Страдать по-королевски: каким получился байопик «Спенсер» с Кристен Стюарт в роли принцессы Дианы
О чём фильм?
Биографическая драма «Спенсер» охватывает всего два дня из жизни принцессы Дианы Уэльской (Кристен Стюарт). Она проводит их, празднуя Рождество 1991 года в окружении правящей семьи Великобритании в королевском поместье Сандрингем в Норфолке.
Фильм начинается с того, что Диана за рулём автомобиля направляется в резиденцию, но сбивается с пути. Решив уточнить маршрут в первой попавшейся закусочной, она и сразу же приковывает внимание всех присутствующих. Одну из главных женщин не только Великобритании, но и всего мира мгновенно узнают. Но на её простой вопрос «Где я нахожусь?» ответа не следует.
Принцесса Уэльская не просто не знает, как проехать к Сандрингему. Она потеряна, и зритель поймёт это совсем скоро: Диана пытается понять, что делать с собственной жизнью. Муж — принц Чарльз (Джек Фартинг) — изменяет Диане, о чём знает вся семья, папарацци следуют за королевской четой по пятам и заглядывают в окна Сандрингема, надеясь запечатлеть сенсацию.
Согласно этикету, Диане следует явиться в поместье раньше королевы Елизаветы II (Стелла Гонет). Повстречавшийся по пути повар из Сандрингема указывает заблудившейся Диане верное направление, тактично напоминая о правилах хорошего тона. Однако Спенсер видит на ближайшем поле чучело и, наконец, понимает, что неподалёку находится дом её детства, а она не сразу узнаёт знакомые места. Это чучело когда-то наряжал её отец — граф Джон Спенсер — в свою старую одежду. Наплевав на обязательства и рискуя опоздать, она решает забрать бордовую куртку отца с чучела, шуточно спрашивая у повара: «Они [семья] меня убьют, как думаешь?».
Впереди её ждут несколько долгих дней в окружении людей, которые не способны понять состояние принцессы, а воспоминания о детстве, которое проходило в доме неподалеку от королевского поместья, ещё не раз будут согревать отчаявшуюся Диану в неуютных стенах Сандрингема.
Плюсы
Тягучая атмосфера, постепенно нагнетающая обстановку
Незамысловатый сюжет «Спенсер» построен на внутренних переживаниях главной героини, её неприятии королевского уклада жизни. С первых секунд пребывания в поместье Диану раздражает буквально всё. Она не хочет взвешиваться при входе и соблюдать традицию, но ответственный за праздник лорд-констебль Аластар Грегори (Тимоти Сполл) настаивает на этом правиле семьи монархов: каждый гость Сандрингема должен по приезду узнать свой вес, чтобы затем за праздничные дни набрать как минимум полтора килограмма. Только тогда праздничные дни будут считаться проведёнными с толком. Делать что-то вопреки дворцовым устоям принцессе придётся постоянно, и фильм прекрасно демонстрирует внутреннее напряжение, ни на секунду не оставляющее Диану.
Неуклонно приближающийся нервный срыв — главная тема фильма «Спенсер», и подручные элементы вроде музыкальной темы, сыгранной на скрипке, с которой, кажется, вот-вот сорвётся смычек, усиливают эффект внутреннего дискомфорта героини. Неприятно становится и самому зрителю, который не может не задаваться вопросом, что послужило причиной подорванного состояния психики принцессы.
Завораживающая игра Кристен Стюарт, на которой держится весь фильм
С выхода последнего фильма «Сумерек» с Кристен Стюарт в роли неловкой и зажатой школьницы Беллы Свон прошло девять лет. За эти годы Стюарт участвовала в самых разноплановых картинах: от «Светской жизни» Вуди Аллена до хоррора «Под водой» Уильяма Юбэнка. Когда Пабло Ларраин предложил Стюарт сыграть Диану, то актриса сначала отказалась, не представляя себя в этом образе. Однако уверенность режиссёра в том, что Стюарт идеально подходит на роль, была заразительной, и она согласилась попробовать свои силы.
Когда в сети появилось первое фото Стюарт в образе Дианы, то визуальное перевоплощение не могло не вызвать интереса: черты лица вместе с правильным гримом и нужным освещением делали её очень похожей на известную принцессу. Но мало добиться визуального сходства, куда сложнее передать характер и особые черты, которые не нанести с помощью грима или удачно подобранного костюма. Стюарт тщательно готовилась к роли около пяти месяцев и пересмотрела все интервью с принцессой Дианой, которые только могла найти. Ей хотелось передать манеру Спенсер говорить с придыханием и заразительно смеяться. К слову, перевоплощение в принцессу Диану делает Стюарт одной из главных фавориток в борьбе за будущий «Оскар» в категории «Лучшая женская роль».
Фильм не уделяет много внимания причинам, по которым Диана так ненавидит жизнь королевской семьи. Мы знаем об измене мужа, а вскоре становится ясно, что Чарльз на Рождество подарил ей такое же жемчужное колье, как и своей любовнице. Об этом сама Диана сообщает случайным горничным Сандрингема, которые не смеют комментировать личную жизнь и лишь понимающе опускают глаза в пол.
Ненавистное ожерелье принцесса будет вынуждена носить, так как для этого украшения уже подобрано платья для празднования. Жемчуг на шее больше походит на удавку, а в своём воображении Диана будет представлять, как порвёт украшение и крупные жемчужины полетят прямо в её кремовый суп за королевским ужином.
Эта сцена замечательно отыграна Кристен Стюарт, чья героиня словно хочет вылезти из собственной кожи — настолько ей не по себе от «удушающего» ожерелья и нахождения за столом в кругу королевской семьи. В воображении Дианы ожерелье всё же разорвано, и попавшие в суп бусины она подбирает ложкой, чтобы съесть и с хрустом разломить зубами жемчуг.
Переживания Дианы из-за измены Чарльза раскрываются ярче, чем в «Короне»
Избежать сравнения образов королевской семьи в фильме «Спенсер» и в сериале от стриминга Netflix «Корона» не получится, так как Диана фигурировала в четвёртом сезоне, вышедшим на платформе в 2020 году. В сериале роль молодой принцессы сыграла актриса Эмма Коррин, за что получила Золотой глобус. Но её воплощение Дианы резко отличается от образа, сыгранного Стюарт.
У «Короны» пусть и было больше времени на раскрытие проблем принцессы — той же измены со стороны Чарльза. Но создатели не стали слишком углубляться в её личные переживания, так как сериал рассказывает обо всех членах королевской семьи, а Диана среди них далеко не главная.
«Спенсер» воспринимается как возможный недостающий эпизод «Короны», который показал бы всю степень отчаяния Дианы из-за своего положения мечущейся нелюбимой женщины, вынужденной через силу следовать всем королевским правилам и изображать благополучие на публике.
И если «Корона» показывала жертвами обстоятельств и Диану, и принца Чарльза, которого отвергла любимая женщина, после чего он вынужденно женился на более подходящей ему по статусу дочери виконта Джона Спенсера, то фильм Пабло Ларраина никак не оправдывает его измену.
Мы видим безумно отчаявшуюся Диану, которая ест жемчуг и вспарывает себе кожу кусачками, чтобы хоть что-то почувствовать, и этих моральных терзаний достаточно, чтобы проникнуться персонажем и чужой болью.
Минусы:
Нужно знать подробности конфликта Дианы с королевской семьёй в 90-х годах
«Спенсер» считается биографическим фильмом, но при этом не отвечает на вопросы, кем в королевской семье была принцесса Диана и благодаря чему она затмила в своё время всех остальных, включая королеву. Зрителям, которые случайно попали на сеанс «Спенсер», зная о Диане лишь пару широко известных фактов — про замужество и гибель в автокатастрофе, — картина Пабло Ларраина рискует показаться скучной и однообразной. Ведь по сути, зритель не получает ничего, кроме двух часов страданий Дианы, запертой в поместье Сандрингема.
Фильм показывает человеческую сторону известной монаршей особы, однако в самом начале создатели предупреждают, что картина — это сказка, основанная на реальной трагедии. «Спенсер» ничего не утверждает, а лишь предполагает, что могло происходить с принцессой Дианой в то Рождество и как бы это могло выглядеть.
Однообразие сюжета
Фильм Ларраина — авторский, явно не претендующий на массового зрителя. Два часа наблюдений за тем, как Диана внутренне протестует и пытается ухватиться хоть за кого-то, чтобы не утонуть в собственном горестном положении непонятой и непринятой королевской семьёй, может утомить.
Спасения она ищет в детях — Уильяме и Гарри, но те слишком малы, чтобы понять причины странного поведения матери; и своём стилисте Мэгги (Салли Хокинс), которая старается поддержать Диану и говорит, как та красива. Неочевидно принцессу поддерживают все слуги поместья: будь то повар, который хочет порадовать Диану её любимым джемом, или же распорядитель праздника лорд-констебль Аластар Грегори, который оставляет рядом с кроватью Дианы книгу о жизни Анны Болейн — ещё одной мученицы, несправедливо отправленной на казнь из-за измены королю.
Благодаря актёрской игре Стюарт, за нехитрым действом интересно наблюдать, ожидая эмоциональную развязку, но зрелище придётся по вкусу не каждому. Биографии Дианы здесь нет, захватывающей истории — тоже, только женщина, которой хочется любви и понимания. Когда принцесса спрашивает у Чарльза за завтраком, как вы она выглядит, то получает лишь сдержанное «хорошо» и совет о том, что Диане лучше бы не выблевать свой завтрак, как она делает это обычно.
Слабая кульминация
Главным разочарованием «Спенсер» стал момент, когда психологическое состояние Дианы приводит героиню к решительным действиям.
В момент достижения кульминации Диана чувствует себя свободной, её наполняют эмоции, но это зрелище не производит сильного впечатления на зрителя. После полутора часов нагнетания напряжения хочется увидеть нечто более пронзительное, чем ментальный побег принцессы из Сандрингема.
Вердикт: стоит посмотреть, но необязательно в кинотеатре
Для просмотра «Спенсер» нужно подходящее настроение, которое позволило бы зрителю окунуться в водоворот чужих переживаний и пропустить их через себя. Кристен Стюарт в роли обречённой принцессы безумно красива, трогательна и притягательна. Два часа из одних страданий не воспринимаются пыткой, а размеренный ход фильма удачно подчеркивает рутину королевской жизни, распланированной на двадцать шагов вперёд.
Ждать от картины захватывающей истории не нужно, да она «Спенсер» и не требуется: это фильм о личной трагедии и вдребезги разбившейся жизни одной нелюбимой женщины, которая не знает, как сбежать от собственного кошмара. Повествование может показаться скучным и однообразным, поскольку зритель ничего не узнает о другой стороне конфликта кроме того, что вся остальная королевская семья — это олицетворение чудовищной холодности.
Создатели сами называют «Спенсер» сказкой, и к ней нужно относиться соответствующе: не принимать увиденное за правду, а воспринимать фильм за удачную и крайне трогательную попытку пофантазировать о трудностях, которым могла противостоять Диана в то самое Рождество 1991 года.
«Спенсер» уже доступна для просмотра онлайн в США. Информации о появлении фильма на российских стриминг-сервисах пока нет.
Фото в материале: пиар-служба дистрибьютора «Белые ночи».