Сила, храни Асоку Тано! — обзор третьей и четвёртой серии «Асоки»
На Disney+ продолжает выходить один из лучших сериалов во вселенной «Звёздных войн» — «Асока» (Ahsoka), над которым лично работали Джордж Лукас и сценарист «Повстанцев» Дэйв Филони. «Асока» использует интересный по тональности тип повествования — это суровая, катастрофичная драма о приближающейся войне, сравнимая по уровню трагичности с «Местью ситхов» и «Изгоем-один». Но самым важным в сериале оказывается сильный сценарий, развивающий звёздновойновый канон и латающий его пробелы. Редактор «Канобу» Карина Назарова рассказывает какими получились третья и четвертая серии «Асоки».
Что случилось в третьем и четвёртом эпизодах?
Новая Республика, едва оформившись, погрузилась в политический кризис. Преданные Империи всё ещё занимают высокие посты и в тайне мечтают о возвращении старого режима. А новая идеология едва стоит на ногах, политика Республики заметно потрескивает — вот-вот разгорится очередная война. Гера Синдулла пытается предупредить Сенат во главе с Мон Мотмой о возможном возвращении гранд-адмирала Трауна, который под своим началом сможет объединить лоялистов Империи и подготовить реванш — в ответ героиня слышит лишь едкие комментарии и обвинения в расточительстве ресурсов Республики на фантазии и личные цели. Усиливает тревогу героини перед будущим появление в кадре Чоппера вместе с её сыном Джейсеном, чей отец, джедай Кэнан Джаррус, погиб во время битвы за освобождение планеты Лотал.
Не надеясь на подмогу от Республики, Сабин Врен, Асоке Тано и дроиду Хьюянгу приходится полагаться только на себя и каноничный корабль джедайки T-6. Герои летят по следу сурового Бейлона Сколла и его яростной ученицы Шин Хати к планете Сэйтос, где Сестра Ночи Морган Элсбет готовится к гиперпрыжку в неизвестность — туда, где имперский наследник Траун и джедай Эзра Бриджер бесследно пропали.
Для осуществление заветной цели у Морган построено гигантское кольцо-телепорт, который позволит осуществить полёт в другую Галактику, что не значатся на обычных картах. Ей осталось расшифровать украденный у Асоки и Сабин артефакт с местоположением её предводителя и синхронизировать координаты. Асоку начинают терзать сомнения: стоит ли искать Эзру Бриджера ценой возможной катастрофы? С ней не согласна Сабин, которая с замиранием сердца ждёт встречи с Эзрой. Потеряв всех своих близких на планете Мандалор, девушка не может смириться с одиночеством, а Эзра успел стать для неё семьёй.
Как это выглядит?
Под тревожную полу-ритуальную музыку Кевина Киннера, написавшего саундтрек к сериалу «Звёздные войны: Войны клонов» (Star Wars: The Clone Wars), камера общими планами витает над поверхностью планеты Сэйтос, покрытой красной листвой, глубокими океанами и каменными валунами. Она таинственно пробирается в чащобы леса, останавливается между рядами деревьев, чтобы передать своим незамеченным взглядом уязвимость упавшего корабля Асоки и Сабин — они у всех на виду, как бы не пытались скрыться.
Ответственный за кинематографию эпизодов Эрик Стилберг снимает статичными планами, даже сцены боя здесь не терпят резких движений — в духе самурайского кино противники распределяются по двум сторонам кадра, ручная камера лишь плавно витает, позволяя разглядеть эпичные сцены в деталях.
Визуально «Асока» приближается к анимационным сериалам: герои здесь совершают немыслимые манёвры, Асока сражается с истребителями в рукопашную в открытом космосе, T-6 виртуозно летит к поверхности планеты, огибая могущественных и огромных пёрргилов — галактических китов. События серий всё чаще напоминают авантюры Асоки и её учителя Энакина Скайуокера, лишний раз подтверждая зрителям, что Асока — не рядовой персонаж вселенной, а могущественная воительница, не знающая страха или отчаяния.
В чём успех сценария?
Почти безмолвные сцены тренировок Асоки и Сабин позволяют очертить их взаимоотношения — коротко и без флэшбеков зрителю дают понять, что в прошлом героинь были свои трудности, но для общей цели оставили всё плохое позади.
Опыт совместности Тано и Врен неожиданно превращается в тлеющий очаг спокойствия — их связь пронизана теплотой и взаимоуважением.
Лукас и Филони смогли выстроить очень мягкие взаимоотношения героинь, — обе готовы прислушиваться к друг другу и поддержать в нужный момент — и именно это позволило сделать события четвёртого эпизода «Падший джедай» особенно сокрушительными. В Асоке внезапно вспыхивает Тёмная сторона, а в Сабин всё ещё дремлет Сила.
Джордж Лукас и Дэйв Филони совместно написали сценарий всех эпизодов сериала, и здесь почти каждое слово и фраза становятся многозначными. В разочаровании Геры Синдуллы работой Сената слышится эхо последующего падения Новой Республики, в одной сцене с её участием объединяются все сторонние проекты Star Wars, не связанные с джедаями напрямую — «Андор» (Andor) и «Изгой-один».
Точная драматургия превращает слова в грозное оружие в руках Бейлона Сколла — они наносят удары не хуже его светового меча.
Линия злодеев в целом получилось очень удачной и таинственной — Шин Хати с издёвкой обращается к Морган Элсбет, в чём ощущается нетерпеливость ученицы Сколла, очевидно знающей нечто большее, то, что пока недоступно ни зрительскому пониманию, ни самой Морган. Безусловно у неё и её учителя есть тайный план, который приведёт их к неограниченной власти и Траун должен им в этом помочь. Намерения героев иногда проскальзывают в реплики Сколла, помимо неопределённой грусти и томления, в его голосе часто слышатся интонации Кайло Рена — Сколл также мечтает уничтожить прошлое, разрушить настоящее ради создания лучшего из миров на руинах.
Слова становятся чеховским ружьём и в устах протагонистов, например, когда Асока, словно предвосхищает последующие события, спрашивает у своей ученицы: «Сабин, я могу на тебя положиться?» Благодаря словам, заботливым, зловещим, коротко обранённым или сказанным вгорячах, действие с каждой сценой усложняется, а поступки персонажей становятся более противоречивыми и туманными.
Четвёртый эпизод показал, как Асока Тано балансирует на грани Тьмы и Света, что позволило углубить её образ. В героине проявляются черты её учителя, и Энакин Скайуокер напоминает о себе в каждом её шаге. Бейлон Сколл пользуется этой слабостью Асоки, её приглушённым чувством вины за возможное участие в падении Энакина на Тёмную сторону, и наносит свой главный удар.
Спойлеры! «Мир между мирами»
Во время боя с Бейлоном Сколлом Асока запинается о собственную ярость. Обычно непобедимая джедайка даёт себя сокрушить и оказывается в Мире между мирами, где с улыбкой встречает Энакина Скайуокера под музыкальный лейтмотив Дарта Вейдера.
Мир между мирами — это карманное измерение, связанное с Силой и соединяющее все места и события на карте времени серией дверей и проходов. Это неизученная часть Силы, доступная лишь избранным джедаям. С помощью Мира между Мирами Эзра Бриджер в 13 серии 4 сезона «Повстанцев» смог спасти Асоку от гибели, которая по сюжету произошла некоторое время назад. Он нашёл проход в междумирье через портал во фресках, нанесённых на стенах Храма джедаев на Лотале.
Учитывая, что Асока не раз уворачивалась от смерти, включая Приказ 66, междумирье едва ли станет её склепом — во встрече героини с её учителем скрывается большой сценарный потенциал. Учитывая, что междумирье усыпано дверьми и проходами в другие уголки Галактики, — это может стать единственно возможной дорогой Асоки на пути к Эзре Бриджеру, её шансом оказать герою ответную услугу и спасти, как он когда-то спас её.
Вердикт:
«Падший джедай», этот короткий эпизод, собрал мозаику из разных чувств — ярость, гнев, удовлетворение, скорбь, освобождение и заточение, ешё лучше раскрыл взаимоотношения внутри «хороших» и «плохих» героев, лаконично и ненавязчиво обозначив мотивации, личные драмы и трагедии каждого из персонажей.
«Асока» служит призмой, пропускающей все интонации и атмосферы киновселенной Star Wars через себя и создающей уникальный опыт встречи с новыми горизонтами «Звёздных войн» и со всем искренне любимым.
Начиная от привычной зрителю эстетики космического вестерна, полётов и сражений в космосе, заканчивая восхищающей хореографией схваток на световых мечах. Избирательностью, оммажами к классике и новизной сериал обозначает специфическую роль своей заглавной героини Асоки Тано. Она — ключевой элемент в истории и развитии вселенной, связывающий воедино все многоликие и далёкие друг от друга повествования Star Wars. Асока непримиримо идёт вразрез традициям Ордена джедаев и пытается изменить его правила, в особенности каноничное трактование Силы, которая в восприятии героини не является прерогативой джедаев или избранных, а разливается в каждом.