17 декабря 2013Игры
Обновлено 09.05.2015

Сергей Климов: чего я жду от наступающего года? (часть вторая)

Сергей Климов: чего я жду от наступающего года? (часть вторая) - изображение обложка

Профессионализма от журналистов, новых тем от разработчиков

Сергей Климов

Сергей Климов

Пожалуй, только ленивый не в курсе тектонических сдвигов, произошедших в последнее время в порноиндустрии (простите за подобный пример): интернет и дешевые видеокамеры внезапно вывалили на аудиторию такой объем контента, который полностью поменял бизнес-модель в этой области.

Некоторые обозреватели были очень хороши. И они стали еще более авторитетными. Большинство же были середнячками, чего уж там, и вот они внезапно обнаружили, что какой-то пацан со смешным акцентом способен собрать через YouTube в формате летсплея большую аудиторию, чем традиционный игровой сайт

Лет десять назад одна моя знакомая ушла из игрового подразделения «Диснея» в парижскую порностудию N (работа в «Диснее» показалось ей крайне скучной; забегая вперед, работа в порностудии оказалась скучной в квадрате). От нее я и услышал про истории невероятного обогащения правообладателей видеобиблиотек, которые нарезали свои фильмы полутораминутными роликами – чтобы продавать их по €3 за ролик с покупкой через SMS. Сейчас, конечно, вспоминать подобную модель бизнеса можно только с улыбкой – так сильно поменялся ландшафт всего этого бизнеса!

Приблизительно то же самое я наблюдал в этом году и в игровой журналистике, где старая медийная модель перестает работать. Некоторые обозреватели были очень хороши. И они стали еще более авторитетными. Большинство же были середнячками, чего уж там, и вот они внезапно обнаружили, что какой-то пацан со смешным акцентом способен собрать через YouTube в формате летсплея большую аудиторию, чем традиционный игровой сайт, вся редакция которого с важным видом едет на выставку в деловую командировку, чтобы получить ключ к новой игре из первых рук.Понимание глубины задуманного оказалось не более чем вензелями на полях сочинения. В то время как ручки с бумагой подешевели настолько, что позволяют и школьнику написать свой роман. Пусть и коряво, но быстро.

Почему ваш материал будет особенным – потому что вы напишите его на восемь часов быстрее? Или смешно пошутите?

В связи с этим под большим вопросом оказались вложения времени разработчиков в работу с подобным «средним сегментом» игровой прессы: поменяет ли что-то материал, под которым появятся пятнадцать комментариев? Думаю, вряд ли. Что напоминает работу с платформами цифровой дистрибуции на PC: есть святая троица - Steam, GOG и Humble Store, вместе она даёт 95% от объёма продаж. В то время как остальные платформы, хотя и требуют почти таких же усилий, приносят аж в 19 раз меньше. А оно кому надо? (ну разве большим издателям, у которых времени навалом и бюрократы мотивированы доказывать свою необходимость).

Бог сотворил людей, а Сэм Кольт сделал их равными. Точно так же и игровая индустрия породила игровую прессу, а интернет уравнял профессиональных журналистов с публичными персонами по призванию. Откройте свою ленту в любой социальной сети: обзор – обзор – обзор. Новость – новость – новость. Что способно зацепить в этой череде одинаковых формулировок? Персоналия, которая способна дать интересную, личную интерпретацию события. И материал, который выкопан самой редакцией, а не взят с рук международного издательства.

Если вы считаете себя игровым журналистом – то обратите внимание на роль «линзы», через которую с вашей помощью можно было бы рассмотреть события сегодняшнего дня / месяца / квартала. По любой новой большой игре тысяча обозревателей во всем мире получит копию в одни и те же выходные. Почему ваш материал будет особенным – потому что вы напишите его на восемь часов быстрее? Или смешно пошутите?

В прошедшем году один игровой сайт уже показал, как можно обеспечить покрытие профессиональной выставки, не отправляя на нее ни единого сотрудника – просто потому, что трансляция крупных событий и так одна на весь мир, и согревание русскоязычной задницей американского кресла во время пресс-конференции не добавляет к подобной трансляции ни грамма.

Десятилетиями игровая индустрия росла и развивалась «в домике»

В будущем году, надеюсь, мы увидим от них и от их коллег второй шаг по этой дороге: присутствие русскоязычной прессы ради того, чтобы нарыть жемчуг. Например, мне очень интересно, какой российский сайт первым опубликует материал про новую игру команды 4A Games. Я видел ролик, и он бесподобен! Если бы я был игровым журналистом, то я бы поехал в Киев и вытащил бы ребят на ужин только для того, чтобы они мне позвонили, как только будут готовы поделиться подробностями с публикой. Потому что такие проекты случаются раз в десять лет, и не поработать над таким было бы непростительно.

Да, это непросто и, возможно, даже непривычно – выдумывать что-то вместо того, чтобы перепрыгивать с одного анонса на другой запуск. Но, боюсь, без этого – без спецматериалов – большинство сайтов просто пересохнет, как Аральское море.

Global Conflicts: Palestine

Global Conflicts: Palestine

Что касается самих проектов, то десятилетиями игровая индустрия росла и развивалась «в домике». Иногда она, правда, выходила наружу, чтобы сделать проекты вроде «Репортеров без границ в Палестине» (Global Conflicts: Palestine) или унылой «игры» на сайте Amnesty International, но это были редкие кошмарные сны, а не участие во взрослой жизни.

Однако в прошедшем году ситуация немного поменялась. То FrozenByte выступит с критикой SOPA, то Mojang напишет, как им стыдно платить налоги в стране, где существует FRA. То Kanobu проинтервьюирует оппозиционного политика про игры, то 4A Games выйдет почти в полном составе на Майдан в Киеве. А то и вовсе инди-разработчик возьмёт да и сделает игру про тоталитарное государство, которая по оценкам сравняется (а то и обгонит) многие ААА-проекты этого года.

У одной части аудитории подобные изменения вызвали ощутимый дискомфорт: казалось бы, игры – это идеальный эксапизм, мир инопланетян и эльфиек в бикини, какая к чертям политика? Мы вроде как от нее – а она нас догоняет.

У другой части аудитории, однако, подобное «взросление» почесало там, где давно уже зудело: если считать, что игры – это форма искусства, а не только форма развлечения, то подобная форма должна быть способной вместить в себя и любые темы из реальной жизни, от любви до политики.

И вот вдруг объявляется проект про столкновения демонстрантов и полиции (который предлагает сыграть как за протестующих, так и за подавляющих беспорядки), чей ролик собирает пятьсот тысяч просмотров, и становится окончательно понятно, что игры – это уже не только и не столько «Петька и Василий Иванович спасают галактику».

Лично мне глубоко неинтересно читать учебник истории СССР, кем бы он ни был написан: кто-то куда-то поехал, кто-кто что-то построил… ребята, вы уж извините, но я хотел бы и сам в этом поучаствовать

Причин, по которым от наступающего года я жду от политики и игр дальнейшего взаимного проникновения, две: разработчики взрослеют, зарабатывают первые деньги и начинают задумываться уже и о нематериальных критериях своей профессии; и в то же время взрослеет и костяк игровой аудитории (то, что называется core), который вырос, примеряя на окружающую жизнь уникальную способность игр давать играющему возможность самому принимать решения – а этой группе игроков очень хочется выйти за пределы сюжета про прокачку орков.

Лично мне глубоко неинтересно читать учебник истории СССР, кем бы он ни был написан: кто-то куда-то поехал, кто-кто что-то построил… ребята, вы уж извините, но я хотел бы и сам в этом поучаствовать. Дайте мне игру, где передо мной – модель Российской Империи, чтобы я смог сам решить, строим ли мы социализм или укрепляем монархию. Или дайте мне игру, где передо мной – отряд партизан в тылу у фашистов, чтобы я смог сам принять решение, пускать ли под откос товарный поезд ценой жизни повешенных в наказание жителей деревни – или ждать более подходящего случая. Слава богу, современная технология уже позволяет строить подобные проекты силами небольших команд.

Metro: Last Light

Metro: Last Light

Например, последний месяц я читаю твиттер, день в день выдающий новости из 1941 года, и это невероятный эффект присутствия: я вижу американскую агитацию против Японии, я читаю про жалобы немецкой армии на температуру в -42C, и я вижу Великую отечественную войну так, как никогда не видел ее до этого. Уверен, что следующий шаг – это погружение в период уже через принятие решений, что могут дать только игры!

Наконец, не будем забывать и про прямое взаимодействие разработчиков и государства, которое дает многим командам очередной повод задуматься о политике: в одних странах открывают курсы игровых дизайнеров, которые после обучения будут свободны делать все, чего их душа попросит, в то время как в других выделяют бюджеты на «патриотические игры», которые (по задумке) «научат Родину любить».

Создатели «Ведьмака» за свои заслуги получили по ордену и по благодарственному письму от своего президента, который именно их игру подарил президенту США во время его визита в Варшаву. Создатели «В тылу врага» и разработчики Metro: Last Light (знаковых серий, также разошедшихся миллионными тиражами) пока не получили от своего государства ничего, хотя и сделали для развития индустрии в своем регионе ни в коем разе не меньше. Так неужели молчать, делая вид, что так и надо? Вот так и появляются новые темы в игровой индустрии, как в самих играх – так и в обсуждении вопросов развития в целом.

@sergeiklimov,
Charlie Oscar

Часть первая

Часть третья

Комментарии 54
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
toku2
toku2
Начало супер. Но потом какая то скукота как будто читаешь историю ссср. Для меня раньше такие журналисты как Константин Говорун. Валерий Корнеев (Купер) или даже Сергей Супонев были как герои и я с жадностью вчитывался и всматривался в их обзоры. Но теперь для меня это обычные люди и я сам принимаю решение. Играю в демки а потом принимаю решение. Если нет демок то метакритик вам в помощь.
Dezek
Dezek
Уже второая стена текста, а я так и не понял что ждет этот чувак