Стоит ли гнаться за топ-моделями?
На заре развития Android разница между смартфонами низкого ценового сегмента и флагманами была огромна. У недорогих моделей не было IPS-экрана, сенсор — как правило, резистивный — с ним было неудобно работать пальцами, потому что на экран приходилось слегка надавливать. А разрешение Full HD оставалось уделом дорогих моделей.
Сегодня все изменилось. Фактически, функциональность всех современных смартфонов, особенно работающих на одной и той же операционной системе (семейство, версия) — одинакова. Различается лишь производительность, но чем дальше, тем сложнее эту разницу «пощупать». Даже самый популярный производитель мобильных чипсетов — Qualcomm — в 2013–2014 годах начал выпускать бюджетные варианты SoC (систем на чипе) — Snapdragon 400 и Snapdragon 600. Да, они не способны на топовую производительность, но давайте будем честны:
Наиболее частое применение высокой производительности в современных смартфонах — бенчмарки.
Кажется, это даже превратилось в игру. Люди покупают смартфоны, запускают на них AnTuTu Benchmark, а затем меряются — у кого больше. Некоторые особо хитрые производители даже были пойманы за тем, что их смартфоны распознают, когда запущен бенчмарк, и повышают производительность системы специально для него. То есть при запуске какой-нибудь игры вы такой производительности все равно не увидите.
Про игры тоже стоит поговорить отдельно. Главная ошибка многих пользователей в том, что они воспринимают смартфон как ПК. Хотя сегодня даже рынок видеокарт для ПК оказался перенасыщен — необязательно покупать самую мощную видеокарту, чтобы играть в современные игры в 1080p/60fps на высоких настройках и с хорошим сглаживанием. Поэтому появляются такие стандарты, как 4K и 144 fps — чтобы, в том числе, оправдать покупку нового железа. Но если на ПК-мониторе разрешение 4K действительно имеет смысл — в конце концов, вы сидите близко к нему, а сам монитор — довольно большой, то вот увеличение разрешения на смартфонах свыше Full HD — тренд довольно сомнительный. К слову, далеко не каждая игра вообще способна работать на ультравысоких разрешениях, а на качество отображения текста больше влияет выбор шрифтов и метода/степени сглаживания.
Получается, что каких-то серьезных игр или приложений, способных «затормозить» смартфоны среднего класса или вчерашние флагманы, практически нет.
Многие навороченные 3D-игры научились автоматически подстраивать уровень детализации графики под железо, чтобы обеспечить стабильный и примерно одинаковый уровень производительности на любом смартфоне. Однако, учитывая маленький экран, это сложно заметить даже при сравнении один к одному.
Впрочем, есть и еще один момент — сами процессоры. Да, Qualcomm стала выпускать бюджетные SoC, но если производитель смартфонов своими силами выпускает еще и процессоры к ним, то у него есть возможность предложить больше за меньшие деньги. Правда, это могут осилить далеко не все компании.
И хотя некоторые крупные игроки на рынке больше предпочитают делать процессоры исключительно для флагманов, то, к примеру, производитель моделей Honor ставит свой Kirin и в более доступные устройства.
Ну, а совсем недавно пал и последний бастион, отделяющий дорогие флагманы от недорогих устройств, — камера. Да, топовые смартфоны все еще снимают лучше, однако разница в цене уже не оправдывает разницу в качестве съемки. Раньше за малую цену вы получали практически никакие фотографии, которые годились в лучшем случае для Instagram или адресной книги.
Сегодня смартфон за 15-20 тысяч рублей может снимать лучше туристических «мыльниц» за ту же цену.
В первую очередь здесь отличились смартфоны традиционно «камерофонных» брендов, у которых качественное фото в крови. В последнее время, впрочем, наибольшее значение имеет не сама камера, а постобработка. Тем более, развитие камер в смартфонах подходит к технологическому и физическому пределу, и в скором времени, если не будет изобретена какая-то прорывная технология, практически все устройства крупных брендов будут снимать примерно одинаково.
Если помните, еще несколько лет назад крупные производители смартфонов участвовали в «гонке мегапикселей» — тогда разрешение камер мобильников выросло аж до 43 Мп. Примерно тогда же стало ясно, что особого смысла в этом просто нет. А учитывая физические ограничения на размер сенсора камеры (матрицы) в смартфоне, столь высокое разрешение означало крайне малую площадь светочувствительных элементов. Им требовалось больше света, а недостаток света всегда приводит к появлению шумов. Для увеличения светосилы пришлось, напротив, уменьшать разрешение — и вот сегодня мы, как правило, видим смартфоны с камерой 16-20 Мп, при этом стоить они могут и 8 тысяч рублей, и 80 тысяч. Качество съемки, конечно, зависит и от других параметров, но и они приводятся к некому единому стандарту: диафрагма f/1,8–2,2, оптический стабилизатор (скоро и в бюджетниках), съемка видео не хуже 1080p/60fps.
Самое интересное, что пока флагманы дорожают, в том числе из-за курса доллара, бюджетники не только становятся лучше, но и дешевеют.
Возьмем, к примеру, Honor 7X, обзор которого мы делали не так давно. Его официальная стоимость составляет 18 тысяч рублей — в два раза дешевле, чем топ-модели до кризиса, и в 3–4 раза дешевле, чем они стоят сейчас. При этом у смартфона есть и 4 Гбайт оперативной памяти, большой экран с разрешением 2160×1080 пикселей и довольно узкими рамками, и даже модная сейчас двойная камера. Единственное, чего в смартфоне не хватает, — модуля NFC, что, пожалуй, критично, только если вы хотите пользоваться Android Pay.
Получается, что вот перед нами мобильник за 18 тысяч, и он может практически все то же самое, что устройство за 80 тысяч.
Какую бы типичную для современных смартфонов задачу мы ни придумали — Honor 7X с ней справится. Игры — запросто, здесь же GPU Mali-T830 MP2, достаточно даже для навороченных 3D-игр. Мы протестировали Honor 7X в играх, посмотрите сами!
Фотосъемка? С этим нет проблем — сдвоенная камера выполняет все поставленные задачи. Фронтальная — на 8 мегапикселей — пригодится для селфи, видеозвонков и прямых трансляций, включая стримы через YouTube Gaming. Наш редактор Никита Богуславский недавно рассказывал, как за пять простых шагов стать мобильным стримером — как раз на примере Honor 7X.
Интернет, GPS, звонки — словом, для большинства задач нет необходимости гнаться за флагманом. Подавляющему большинству людей такого набора будет более чем достаточно.
Да, не все бюджетники хороши, некоторые из них ощутимо тормозят, теряют сигнал, экран неохотно реагирует на прикосновения. Но к Honor 7X и к еще нескольким моделям других брендов эти проблемы не относятся — крупный производитель просто не может позволить себе плохую оптимизацию ПО и отсутствие поддержки. Опыт показывает, что даже один из самых популярных производителей на рынке может быстро лишиться своих покупателей, которые больше никогда в него не поверят.
Мы не пытаемся сказать, что флагманы бесполезны или не нужны — это не так. Они все еще лучше в абсолютных значениях характеристик и по-прежнему могут предлагать какие-то новые, экзотические функции: датчик распознавания лица, работающий даже в полной темноте; скругленные края экрана, камера Leica и т. п. Суть в том, что многие из этих функций на самом деле не какая-то необходимость, а, скорее, дополнительная продающая особенность. Некоторые — так и вовсе вкусовщина (как те же закругленные края). В остальном флагманы уже не предлагают какой-то совершенно иной пользовательский опыт, как это было раньше.