, наверное, об этом почти никто не помнит, но Spec Ops: The Line должна была стать перезапуском серии, в которую входило аж восемь игр. Этого так и не случилось из-за низких продаж, однако свой след в истории шутер в декорациях разрушенного Дубая все равно оставил. Ведь это одна из редких игр про войну, которая пытается очернить и передать все военные ужасы.

Вышло сумбурно и неловко, но многих все равно поразила история спецподразделения «Дельта», медленно погружающегося в безумие. Отсылки к фильмам «Апокалипсис сегодня» и «Сердце тьмы» довольно очевидны и прямолинейны, но много ли есть вообще игр, пытающихся подражать столь великим произведениям? Вид трупов гражданских при первом прохождении наверняка вас шокирует, а сама история с каждой главой все сильнее теряет связь с реальностью. И есть в таком подходе некое мрачное великолепие.

А геймплей просто неплохой. Взаимодействие с напарниками не раздражает, а интересное использование песка добавляет стандартным перестрелкам неожиданных моментов. Но целом Spec Ops: The Line — классический шутер с укрытиями.

Только запомнили его вовсе не из-за этого. Многие до сих пор любят его за виды почти постапокалиптического Дубая, невероятно проработанные декорации и провокационную историю. А в качестве бонуса идет саундтрек с песнями Alice In Chains и Deep Purple. Разве это не достойный повод дать Spec Ops: The Line шанс?

Топ 20 шутеров от третьего лица — по версии «Канобу» - фото 13

Денис Майоров

Как-то раз Гоити Суда, Синдзи Миками и Акира Ямаока объединились вместе, чтобы сделать игру. Руки у всех изначально были развязаны максимально, каждый сходил с ума как хотел, вот и результат — одна из самых ярких игр в карьерах всех трех легенд.

Shadows of the Damned — это еще одно очень вольное прочтение «Божественной комедии». Главный герой — горячий мексиканец и охотник на демонов Гарсия Хотспюр — отправляется в ад, чтобы навалять королю демонов и вызволить свою девушку. А помогать ему будет бывший демон Джонсон, превращающийся в «Стояк» когда нужно. Да, такой в игре юмор: основное оружие героя называется Boner — нейминг такой, потому что оно стреляет костями, но вообще это переводится именно как «стояк». А еще пушка может превращаться в Big Boner и Hot Boner. Орущий «Taste my HOT BONER» Гарсия — лучшая реклама Shadows of the Damned.

Топ 20 шутеров от третьего лица — по версии «Канобу» - фото 14

На самом деле все тоньше. Игра балансирует между абсурдной комедией, драмой и настоящим хоррором. Мир демонов в Shadows of the Damned — это живущий по своим правилам поехавший европейский городок: со средневековыми замками, готическими кладбищами и неоновым кварталом со стрип-клубами. Вокруг постоянно творится сюр (вы знали, что клубника — ягода демонов и ее обожают младенцы-стражи дверей?), в котором герой пытается разобраться так же безуспешно, как и сам игрок. За юмором и смешным гротеском прячутся жуткие извращения, немыслимые страдания и отвратительные твари, сделавшие бы честь и «Сайлент Хиллу». И все это под джаз, трип-хоп, дарк-эмбиент, метал с вокалом Мэри Макглинн и лаундж.

Silent Hill вообще довольно часто проступает в игре, а еще чувствуется Devil May Cry и Resident Evil — чего и следовало ожидать. Произведение получилось уникальное и в топе оно могло бы стоять выше, но непосредственно геймплейная часть Shadow of the Damned не так хороша. Игра построена на механике Resident Evil 4, только с уворотами и перекатами — играется бодро, но глубины в этом нет никакой. Игра простая, враги расстрелу из «Стояка» не особо противятся, оружия мало, а элементов survival horror в игре нет — патронов и лечилок горы. Но запомните вы вовсе не это.

Топ 20 шутеров от третьего лица — по версии «Канобу» - фото 15

Денис Князев

В материале «10 лучших игр для PS4» я назвал Ratchet & Clank главным 3D-платформером на актуальной консоли Sony, и все еще считаю утверждение верным. В то же время эта игра — крутой шутер от третьего лица, и стрелять в нем надо не меньше, чем прыгать (а то и больше!). В конце концов, это очень увлекательное семейное приключение, яркое и полное искренней радости. В этой игре даже пикселизатор есть!

Вот что Никита Богуславский писал о Ratchet & Clank в своей рецензии.

Пикселизатор — нечто вроде дробовика, энергетические импульсы которого превращают врагов в двухмерные пиксель-арты. Поверженные противники разлетаются на груды разноцветных кубиков — качество этого эффекта просто поразительное! А миниатюрный боевой робот-компаньон Мистер Зуркон покорит ваше сердце не столько применением в бою, сколько потрясающими фразами в духе: «Мистеру Зуркону не нужны болты, его валюта — боль».

Но самое страшное оружием в игре, куда более зловещее, чем пиломет, огнемет или Овценатор, превращающий врагов в овец, — Кайфотрон. Этому сатанинскому устройству можно отдать первое место в списке самых пугающих машин смерти в истории видеоигр. Кайфотрон выпускает в воздух диско-шар, который заставляет врагов в радиусе поражения неконтролируемо танцевать под зажигательные ритмы, пока Рэтчет хладнокровно расстреливает их из остального арсенала.

В общем, Insomniac и Sony создали яркое, жизнеутверждающее приключение, которое подойдет игрокам любого возраста. И пусть Ratchet & Clank не бросает реального вызова, к ней просто хочется возвращаться — потому что тут уютно, красиво, интересно.

Топ 20 шутеров от третьего лица — по версии «Канобу» - фото 16

11. MDK

Александр Башкиров, руководитель раздела «Кино и сериалы»

В поздние 90-е ирландско-британские разработчики Дэвид Перри и Ник Брути, покорившие все мыслимые вершины 2D-платформеров с Aladdin и Earthworm Jim, рванули в третье измерение. Но вместо 3D-платформера у них ненароком получилась первая в мире игра-блокбастер, картинкой, звуком и самим характером разворачивающихся на экране событий раздвинувшая рамки видеоигр так, как в кино их в свое время разнесли «Челюсти», «Звездные войны» и «Индиана Джонс».

MDK — это прежде всего набор фантастически красивых даже в наше время set pieces, столь же постановочных, сколь и зрелищных трехмерных конфликтов и мини-игр вроде орбитального десантирования на спину гигантского передвижного города-машины, во время которого герою надо уворачиваться от выпускаемых гусеничным мегаполисом ракет. В чистом виде MDK использует крайне незамысловатый runʼnʼgun-геймплей — но, в конце-то концов, в этой подборке мы собирали лучшие игры, в которых нужно бежать, прыгать и стрелять с видом от третьего лица.

Топ 20 шутеров от третьего лица — по версии «Канобу» - фото 17

Прыжки в игре делают интересными использование фирменного «ленточного парашюта» героя, а стрельбу — творческое и нестандартное даже для 2019 года вооружение (тут я не буду вам ничего спойлерить — просто поиграйте или посмотрите ролики!). Ну, а бегать опять-таки приходится не просто так, а ПО ГИГАНТСКИМ МЕХАНОИДАМ РАЗМЕРОМ С МЕГАПОЛИС. Добавляем бессмертный, симфоническо-электронный саундтрек от Томми Талларико, не забываем про абсолютно гигеровский дизайн уровней и доспехов главного героя (тут спасибо уникальным художественным талантам Брути) — и получается игра вне времени и пространства. И даже, может быть, вне жанров — хотя в шутеры от третьего лица MDK записать проще всего.

Очень неплохой сиквел MDK2, к сожалению, делали другие люди — это просто очень хороший TPS с переключением между персонажами и серьезными элементами платформера, которому не хватает размаха действия и чистоты геймплея первой части. Кстати, и Брути, и Перри еще сделают по шедевру в жанре шутеров от третьего лица. Первый станет главным разработчиком потрясающего гибрида TPS и RTS под названием Giants: Citizen Kabuto, а второй — чудом не попавшей в этот топ Enter the Matrix.

Топ 20 шутеров от третьего лица — по версии «Канобу» - фото 18

Александр Башкиров

Freedom Fighters — первая неформатная игра датского разработчика IO Interactive, известного, конечно же, сериями Hitman и Kane & Lynch. Над сюжетом долго думать не стали, позаимствовав его целиком из гениального фильма Red Dawn режиссера и сценариста Джона Милиуса. Альтернативная история, Советский Союз захватывает США, и над Нью-Йорком начинают реять алые флаги с серпом и молотом. Всю игру мы мочим гнусных коммунистических захватчиков из трофейного автомата Калашникова и меняем флаги обратно на американские под изумительную электронно-церковную музыку Йеcпера Кюда.

Картинка в наше время смотрится крайне сомнительно, это уровень ранних «Хитманов». Но вот что касается геймплея… На первый взгляд это Hitman, которому ампутировали весь стелс и оставили лишь стрельбу и использование укрытий (оно и понятно — тот же движок, те же разработчики, да и ассеты из игр про приключения Сорок седьмого явно задействованы в дизайне уровней и противников). Но игра очень активно использует элементы того, что в поздних 1990-х и ранних 2000-х называли «тактическим шутером»: у вас могут быть до 12 (!!!) напарников, которыми можно командовать для того, чтобы, например, обойти укрепившихся в здании американского почтамта советских захватчиков с фланга.

В результате получается единственный в мире кооперативный шутер на одного. Мультиплеер во Freedom Fighters есть, по схеме «два на два» и со сплит-скрином, но главная ценность игры как раз в том, как она позволяет маневрировать AI-напарниками. А еще в том, как это интегрировано в геймплей традиционного «шутана» с использованием укрытий.

Freedom Fighters — это когда ты сжимаешься в комок под градом вражеских пуль за хлипким заборчиком и с затаенным злорадством ждешь, когда к русским в тыл ворвется десяток патриотов с автоматами.

Топ 20 шутеров от третьего лица — по версии «Канобу» - фото 19

Денис Князев

Главный недостаток Quantum Break — первая перестрелка, когда у героя еще нет способностей, есть только пистолет. Из него еще и стрелять неудобно, да и к укрытиям Джек Джойс прилипает очень неуклюже — он делает это автоматически и как-то не так. Крайне важно этот эпизод перетерпеть, чтобы понять, что Quantum Break — чуть ли не единственный шутер с укрытиями, где не нужно прятаться. И еще это шутер, где, в общем-то, вовсе не обязательно метко стрелять.

Remedy в каждой игре использует механику, которой до этого в жанре не было — а если и была, то работала не так здорово. В Max Payne это буллет-тайм, в Alan Wake — свет в качестве основного оружия. Причем в «Алане Вейке» потенциально крутая задумка на деле работала так себе: всю игру светить во врагов фонарем понравилось не всем, а эффектные моменты, когда можно было устроить световой ад с помощью сигнальных огней, случались редко. Возможно, поэтому в Quantum Break разработчики вернулись к управлению временем, однако способности для героя придумали совершенно новые.

Топ 20 шутеров от третьего лица — по версии «Канобу» - фото 20

И вот эти способности — ключевой элемент в геймплее Quantum Break. Сидеть за укрытием — последнее, что следует делать, когда к Джойсу со всех сторон подходят противники. Один из навыков позволяет со скоростью света перемещаться по уровню — и если сразу после использования способности прицелиться, время замедлится и даст герою тактическое преимущество. С помощью другого навыка можно заморозить время вокруг противника и высадить в эту область всю обойму — когда время придет в себя, собранные в одном месте пули взорвутся, что убирает необходимость делать хэдшоты. Если враги все-таки загонят Джойса в угол, поможет временной барьер, работающий как щит.

Способностей немного, но их достаточно, чтобы у тебя был ответ на любую ситуацию. Комбинаций могут быть сотни, никто не заставляет в бою применять конкретные навыки — наоборот, чем чаще ты импровизируешь, тем больше раскрывается придуманная разработчиками механика. И снова — ничего похожего в других играх не найти. Сравнить Quantum Break можно разве что с Vanquish (по драйву) и The Last of Us (по количеству ситуаций, когда нужно на ходу менять тактику), но даже эти сравнения далеки от того, как игра Remedy в действительности ощущается.

У Quantum Break есть еще одно достоинство — это игра, написанная Сэмом Лейком. В ней точно такая же работа с историей, узнаваемая подача, масса деталей и богатый лор, который подается через ТВ-шоу, газеты и записи на компьютерах. И еще сильнее ее мир раскрывается в сериале с реальными актерами — там очень много массовки, из-за чего создается впечатление, будто мир Quantum Break реально существует за пределами локаций, в которых оказывается Джек Джойс. В самой игре, кстати, персонажей довольно мало, но благодаря сериалу этого не замечаешь. Так что Remedy использовала не только уникальную механику, но и особенную подачу истории — она, может, и была в других играх, но так, как в Quantum Break, больше нигде не работает.

Топ 20 шутеров от третьего лица — по версии «Канобу» - фото 21

Сергей Цилюрик, руководитель новостного раздела

Обычно в кооперативных шутерах враги обращают внимание на того или иного игрока по своим непонятным принципам. Army of Two же сделала этот принцип ясным, наглядным и ключевым для всей своей механики: неприметное оружие с глушителем внимания не привлекает, а золотые, громкие и мощные стволы делают их обладателя врагом номер один для всех в округе.

У обоих игроков на экране показывается шкала «аггро», по которой понятно, насколько противники его ненавидят: если у одного шкала пустая, то он фактически невидим, может свободно передвигаться и выполнять нужные тактические задачи, но это значит, что у второго она полная, и под шквалом огня от всех врагов на локации он проживет недолго. Активное участие обоих игроков необходимо в каждом бою: тут один в поле не воин.

Постоянная необходимость контролировать внимание врагов и многие другие механики, рассчитанные именно на двоих участников, и делают Army of Two и ее сиквел The 40th Day лучшими кооперативными шутерами по сей день.

Топ 20 шутеров от третьего лица — по версии «Канобу» - фото 22

Никита Казимиров

Когда Remedy осталась без прав на серию Max Payne и полностью сконцентрировалась на игре про писателя Алана Уэйка, для многих это стало настоящим шоком. Все-таки Макс Пэйн — персонаж без лишних оговорок культой. Увы, Уэйк так и не смог его превзойти. Зато Alan Wake стала квинтэссенцией всего лучшего в видеоиграх, кино, сериалах и хоррор-романах.

Да, вы можете не любить центральную механику, из-за которой перед убийством врагов в них следует достаточно посветить фонарем. Но Remedy стоит похвалить уже за саму попытку изменить стандартную формулу TPS. Более того, геймплей становится отличным нарративным инструментом для истории о противостоянии жуткой, всепоглощающей Тьмы и простых людей.

Alan Wake — один из самых выдающих повествовательных экспериментов в истории. В ней реальное смешивается с объективным, заимствования из «Твин Пикс» и творчества Стивена Кинга тесно переплетаются с оригинальными идеями, а повисший в воздухе финал вы запомните навсегда. Мечты о второй части постепенно переходят в категорию «Half-Life 3 все-таки выйдет», но никто не может запретить нам мечтать, верно?

Кстати, небольшой спин-офф Alan Wakeʼs American Nightmare доказал, что даже исключительно с игровой точки зрения серия вполне состоятельна. А лично от себя могу сказать лишь одно — пройдите и полюбите Алана Уэйка! Он достаточно настрадался, чтобы заслужить признание.

Топ 20 шутеров от третьего лица — по версии «Канобу» - фото 23

Денис Князев

The Last of Us — вроде бы survival horror, которым мы посвятим отдельный топ, но в действительности все сложнее. Игра Naughty Dog и впрямь создает вокруг героев очень жесткие условия и даже как будто ограничивает ресурсы — по крайней мере, так кажется поначалу. На самом же деле в своей основе это стопроцентный шутер от третьего лица, который заимствует элементы survival horror, но окончательно игрой этого жанра не становится. В этом и заключается главная заслуга невероятно талантливой команды: она использовала много разных жанровых элементов (стелс, крафт, сбор ресурсов), чтобы создать увлекательное и полное жестоких моментов приключение. И только для этого — ни один из этих элементов так и не стал в The Last of Us важнее стрельбы.

К тому же игра не наказывает за ошибки, как это делают «сурвайвал хорроры». Если вы не собрали ресурсы перед перестрелкой, ничего страшного не произойдет — в бою у героя будет масса вариантов не умереть. В конце концов, можно просто лупить врагов кирпичами по голове — это тоже рабочая схема, но и в патронах реального дефицита не будет. The Last of Us притворяется, что вот-вот заберет у вас все ресурсы, ловко создает напряжение, но дает при этом десятки возможностей победить, потому что главное в ней — не выживание, а повествование.

История — то, за что The Last of Us получала свои «десятки» и «игры года». История о самопожертвовании и эгоизме, взрослая и настолько правдивая, насколько вообще можно сделать правдивой историю про конец света из-за грибного вируса. История с финалом, который мы на «Канобу» назвали одним из лучших в видеоиграх.

Больше рассказывать о The Last of Us и о том, почему она попала в топ, нет смысла. Это одна из лучших игр двух поколений PlayStation, вершина сценарной работы Naughty Dog и одно из доказательств того, что игры — искусство.

Топ 20 шутеров от третьего лица — по версии «Канобу» - фото 24

Никита Казимиров

На Uncharted 4: A Thiefʼs End изначально возлагали огромные надежды. Все-таки она стала первой игрой Naughty Dog для PS4, а еще она должна была достойно завершить одну из самых успешных консольных серий. Конечно, не обошлось без сложностей, поэтому мы никогда не узнаем, какой получилась бы четвертая часть, доведи ее до конца Эми Хенниг. Но и итоговый результат как минимум легендарен.

Uncharted 4: A Thiefʼs End предлагает свежий взгляд на знакомую концепцию историй о безумных приключениях по всему миру. Ведь за каждым сокровищем и древним храмом всегда стояли живые люди со своими мечтами и проблемами, да и сами археологи многим жертвуют ради своих открытий, порой забывая о действительно важных вещах. Последнее приключение Нейтана Дрейка — это притча о семейных ценностях, искуплении грехов и попытках отречься от темного прошлого.

Впрочем, и без всего этого Uncharted 4 — великолепная игра. Сделав арены перестрелок намного просторнее, чем в предыдущих частях, разработчики добились невероятной вариативности в бою. Каждая битва — это своеобразная головоломка, испытание твоей креативности. Потому сражения, которые всегда в серии лишь отвлекали, в четвертой части стали крайне приятными.

А еще в Uncharted 4 лучшая графика в играх для PS4, захватывающие дух кинематографические моменты, неплохой стелс и еще огромное множество всего, за что ее стоит обожать. Она дарит ощущение яркого путешествия, которые забыть ты не сможешь никогда. А еще в нее попросту приятно возвращаться раз в несколько месяцев, чтобы вновь поразиться красотами Либерталии.

Топ 20 шутеров от третьего лица — по версии «Канобу» - фото 25

Денис Князев

Max Payne любят за нуарный сеттинг и стильные комиксовые заставки, героя, которому нечего терять, и его историю мести, за выдающийся геймплей и буллет-тайм — но мало кто всерьез задумывался о том, что шутерную механику, придуманную Remedy, никто не смог превзойти до сих пор. В том числе и сама Remedy.

С жанром Third Person Shooter одна проблема: в нем почти невозможно сделать удобную стрельбу. Камера у героя за спиной — это лишняя геймдизайнерская задача, которой не существует в FPS. В шутере от третьего лица надо прописать герою анимации, иначе подойти к структуре локаций (если камерой можно заглядывать за угол, следует или превратить это в фичу, или вовсе лишить игрока такой возможности) и заморочиться с хитбоксами и размером прицела, ведь стрелять по врагам «в точку» и через плечо персонажа — это очень разные вещи. Выбрать для своей игры вид от третьего лица разработчики шутера могут в двух случаях: если они уверены, что смогут такую геймдизайнерскую задачу решить, или если не уверены, что за игру вообще создают.

Возникает вопрос — какого черта тогда в топе делают игры, где неудобно стрелять? А кто сказал, что мы составляли топ лишь по этому критерию? Я не говорил.

Топ 20 шутеров от третьего лица — по версии «Канобу» - фото 26

Max Payne же появилась здесь по нескольким причинам — выберите для себя одну из тех, что указаны в первом абзаце. Для меня такая причина — шутерная механика, лучшая в жанре.

Max Payne — единственная игра от третьего лица, которая по ощущениям от стрельбы подобралась близко к лучшим FPS, а средние и худшие она без труда обошла. Про то, как она это сделала, необходимо писать книжки по геймдизайну: там дело не только в механике, но и в дизайне уровней, расстановке врагов на них, возможности выпрыгнуть из-за угла в замедленном времени. Впрочем, главная хитрость заключается в том, что в Max Payne ты управляешь не Максом, а прицелом — едва заметной белой точкой в центре экрана. Все в игровом мире сводится именно к ней, концентрируется на ней. А главный герой — и есть то самое оружие, из которого мы обычно стреляем в FPS. Макс ни на фрейм не может сдвинуться с прямой, которая проходит от глаз игрока к центру экрана. В этом и есть секрет Max Payne: это TPS, который работает по принципам FPS.

А еще это очень стильная игра, авторы который прекрасно понимали глубину придуманной механики. Именно поэтому они придумали штуку с «добиванием» последнего врага — cпециально не стали отбирать управление в такие моменты, чтобы ты мог в замедленном времени всадить еще несколько пуль в падающего противника.

Ничего похожего на Max Payne в индустрии нет. До и (особенно) после нее разработчики по-разному пытались решить упомянутую жанровую геймдизайнерскую задачу: большинству или не удалось вовсе, или же хватило таланта сделать просто еще один шутер от третьего лица, в котором не больно стрелять. Были, правда, и те, кто в своих попытках переизобрел жанр. Кто-то наделил его динамикой слешера, кто-то вывел на новый уровень использование укрытий, а кто-то — разрушил этот жанр до основания, чтобы на знакомом фундаменте сделать новый гениальный шутер от третьего лица — Max Payne 3.

P. S. Стоит объяснить, почему в топ попали сразу три игры Remedy. Это противоречит нашему правилу: мы всеми силами стараемся не повторяться в рамках одной серии или одной студии, но в случае с Remedy иначе было нельзя. И Quantum Break, и Alan Wake, и Max Payne — одни из лучших игр в жанре, при этом кардинально друг от друга отличающиеся. Если бы они эксплуатировали одну механику, то места хватило бы кому-то одному, но в Remedy работают люди, которые в каждой своей игре придумывают то, чего еще никто до них не делал. С этой командой придется считаться.

В случае с играми Naughty Dog тот же принцип, кстати.

Топ 20 шутеров от третьего лица — по версии «Канобу» - фото 27

Александр Башкиров

В 2010 году очередной сайд-проект великого Синдзи Миками доказал, что Platinum Games умеет не только в слэшеры и трехмерные beatʼem up. Vanquish сочетает черты типичных западных TPS (замедление времени, использование укрытий) с безумной японщиной.

Заглавная механика игры, умение главного героя скользить вперед на заднице с возможностью стрельбы и перехода в ближний бой, получилась настолько зрелищной и сумасшедшей, что родиться она могла только в качестве бага при бета-тестировании — как жонглирование врагами в Devil May Cry. Используется sliding boost так творчески и нестандартно, а задаваемый им темп действия на столько порядков опережает Gears of War, что трудно сказать, где тут заканчивается фантастический экшен и начинается типичный азиатский bullet hell — только с по-западному подвешенной за бронированной спиной персонажа камерой.

Топ 20 шутеров от третьего лица — по версии «Канобу» - фото 28

Как и в лучших своих предыдущих работах, Миками выворачивает жанр наизнанку, выводит у игрока из-под ног привычную почву — на сей раз в буквальном смысле слова! Сеттинг у Vanquish точно самый необычный в этом топе: цилиндрический орбитальный город, в котором ближе к финалу вы видите над головой разгромленные уровни из начала игры. Vanquish использует нарочито-провокационный сюжет про войну с российскими роботами, который постыдился бы сохранять в папку «Не для публикации» и сам Хидео Кодзима, но разработчики опять-таки подошли к вопросу очень креативно, как на микро- так и на макроуровне.

На уровне рядовых врагов игру спасают анимации, визуальные гэги, поведение этих кроваво-красных роботов в бою и в быту, превращающее их в самых самобытных, выразительных и смешных противников по эту сторону Gunstar Heroes. Ну, а на макроуровне это огромные, многоступенчатые боссы, требующие десяток, если не сотен попыток на уровне сложности God Hard, и каждая такая попытка доставляет невероятное удовольствие самим процессом разрывания гигантского, трансформирующегося врага на запчасти… что, вы хотите сказать, это был не финальный босс стадии, а всего лишь ПЕРВЫЙ МИНИ-БОСС?!

Топ 20 шутеров от третьего лица — по версии «Канобу» - фото 29

Денис Майоров

Эта позиция представляет в топе серию Gears целиком, потому что все ее части плюс-минус одинаковы в плане качества. Все важны, во все нужно играть, потому что лучше Epic Games (а теперь и The Coalition) никто шутеров с укрытиями не делал и теперь уже не сделает. Единственное исключение — студия People Can Fly и ее Gears of War: Judgment, вот она была на уровне.

Помимо совершенно сумасшедшей в своей брутальности механики стрельбы в Gears of War есть глубокий лор, мощные герои и уникальный визуальный стиль — вселенную Gears можно и не любить, но ты ее ни с чем не спутаешь. Лязг подствольных бензопил Лансеров и «Niiice» в исполнении Джо Ди Маджо стали настоящими элементами поп-культуры, вырвавшись даже из контекста игры.

Топ 20 шутеров от третьего лица — по версии «Канобу» - фото 30

Каждая часть серии хороша по-своему, но для топа мы выбрали ремастер самой первой игры. Оригинальная Gears of War самая лаконичная и сфокусированная в серии. Она не распыляется на долгие кат-сцены и постановочные тир-эпизоды. Она про стрельбу и укрытия, только про них. Здесь каждая перестрелка — вызов твоей ловкости и тактическому мышлению. Дизайн уровней подталкивает к постоянному перемещению и рискованным ходам, укрытия укрытиями, а динамика в игре наэлектризованная — слишком долго залипать за одним бревном не то что скучно, а просто невозможно. Именно первая часть, что логично, представляет вселенную Gears в «базовом» виде, со всей ее брутальность и недосказанностью. Личные драмы и исторические сложности истории планеты Серы оставим на потом — эта история даже не про войну, а про один конкретный бой, долгий и тяжелый. Поэтому любому новичку я порекомендую именно эту игру.

Ну, а почему мы выбрали конкретно Ultimate Edition, а не оригинал, думаю, очевидно. The Coalition досконально перенесла механику Gears of War на новый движок (то есть, сделала главное), по пути подправив баланс сложности и капитально перерисовав игру. Она пересняла все ролики, добавив в них режиссуры, переработала облик героев, сделала нормальную лицевую анимацию, повысила детализацию локаций в разы, наполнила их приятным объемным светом, разбавила общую серость яркими, но не слишком броскими цветами. Ultimate Edition выглядит как современная игра. Все еще шикарная. И все еще кооперативная — об этом тоже не забывайте!

Топ 20 шутеров от третьего лица — по версии «Канобу» - фото 31

Денис Князев

Rockstar разрушила жанр шутеров от третьего лица, а затем собрала его снова в Max Payne 3, добавив в нее элементы, которые посчитала необходимыми, — механику стрельбы и буллет-тайм из предыдущих частей серии, укрытия и технологию euphoria, отвечающую за правдоподобные анимации. Получился шутер, очень похожий на игры Remedy и в то же время заметно от них отличающийся.

В Max Payne 3 ты все так же управляешь прицелом, а не главным героем. Макс, впрочем, стал подвижнее и теперь правильно реагирует на столкновение с объектами — если со всего маху во время перестрелки врезаться в стену, он потеряет немного здоровья. Но бывший полицейский, в Max Payne 3 работающий телохранителем бразильских богачей, — все еще оружие из шутера от первого лица, пусть и обладающее сотней дополнительных анимаций.

Назначение буллет-тайма тоже не изменилось — это все еще главное преимущество Макса. Хотя его одного больше не хватает — врагов слишком много, и они не ждут, когда герой ворвется на локацию и в замедлении всех перестреляет. В Max Payne 3 они врываются сами, и главная их цель — любым способом достать героя. Поэтому Rockstar добавила укрытия: прятаться за ними вечно не выйдет, враги все равно найдут, но переждать очередную автоматную очередь за бетонной колонной можно.

Топ 20 шутеров от третьего лица — по версии «Канобу» - фото 32

В этом и кроется главное отличие третьей игры от предыдущих частей. В Max Payne 3 используется другой подход к дизайну локаций и самой игры. Уровни в ней — не мини-песочницы, как было в Max Payne, перестрелки — менее тактические, но более ситуативные — в них надо очень много импровизировать и принимать множество решений на протяжении гораздо более долгого времени. Они длятся дольше и происходят по большей части на длинных прямых локациях, где Макс с боем пробивается из точки А в точку Б, к финалу.

Мне такой подход нравится меньше, чем тот, что был в Max Payne, поэтому в моем личном топе третья игра заняла бы второе место, а первое досталось бы оригиналу. Но это не мой личный топ, а редакционный, да и среди читателей, уверен, найдутся те, кто со мной не согласится. Я, правда, не говорю, что Max Payne 3 быть на первом месте не достойна. Еще как достойна! Просто, на мой взгляд, это чуть менее гениальная игра.

Все еще гениальная, впрочем.

Топ 20 шутеров от третьего лица — по версии «Канобу» - фото 33

А какие шутеры от третьего лица вы бы включили в этот топ?

Комментарии 125
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
Toxic Paladin Alonger MMLXXVII
Toxic Paladin Alonger MMLXXVII

Не во всё играл, но в принципе нормальный топ... за исключением Ордера.