Самые мощные игровые консоли в истории — от Atari 2600 до Xbox One X

Начнем, правда, не с первого поколения, куда входит упомянутая выше Magnavox Odyssey, Coleco TelStar и Atari Super Pong, а со второго — и причин тому две. Во-первых, эти устройства были своего рода экспериментом и не получили должную популярность среди массовой аудитории. Во-вторых, их с трудом можно сравнить с теми консолями, о которых дальше пойдет речь — в первом поколении использовалась диодно-транзисторная логика, а не графика. То есть изображение появлялось на экране благодаря особым накладкам из пластика и обработанному свету монитора, а не созданной с помощью графики картинке — работало это как-то так.

Magnavox Odyssey
В 1977 году вышла Atari 2600, она же Atari VCS — первая домашняя консоль на микропроцессоре (MOS Technology 6507 с частотой 1.19 МГц и 4 Кб встроенной памяти и 128 байт оперативной памяти), которая обрела массовую популярность. Теперь в досуг среднестатистической семьи окончательно вошли и видеоигры. Благодаря новаторской системе сменных картриджей на полудеревянной Atari 2600 можно было запускать не одну и даже не две, а десятки и сотни игр.

Atari 2600
В 1978 году представили ее конкурента — Intellivision. У консоли была мощная начинка (процессор General Instrument CP1610 с частой 894886 Гц, 1352 байта оперативной памяти и 7168 байт ПЗУ), а значит и графика стала лучше, да и игр на старте хватало. Создатели устройства обещали даже выпустить подключаемую клавиатуру, превращающую консоль в домашний компьютер — это и заинтересовало многих родителей. Впрочем, очевидные плюсы новинки не спасли ее от финансового провала — обещанные клавиатуры выпустили не сразу, а когда они все же вышли, то выяснилось, что они быстро ломаются. Все это настроило покупателей против Intellivision.

Intellivision
В 1982 году на прилавках появилась ColecoVision — консоль с продвинутой графикой уровня игровых автоматов и совместимостью с картриджами для Atari 2600. Новинка получила процессор Zilog Z80A с тактовой частотой 3,58 МГц и видеоконтроллер TMS9928A от Тexas Instruments. Большую часть известности ColecoVision дала перенесенная c игровых автоматов мегапопулярная Donkey Kong от Nintendo.
Хотя даже мощное железо, совместимость с картриджами для Atari 2600 и графически совершенные игры не помогли этой платформе переплюнуть хит Atari, на который она и равнялась.
С 1982-го по 1985-й продалось шесть миллионов консолей ColecoVision. Это много по сравнению с Intellivision, но недостаточно для соперничества с Atari 2600 — продажи этой консоли составили 40 миллионов штук. Секрет успеха игровой деревяшки заключался в низкой цене — ее продавали почти по себестоимости и зарабатывали на играх. А их вышло четыре тысячи!

ColecoVision
Появление третьего поколения началось в 1983 году с детища японской компании Nintendo — консоли Famicom (Family Computer). В Корее ее продавали как Hyundai Comboy, а в США и Европе — под именем Nintendo Entertainment System (NES). Для стран бывшего СССР она известна как Dendy. Под этим названием скрывался китайский клон Famicom — Micro Genius IQ-501.
Новинку оснастили микропроцессором Ricoh 2A03 с тактовой частотой 1,79 Мгц, 2 килобайтами ОЗУ и поддержкой разрешения 256 на 240 пикселей. Это была первая 8-битная домашняя консоль, что соперничала по графике с игровыми автоматами. К тому же NES стоила недорого и предлагала удобный геймпад, созданный с оглядкой на популярные карманные игры Nintendo Game & Watch (у нас известны как «Электроника»).
В 1985 году вышла 8-битная Sega Master System, работающая на новом процессоре, Zilog Z80A с тактовой частотой 4 МГц, и с увеличенной оперативной памятью. Производитель позиционировал ее как соперника Famicom, но с продвинутой графикой и еще одним видом носителей — игры для этого устройства писали не только на обычные картриджи, но еще и на их уменьшенные и более дешевые варианты под названием Sega Cards.
Sega Master System хорошо продавалась в Европе и Бразилии и значительно хуже в Японии и США. Всего игроки купили 13 миллионов консолей — и снова этого оказалось слишком мало, по сравнению с продажами технически более слабого конкурента в лице Nintendo Entertainment System.
С показателем в 63 миллиона проданных моделей Nintendo установила рекорд в игровой индустрии 80-х. На этот раз крутая графика и улучшенное железо уступили место огромному количеству увлекательных игр. У Sega Master System оказалась гораздо более слабая библиотека, чем у NES, потому что Nintendo требовала от издателей эксклюзивные права на все игры для своего устройства.

Sega Master System
Затмить славу Nintendo Entertainment System смогла лишь новая разработка Sega — консоль четвертого поколения под названием Mega Drive (Sega Genesis). Она вышла в 1988 году, за основу для нее взяли 16-битный игровой автомат Sega System 16. Внутри Sega Mega Drive стоял процессор Motorola 68000 с частотой 7,6 МГц, сопроцессор Zilog Z80 (использовался в легендарном компьютере ZX Spectrum), целых 72 килобайта ОЗУ и 64 Кб видеопамяти.
Для увеличения продаж руководство Sega решило расширить целевую аудиторию и привлечь к играм взрослых. Фанатами NES по большей части были дети, а Mega Drive привлекала их родителей играми с куда более жестоким и взрослым содержанием. Результат не заставил себя ждать — с 1988 по 1997 год Sega продала 40 миллионов устройств.

Mega Drive
В 1990 году Nintendo выпустила свой ответ Sega Mega Drive. Японский гигант решил сыграть на уже популярном названии, поэтому к известному имени Nintendo Entertainment System просто добавили слово Super. Super Nintendo тоже получила 16-битный процессор (хоть он и был чуть слабее установленного в Mega Drive) — Ricoh 5A22 с тактовой частотой 3,58 Мгц. Плюсом к нему — 128 Кб оперативной памяти (у конкурента — 72 килобайта).
Очередное сражение между Sega и Nintendo закончилось в пользу последней. Консоль Sega вновь не спасла более мощная начинка, кроме того, решающим фактором опять стали игры. Super Nintendo раскупали тысячами из-за появления новинок от сторонних разработчиков — Capcom, Konami и Tecmo. Они же, впрочем, создавали игры и для Sega Mega Drive, но обе компании яростно боролись за релиз на своих консолях. В итоге побеждал тот, чья платформа первой получала новую крутую игру. Так, файтинг Street Fighter II сперва появился на SNES, что серьезно повлияло на результаты продаж устройства — 49 миллионов консолей.

SNES
В пятое поколение вошли Panasonic 3DO, Atari Jaguar, Sega Saturn, Sony PlayStation и Nintendo 64. Сильнее прочих нас интересуют две последние модели, потому что первые три продавались относительно слабо (Sega Saturn — 9,5 миллионов штук, Panasonic 3DO — 2 миллиона, Atari Jaguar — 500 тысяч), да и выдающейся производительностью, как та же Nintendo 64, не отличались. Тем более консоли Sony и Nintendo многое связывает — о них рассказать интереснее всего.
В 1988 году Nintendo и Sony начали разработку дополнительного устройства для SNES — привода SNES CD-ROM, который должен был читать не дискеты или картриджи, но лазерные диски. За создание привода взялся сотрудник Sony Кэн Кутараги — он и назвал свое детище Play Station. В 1991 году Nintendo и Sony договорились о релизе SNES CD-ROM и даже о запуске отдельной консоли Sony, которая, как предполагалось, работала бы и на лазерных дисках, и на картриджах для SNES.

Sony Play Station
Анонс Sony Play Station, тогда представленной как устройство, созданное в сотрудничестве с Nintendo, состоялся на открытии выставки CES 1991. Но на следующий день председатель Nintendo Говард Линкольн заявил о расторжении контракта с Sony и заключении сделки с Philips.
Это решение повлекло за собой выпуск трех разных консолей. Вышедшая в 1991 году Philips CD-i — тот самый «новый совместный продукт Philips и Nintendo», который продался ничтожно малым количеством 570 тысяч штук. Появившаяся в 1994-м Sony PlayStation — консоль, собранная на основе наработок, оставшихся после Play Station. И Nintendo 64, выпущенная в 1996 году — самая мощная консоль пятого поколения, целью которой было заткнуть за пояс мегапопулярную PlayStation.
PlayStation получила 32-битный процессор MIPS R3000A с частотой 33,8 МГц, 2 Мб оперативной памяти и 1 Мб видеопамяти, Помимо игр она запускала музыкальные диски, Audio CD. К моменту прекращения официальной поддержки в 2006 году Sony продала 102 490 000 устройств. В то время никакая другая консоль не могла побить этот рекорд. Даже Nintendo 64 с ее 64-битным процессором NEC VR4300 с частотой 93,75 МГц, объединившим в себе центральный и графический процессоры.

PlayStation
Отчасти проблема Nintendo 64 заключалась в том, что по-настоящему новых игр на запуске консоли и вскоре после него было очень мало. Из действительно крупных релизов — Super Mario 64 и Donkey Kong 64, классика Nintendo. Игры с полноценной 64-разрядной графикой активно стали появляться только в 1998 году. К 2003 году, когда Nintendo остановила официальную поддержку устройства, продажи Nintendo 64 составили 32,93 миллиона штук.

Nintendo 64
Шестое поколение игровых консолей началось с выхода в 1998 году Sega Dreamcast. Ее снабдили 200-мегагерцевым процессором Hitachi SH4 RISC и графическим ускорителем PowerVR2 CLX2 (Series II) на 100 МГц. Это была наследница провальной Sega Saturn и она сделала для Sega куда больше, чем предшественница. Хорошие продажи связаны с отсутствием на рынке в то время вменяемых конкурентов. Поэтому значительная часть из 9,13 миллиона проданных Sega Dreamcast приходится на период до 2000 года, когда на рынке появились сперва Sony PlayStation 2, а затем, в 2001 году, Xbox от Microsoft и Nintendo GameCube.

Sega Dreamcast
Начинка PlayStation 2 основывалась на 64-битном процессоре Emotion Engine с частотой 294,912 МГц, графическом процессоре Graphics Synthesizer с частотой 147 МГц и 32 мегабайтах оперативной памяти. PS2 получила обратную совместимость с играми для первой PlayStation, к тому же помимо CD-дисков PlayStation 2 запускала DVD-диски с фильмами и музыкой. Популярность этой консоли достигла невероятных масштабов — случилось так, что спрос превысил предложение, и Sony не справлялась с заказами, а те, кто успел купить новую PlayStation 2, стали перепродавать консоли за большие деньги.

PlayStation 2
Серьезным конкурентом PlayStation 2 внезапно стала консоль Microsoft. Внутри Xbox состояла из процессора Intel Pentium III с тактовой частотой 733 Мгц, графического процессора Nvidia NV20A и 64 мегабайт оперативной памяти. Но даже отгруженные 24 миллиона устройств не идут ни в какое сравнение с продажами PS2. Когда в 2013 году Sony прекратила официальную поддержку консоли, в мире было продано 1,5 миллиарда игр для нее и 155,1 миллиона самих устройств.

Xbox
Соперничество между Microsoft и Sony приобрело намного более серьезный оборот с запуском седьмого поколения. В 2005 году вышла Xbox 360 — мощная консоль с начинкой из 3-ядерного процессора IBM Xenon с тактовой частотой 3,2 ГГц, графическим процессором ATI Xenos с 10 Мб видеопамяти, 512 мегабайтами оперативной памяти, DVD-приводом, модулем Wi-Fi 802.11 b/g/n и съемным жестким диском.
Вместе с платформой Microsoft запустила сервисы Xbox Live, Xbox Live Arcade и Xbox Live Marketplace, с помощью которых игроки могли вместе играть, общаться, загружать игры и смотреть видео.
На 2016 год продажи Xbox 360 составляли 85,48 миллиона штук, что очень близко к показателям PS3 с ее 87 миллионами проданных моделей.

Xbox 360
Новинка Sony работала на процессоре Cell Broadband Engine с тактовой частотой 3,2 ГГц, графическим процессором Nvidia G70 (550 МГц), 256 Мб оперативной и таким же количеством видеопамяти. Технически менее продвинутая PlayStation 3 брала другим — встроенным Blu-ray приводом и обилием высокобюджетных качественных эксклюзивов. Не обошлось и без изначально бесплатного онлайн-сервиса PlayStation Network — аналога Xbox Live, и магазина PlayStation Store.

PlayStation 3
В последнем на сегодняшний день, восьмом поколении консолей мощь железа совпала с популярностью устройства. Осенью 2013 года вышла Xbox One, а за ней PlayStation 4. Первая получила 8-ядерный процессор AMD Fusion с тактовой частотой 1,75 ГГц, графический процессор AMD Radeon с 12 вычислительными модулями (768 ядер), 8 гигабайт оперативной памяти, жесткий диск на 500 ГБ, а также Blu-Ray- и DVD-привод.

Xbox One
PS4 оказалась более производительной: 8-ядерный процессор AMD Jaguar/Kabini с тактовой частотой 1,6 ГГц, графический процессор AMD Radeon с производительностью 1,84 терафлопс, 8 гигабайт ОЗУ (GDDR5), плюс дополнительные 256 Мб памяти формата DDR3, жесткий диск на 500 ГБ, а также приводы для воспроизведения Blu-Ray и DVD.

PlayStation 4
В 2016 году вышла улучшенная версия PlayStation 4 с приставкой Pro в названии, а в 2017 году Microsoft выпустила обновленную версию Xbox One, X, — и вот она обогнала по производительности своего прямого конкурента. Xbox One X оснащена процессором с тактовой частотой 2,3 ГГц, а у PS4 Pro она равна 2,1 ГГц. Кроме того, у Xbox One X графический процессор на 6 терафлопс, а у PlayStation 4 Pro — на 4,2 терафлопса.
Проигрывает консоль Sony и по количеству оперативной памяти — 8 гигабайт против 12 у Xbox One X. Зато по общим продажам японцы опять впереди. По информации на декабрь 2017 года во всем мире продано 37,5 миллиона Xbox One. В активе Sony, по состоянию на июль 2018-го, 81,2 миллиона отгруженных PS4.

Xbox One X
Такую разницу в продажах консоли Sony вновь обеспечили игры — про эксклюзивы вы и так все сами знаете. В 2020 году аналитики (и мы вместе с ними) ждут выход PlayStation 5, анонс которой вроде бы должен состояться в 2019 году, но это, разумеется, нигде не подтверждено. Так или иначе, новая PlayStation наверняка будет — в том или ином виде. А там и следующая Xbox подоспеет.

ПЕКА!!!! :голосам осла из Шрека:
Как же быстро все таки меняются технологии.
где GameCube с Wii ?