31 января 2021Игры

Ставлю на CERO

В России который год не затихают дискуссии о допустимости жестоких и откровенных видеоигр для несовершеннолетних. В разных странах представлены разные рейтинговые модели: американская ESRB, европейская PEGI, японская CERO.<br /><br />«Канобу» выяснил, как оценивают и продают игры в стране, где приставок, возможно, больше, чем людей. Юлия Шашкова разобралась, может ли японский подросток купить GTA, чем недоволен Кэйдзи Инафунэ и почему нижнее белье иногда лучше называть купальником.<br /><br />В первый раз эта статья была опубликована 23 июня 2014 года. Сегодня мы размещаем ее повторно.
В России который год не затихают дискуссии о допустимости жестоких и откровенных видеоигр для несовершеннолетних. В разных странах представлены разные рейтинговые модели: американская ESRB, европейская PEGI, японская CERO.

«Канобу» выяснил, как оценивают и продают игры в стране, где приставок, возможно, больше, чем людей. Юлия Шашкова разобралась, может ли японский подросток купить GTA, чем недоволен Кэйдзи Инафунэ и почему нижнее белье иногда лучше называть купальником.

В первый раз эта статья была опубликована 23 июня 2014 года. Сегодня мы размещаем ее повторно.

Возрастными рейтингами для консольных игр в Японии занимается CERO – некоммерческая организация, основанная в июле 2002-го. До 2006 года ее система состояла из четырех категорий – А («для всех возрастов»), B («старше 12»), С («старше 15») и Z («от 18 и выше») – и первые поправки случились только благодаря GTA 3. В Японии игру выпустили в сентябре 2003-го, а через два года префектура Канагава внесла ее в так называемый «список вредных публикаций», где обычно собраны названия книжек для взрослых. Инициативу подхватили соседние области, и довольно скоро маленьким японцам запретили угонять нарисованные автомобили, а за продажу игры несовершеннолетнему можно было получить огромный штраф. Многие просили CERO пересмотреть оценку, но организация только ввела рейтинг D («старше 17»), не изменив при этом оценку самой GTA 3.

Больше 60% игр, которые выходят в Японии, разрешены для всех. В списке запрещенных сейчас всего 61 игра.

Больше 60% игр, которые выходят в Японии, разрешены для всех. В списке запрещенных сейчас всего 61 игра.

Подвижки в системе утихомирили продавцов. Согласно опросу журнала Famitsu, до 2006 года больше половины из них могли продать игру, не спросив ни документов, ни возраста. После первых поправок почти во всех магазинах просили показать удостоверение личности или хотя бы спрашивали возраст. Трудно сказать, что изменило продавцов больше: неожиданно проснувшаяся совесть или угроза весомого штрафа, но благодаря появившейся тогда системе в сегодняшних магазинах нередко можно услышать «извините, но я не могу продать вам эту игру».

Издатели и разработчики быстро подстроились. Just Cause 2 благодаря локализаторам из Square Enix перешла из категории Z в D. Тот же смягченный рейтинг получила в итоге серия Ryu ga Gotoku, у нас больше известная как Yakuza. Немного сгладив углы (на обложке Left 4 Dead, например, оторванный палец прикрыли наклейкой «Лучшая игра Е3»), можно было получить послабление от CERO и охватить чуть большую аудиторию игроков – большинство это вполне устраивало, но находились редкие игры, которым японский релиз не светил в принципе. В числе таких аутсайдеров оказалась, например, Dead Space, из которой, как известно, нельзя убрать разорванные тела и насилие – иначе останутся только скучные коридоры. «Правила CERO невероятно строги и распространяются только на японский рынок, лучше бы их вообще не вводили», – отзываются о системе некоторые разработчики с Запада. Организацию это слабо волнует: согласно ее собственному опросу, больше половины японцев согласны с тем, что игры с чрезмерным насилием в стране лучше не издавать.

В числе таких аутсайдеров оказалась Dead Space, из которой, как известно, нельзя убрать разорванные тела и насилие.

Труднее всего пришлось местным разработчикам, которые делали игры с прицелом на Запад. MadWorld от Platinum Games (Bayonetta, Vanquish) в Японии издавать не хотели. «Мы обсуждали это и пришли к выводу, что у нас в стране такое выпустить не получится», – вспоминают в компании, – «Допустим, игру издадут в Японии. Скорее всего, в ней не будет крови, а тела побежденных врагов будут просто падать и исчезать. Нужно ли вообще делать такую игру?». Впрочем, релиза MadWorld японцы в конце концов дождались.

Ставлю на CERO - фото 2

Иногда CERO пересматривает свои же рейтинги. Перед релизом в июне 2011 Atelier Meruru: The Apprentice of Arland получила ярлык «для всех возрастов», но всего через месяц организация изменила оценку – оказалось, что в игре есть банная сцена, в которой видно слегка прикрытую полотенцем попу персонажа. В итоге издатель притормозил продажи игры, чтобы добавить на обложку знак «12+». Стоит заметить, что речь идет о стране, где родители до определенного возраста принимают ванну вместе со своими детьми, а на решение CERO повлияла отнюдь не сцена, где маленькие девочки в купальниках дерутся друг с другом.

Atelier Meruru: The Apprentice of Arland.

Atelier Meruru: The Apprentice of Arland.

Среди несогласных с политикой CERO есть разработчики большого полета. Кэйдзи Инафунэ, один из создателей Mega Man и продюсер Dead Rising, как-то не выдержал. «Они смотрят только на некоторые элементы игры. «Кого-то обезглавили? Кровь?» – рейтинги ставятся только исходя из таких пунктов. Неважно, о чем игра, какой смысл ты в нее вкладывал – если кому-то отрубили голову, ей автоматически ставят Z». Кэйдзи также добавил, что на Западе с рейтингами обходятся грамотнее, и пояснил это на примере Shadows of Rome: американцы поняли мотивы героя, который убивал ради защиты тех, кто ему дорог, и поставили игре строгую, но справедливую оценку M, в то время как Monster Hunter в Японии можно купить по достижению 15 лет только потому, что в ней монстрам рубят хвосты. Без парадоксов здесь также не обошлось: на ежегодном Monster Hunter Fest в турнирах по игре принимают участие дети любого возраста.

Рейтинги CERO часто зависят от игровых событий, которые перекликаются с трагедиями из реальности.

Помимо абстрактных категорий вроде «жестокость» и «кровь», рейтинги CERO часто зависят от игровых событий, которые перекликаются с трагедиями из реальности. Из шутера Brink (релиз в Японии – июнь 2011-го, рейтинг – D) убрали миссию, которая могла напомнить о случае с Фукусимой, а про атомную бомбу в Fallout 3 я рассказывала в одной из прошлых публикаций.

Вырезать контент и стирать персонажей у японцев, кажется, вошло в привычку. В местной версии Thief вы не сможете воровать картины, где есть женщины с обнаженной грудью. По этой же причине японский игрок не встретит некоторых героев. Также в стране закрыт доступ к Thief Companion App, где собранные картины попадают в персональные залы славы. Многие японцы, в том числе и женщины, такого подхода не понимают: в аниме, да и в целом по телевизору показывают оголенную женскую грудь, прикрывая соски пикселями – почему же запрещают это только в играх?

Картины в Thief Companion App.

Картины в Thief Companion App.

Оценки играм ставят обычные граждане – окончательное решение CERO принимает опираясь на их отзывы. Прикоснуться к власти сравнительно легко: достаточно оставить заявку на сайте организации. Кандидаты должны быть старше 20 лет (возраст совершеннолетия в Японии); приветствуются родители, дети которых увлечены играми, домохозяйки, студенты.

Определением рейтинга для конкретной игры занимаются три человека – допустим, молодая девушка, мужчина в районе тридцати и пенсионер. Одну и ту же сцену каждый из них оценит по-разному (белый купальник девушки, бегущей по пляжу, пенсионер расценит как нижнее белье, два других участника увидят именно купальник), но на основе таких противоречий и строится система оценок контента.

При этом тестеры сидят не вместе, а в отдельных кабинках. Перед ними, как правило, только монитор и наушники. Играть нельзя, но можно несколько раз посмотреть подготовленные разработчиком или издателем ролики (продолжительность – от 15 минут до 2 часов) и определить возрастной рейтинг исходя из критериев. Например, во время поцелуя героев оценка будет зависеть от того, как они это делают: «мило, как в аниме», «с языком» или даже «со звуками».

Так выглядели тестовые кабинки в 2010 году. Источник: Kotaku Japan.

Так выглядели тестовые кабинки в 2010 году. Источник: Kotaku Japan.

Объективной такую систему не назовешь: как могут три человека, которые, скорее всего, далеки от индустрии, определять, кому и во что можно играть? Тем более что оценка строится не на основе самой игры, а на основе смонтированного ролика. inFamous: Second Son таким образом встала в один ряд с криминальной GTA 5, хотя на Западе новую игру Sucker Punch может купить каждый, кому исполнилось 13.

Игра про суперспособности и хипстерские шапки, по мнению японцев, вредит психике сильнее, чем бесчисленные симуляторы гаремов, о содержании которых предельно четко говорят обложки и названия вроде toLOVEru Darkness: Battale Ecstasy или Moero Chronicle (буквально – «Хроники максимальных выпуклостей»). В Criminal Girls и вовсе нужно, эм, наказывать заключенных девочек (персонажей мужского пола в игре нет), чтобы открыть карточки с ними же, но в откровенных позах. Рейтинг таких игр, как правило – D, «17 и старше». Выходит, что на официальном уровне японские подростки знакомятся с достаточно взрослыми играми чуть раньше сверстников с Запада.

Обложка игры Moero Chronicle и диск с музыкой из игры.

Обложка игры Moero Chronicle и диск с музыкой из игры.

Существует ли связь между подобными играми и уровнем преступности? Отчасти да, но в японских СМИ вы вряд ли увидите заголовок вроде «Старшеклассник приставал к одногруппнице под впечатлением от игры N». В обществе подобные преступления принято связывать с доступностью продукции откровенного содержания, к тому же в стране детскую порнографию официально запретили только в 2014 году, и запрет не распространяется на игры. В круглосуточных продуктовых магазинах, комбини рядом с последними томиками Bleach и One Piece стоят периодические журналы и манга с невероятно фигуристыми японками – нарисованными и не очень. Все на уровне детских глаз.

Офисные работники в отделе с журналами для взрослых.

Офисные работники в отделе с журналами для взрослых.

В этом плане обычно законопослушные японцы проявляют феноменальную изворотливость. Правило, которое запрещает снимать или изображать несовершеннолетних в нижнем белье, разработчики и не только научились обходить сравнительно быстро (достаточно назвать лифчик и трусики «купальником», ровно так же цензуру обходили советские режиссеры), и людям из CERO будет просто не к чему придраться. В «купальниках», например, снимаются участницы популярной группы АКВ48, хотя младшей из них всего 14 лет.

AKB48.

AKB48.

Казалось бы, с такой доступностью откровенных материалов японцы давно должны были пресытиться женскими прелестями, но приводит это, наоборот, к тому, что в метро висят предупреждающие плакаты – девушек в коротких юбках просят следить за тем, чтобы под них никто не заглядывал. Но и это правило японцы обходят: наиболее продвинутые крепят зеркала прямо к обуви. С другой стороны, преступлений после игры в GTA, Call of Duty или Slender Man здесь, скорее всего, не совершит никогда и никто: на каждую «Хронику максимальных выпуклостей» здесь приходится по три сравнительно добрых Super Mario Bros., а за распространением всего остального строго следят люди сверху.

Комментарии 90
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
riffrider
riffrider
Да, Инфеймос с хипстерскими шапочками развращает больше, чем детское поорно, однозначно...