Школьный ад и 80-е: рецензия на «Изгнание дьявола из моей лучшей подруги»
Грейди Хендрикс — писатель, известный англоязычному читателю по книге Horrorstör — забавному комедийному хоррору о скандинавском магазине мебели ORSK (обложка книги очень похожа на стандартный каталог IKEA). До писательской карьеры Хендрикс был журналистом, но в 2008 году понял, что в этой сфере он вряд ли сможет развиваться. На русский его романы ранее не переводились.
В 2016 году Хендрикс выпустил книгу «Изгнание дьявола из моей лучшей подруги». При ее написании главным он считал отказ от стандартного для поп-культуры подхода к экзорцизму — когда люди (чаще всего — священнослужители) пытаются изгнать дьявола из юной девушки при помощи многочасовых молитв и криков. В такой ситуации в центре повествования тот, кто изгоняет, а не одержимый или одержимая. Хендрикс же хотел сфокусироваться именно на девушке, в которую вселился демон. Более того, он отошел от влияния религии и веры в процессе «очищения» и отдал основную спасительную силу дружбе.
Действия книги происходят в 1988 году. Эбби и Гретхен дружат с самого детства. Когда девочки переходят в старшую школу, все меняется — Гретхен начинает вести себя странно. Все произошло после вечеринки с друзьями, где они попробовали наркотики, а Грэтхен пропала в лесу практически на полночи. После неприятного происшествия Эбби — с ее стороны мы и наблюдаем за историей — замечает, что подруга ведет себя странно. Она перестала есть и слышит незнакомые голоса.
С течением времени Гретхен не становится лучше — на ее руках появляются странные шрамы. Более того, героиня начинает вести себя манипулятивно — зная о слабостях своих подруг, она склоняет их к деструктивному и небезопасному поведению. Эбби, не долго сомневаясь, решает, что в Гретхен вселился демон. Можно посмеяться над тем, как быстро она к этому приходит, но в рамках самой истории это кажется очевидным и нормальным — девочки очень давно друг друга знают и замечают малейшие изменения в поведении друг друга.
В книге вы найдете хороший ностальгический портрет 80-х — от увлечений главных героинь (например, фильм E.T.) до оригинальной обложки и музыки. Все отсылки гармонично входят в сюжет и не кажутся излишними. На контрасте вспоминается абсурдная и перегружающая ностальгия в романе «Армада» Эрнеста Клайна.
Все главы «Изгнания дьявола» называется в честь популярных в то время песен — The Number of the Beast, We Got the Beat, Donʼt You Forget About Me и другие. Если вдруг перед прочтением книги захотите устроить себе вечер 80-х, читатели собрали плейлист из всего, что упоминалось в книге — подборка вышла весьма бодрая. Послушать ее можно здесь.
Автору отлично удалось смешивать хоррор с шутками и забавными ситуациями. Те, кто начинает «Изгнание дьявола» с надеждой найти в нем что-то исключительно страшное, могут расстроиться. Эта книга в первую очередь подростковая, драматичная и смешная, а уже потом пугающая. Как остроумно заметила одна читательница, Грейди Хендрикс показывает, что случилось бы, если бы в Реджину Джордж из «Дрянных девчонок» на середине фильма вселился демон.
Хоррор-сцен в книге явно недостаточно, но те, что есть, действительно пугают, а иногда кажутся такими мерзкими, что на пару дней могут не выходить из головы. Однако не ждите, что к концу книги будете ясно понимать, как работает паранормальное в мире «Изгнания дьявола». Например, мы так и не узнаем, почему и как в Гретхен вообще вселилось «нечто» — это произошло из-за бэд-трипа или в момент, когда она пропала в лесу и наткнулась на заброшенное здание? Хендрикс будто бы решил полностью отказаться от любой детализации мифологии — это было бы незаметно, если бы он писал исключительно YA-роман про подростков, однако книга подается как хоррор, так что вопросы к нему остаются.
Также Хендрикс активно использует неприятное клише — все взрослые в его истории абсолютно пустые и глупые. Родители и учителя в «Изгнании дьявола» делятся на два типа — бесчувственные и эмоционально недоступные или консервативные и узколобые. Это раздражает и портит ощущения — сюжет становится предсказуемым, стереотипным и очевидным.
Небольшое упущение — это обложка русского издания. Она простая и не отражает сюжет книги — в том числе период, в котором происходят события. Американские издатели подошли более креативно — одна версия напоминает старую VHS-кассету, а другая — выпускной альбом.
Начиная «Изгнание дьявола» нужно понимать, что вас ждет подростковое драмеди о дружбе, а не гениальный хоррор-роман. Снизив ожидания от «страшной» составляющей, вполне можно получить искреннее удовольствие от того, что есть в избытке — хорошо проработанные герои, за развитием которых интересно наблюдать, ностальгическая атмосфера 80-х, которую оценят все любители «Смертельного влечения» и фильмов Джона Хьюза («Клуб Завтрак», «Шестнадцать свечей») и очень неплохой юмор.