28 октября 2025Кино

США перед лицом ядерной угрозы: рецензия на триллер «Дом динамита»

Идрис Эльба в фильме «Дом динамита» / Netflix
Идрис Эльба в фильме «Дом динамита» / Netflix

24 октября на Netflix вышел политический триллер Кэтрин Бигелоу «Дом динамита». Лауреатка премии «Оскар» сняла актуальное кино о ядерной угрозе, к которой никто не готов. Рассказываем, чем впечатляет и ужасает «Дом динамита».

Страна: США

Жанр: политический триллер

Время: 1 час 52 минуты

Режиссёр: Кэтрин Бигелоу

Сценарий: Ноа Оппенхайм

В ролях: Ребекка Фергюсон, Идрис Эльба, Гэбриел Бассо, Джаред Харрис, Трэйси Леттс, Энтони Рамос, Моусес Ингрэм, Джона Хауэр-Кинг, Грета Ли, Джейсон Кларк

Премьера: 2 сентября 2025 (Венецианский кинофестиваль) / 24 октября 2025 (Netflix)

Рейтинг: 16+

Оценка: IMDb — 6.6 / Кинопоиск — 6.5 / Letterboxd — 3.0

О чём фильм

Раннее утро в США. Ничто не предвещает ядерной угрозы. Люди, ответственные за за нацбезопасность, начинают новый день своей службы. Майор Дэвид Гонсалес (Энтони Рамос), командующий базой ПРО на Аляске, узнаёт, что жена подаёт на развод, а затем отчитывает коллегу за поедание чипсов на дежурстве.

Капитан Оливия Уокер (Ребекка Фергюсон), всю ночь просидевшая рядом с болеющим сыном, пьёт кофе и обсуждает предстоящую помолвку товарища в Ситуационной комнате Белого дома. Генерал Стратегического командования Вооружённых сил США (Трейси Леттс) болтает о результатах вчерашнего баскетбольного матча.

Кадр из фильма «Дом динамита» Кэтрин Бигелоу

Источник: Netflix

Кадр из фильма «Дом динамита» Кэтрин Бигелоу

Источник: Netflix

Расслабленная обстановка в офисах и штабах сменяется параноидальной, как только сотрудники военной базы на Аляске засекают МБР, запущенную откуда-то из Тихого океана. Сначала никто не хочет верить в реальность ядерной угрозы для США. Эксперты по нацбезопасности успокаивают себя тем, что это просто военные учения или желание продемонстрировать боевую мощь. Но когда девушка-сержант с базы ПРО на Аляске подтверждает, что удар будет нанесён по континентальной части США, всем становится не до шуток. Если экзоатмосферный перехват не сработает, примерно через 19 минут ракета с ядерной боеголовкой уничтожит Чикаго.

Кэтрин Бигелоу — королева военно-политических триллеров

Лауреатка премии «Оскар» Кэтрин Бигелоу собаку съела на политических и военных триллерах. Постановщица давно стала лучшей в жанрах, изначально принадлежавших мужчинам. Карьерный взлёт Кэтрин начался с криминального триллера «На гребне волны», но своим режиссёрским триумфом она обязана военному процедуралу «Повелитель бури». Реалистичная история об американских сапёрах в Ираке, живущих в постоянном ожидании смерти от взрыва, сделала Бигелоу первой женщиной с «Оскаром» за лучшую режиссуру.

Режиссёр Кэтрин Бигелоу на съёмках политического триллера «Цель номер один» (2012)

Источник: Columbia Pictures

Режиссёр Кэтрин Бигелоу на съёмках политического триллера «Цель номер один» (2012)

Источник: Columbia Pictures

Военно-политический триллер «Цель номер один», рассказывающий о 10-летней охоте на Усаму бен Ладена от лица сотрудницы ЦРУ, был снят не менее профессионально. Коммерческий успех фильма сопровождался массовой критикой в адрес Бигелоу. Активисты, выступающие против пыток, осудили постановщицу за «нормализацию» расширенных методов допроса в практике ЦРУ. В ответ на критику Бигелоу заявила, что «описание не означает одобрение» и «невозможно игнорировать пытки».

Постановщица никогда не питала романтических иллюзий касательно политической и военной деятельности США. В «Повелителе бури» Бигелоу показывала бессмысленный хаос войны в Ираке с точки зрения обречённых сапёров. Рассказывая о «доблестных» сотрудниках ЦРУ, борющихся с терроризмом, она не закрывала глаза на их грязные методы работы. Постановщицу не раз обвиняли в комплиментарном изображении американских военных и разведчиков, но герои её фильмов едва ли были высоконравственными людьми.

Всеобщая растерянность перед ядерной угрозой

Наверняка найдутся те, кто и «Дом динамита» посчитает пропагандой аппарата нацбезопасности США. Люди из всех этих ситуационных комнат, центров управления и кризисных штабов выглядят благородно и несут ответственность за будущее американцев. Поначалу зритель верит, что важные герои в строгих костюмах и военной форме точно знают, как предотвратить ядерную катастрофу.

Энтони Рамос в фильме «Дом динамита»

Источник: Netflix

Энтони Рамос в фильме «Дом динамита»

Источник: Netflix

Персонажи «Дома динамита» уверенно сыпят профессиональными терминами, принимая одно стратегическое решение за другим, ведь они «делали это уже тысячу раз». У министерства обороны есть чёткий план действий на случай атаки МБР по территории США. Бигелоу задаётся вопросом: «Что будет, если план не сработает?». Режиссёр списывает несовершенство систем безопасности и управления на человеческий фактор: кто-то недоглядел, не проверил, не придал значения и в итоге подставил под удар жизни тысяч людей.

За внешним профессионализмом чиновников и военных скрывается шокирующая растерянность перед лицом ядерной катастрофы. Система нацбезопасности США, в безупречность которой верили все — от президента до работника кофейни при Белом доме, в критический момент даёт сбой. Мужчины и женщины, в чьих руках находится судьба целой нации, оказываются не всемогущими богами, а неудачниками, не готовыми к атомной войне. Успех отражения ядерной атаки зависит от банального везения, и это, пожалуй, самый страшный вывод «Дома динамита».

Профессионалы, не готовые к атомной войне

Бигелоу впроброс, без лишних подробностей характеризует служащих Пентагона и Белого дома, которым есть, что терять. Зритель не успевает привязаться ни к одному из них, но по крайней мере видит за парадными портретами живых людей. Капитан Оливия Уокер находит в кармане подаренного маленьким сыном динозаврика и утирает слёзы. Звонок из Пентагона застаёт врасплох офицера АНБ Ану Парк (Грета Ли) в её выходной день. Специалистке по Северной Корее советуют срочно эвакуироваться вместе с ребёнком.

Трэйси Леттс (слева) в фильме «Дом динамита»

Источник: Netflix

Трэйси Леттс (слева) в фильме «Дом динамита»

Источник: Netflix

Министр обороны (Джаред Харрис) переживает за дочь, живущую в Чикаго. Растерянный президент (Идрис Эльба) звонит первой леди за советом: отвечать ли США на ядерную атаку или сохранить нейтралитет, чтобы избежать Третьей мировой?

В контексте фильма не имеет значения, какая страна и с какими целями запустила межконтинентальную баллистическую ракету. Бигелоу волнуют не политические игры мировых лидеров, а роковые последствия их эгоистичных действий. Постановщица, которая в детстве пряталась под партой во время учений на случай ядерного взрыва, как никто другой ощущает призрак атомной войны.

Паранойя в прямом эфире

«Дом динамита», в отличие от близкого к нему «Доктора Стрейнджлава» Стэнли Кубрика, разыгран с предельной серьёзностью. Бигелоу прибегает к фирменному репортажному повествованию, чтобы погрузить зрителя в атмосферу беспрерывной тревоги. На нескольких мониторах ведётся обратный отчёт. Уровень боеготовности повышается до максимального.

Ребекка Фергюсон в фильме «Дом динамита»

Источник: Netflix

Ребекка Фергюсон в фильме «Дом динамита»

Источник: Netflix

Сотрудники пресс-центра в Вашингтоне пребывают в неведении. Военные и чиновники бесконечно говорят по видеосвязи и по телефону. По сигналу тревоги граждан США просят оставаться в укрытиях. Вместе с героями мы стремительно приближаемся к катастрофе в прямом эфире. Избранных ждёт эвакуация в противоядерный бункер, а простых смертных — встреча с неизбежным.

Бигелоу рассказывает историю о ядерной атаке на США с нескольких разных ракурсов, как того требует объективная журналистика. Пока простые люди стоят в пробках и в панике ищут укрытие, сотрудники Пентагона и Белого дома сталкиваются с собственными провалами и ждут приказов главнокомандующего.

«Дом динамита» Бигелоу снимала по сценарию Ноа Оппенхайма — бывшего президента новостной службы NBC, который знает всё о прямом включении с места событий.

Одна катастрофа с трёх ракурсов

Фильм поделён на три главы, каждая из которых добавляет важную информацию в общую картину грядущей катастрофы. Первая часть «Дома динамита» строится на коммуникации между батальоном ПРО на Аляске и капитаном Оливией Уокер из Ситуационной комнаты, которая пытается грамотно отреагировать на быстро развивающийся кризис. Миссия разведки и военных с Аляски состоит в том, чтобы идентифицировать и в конечном счёте сбить ракету с ядерной боеголовкой.

Гэбриел Бассо (в центре) в фильме «Дом динамита»

Источник: Netflix

Гэбриел Бассо (в центре) в фильме «Дом динамита»

Источник: Netflix

Во второй главе мы наблюдаем за стратегическим командованием со стороны генерала Брэди, который призывает президента подготовиться к удару по всем противникам США в случае скоординированной атаки. В это же время молодой заместитель советника по нацбезопасности Джейк Бэррингтон хладнокровно анализирует системные провалы и отвечает за взвешенную коммуникацию.

В заключительном акте «Дома динамита» раскрывается личность президента США, чей голос мы раньше слышали по телефону. Глава государства в исполнении Идриса Эльбы выглядит не жёстким лидером, а подневольным человеком, оказавшимся перед сложнейшим выбором. Нервы зрителя весь фильм и так находятся на пределе, поэтому открытый финал воспринимается как удар под дых.

Заключение

«Дом динамита» кому-то может показаться истеричным рассуждением о прелюдии к атомной войне. Однако Кэтрин Бигелоу лишь напоминает о страшных последствиях распространения ядерного оружия и беспомощности человечества перед его непредсказуемой мощью.

Обращаясь к актуальным страхам, постановщица предупреждает о катастрофической неготовности людей к ядерному противостоянию и делает это профессионально. В «Доме динамита» Бигелоу «хотела исследовать безумие мира, который живёт под постоянной тенью уничтожения», и ей на 100% это удалось.

Вердикт — 8 из 10

Комментарии
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь