От Чудо-женщины до Гаморы. Самые крутые и безумные костюмы супергероинь в истории кино
Чудо-женщина из фильмов DC Universe
Образ Дианы Принс был создан настоящим феминистом Уильямом Мэрстоном, который с огромной любовью, восхищением и уважением срисовал героиню со своих двух умных и прекрасных спутниц жизни. Поэтому придираться к дизайну оригинального костюма бессмысленно — это икона, добрые намерения создателя которой сияют сквозь историю ярче любых золотых браслетов. Художник Гарри Питер, со слов Мэрстона в 1941 году нарисовавший первый скетч персонажа (с тех пор проданный на аукционе за 750 $ долларов), вообще изобразил Диану в синей юбке со звездами и красном топе с орлом… и даже на этом эскизе образ врезается в память почище Супермена или Капитана Америка.
Телесериал с Линдой Картер популяризовал Диану как особу в высоких красных сапожках и армированном золотым орлом лифчике, но даже тут образ вывозит божественная статность и монашеская чистота взгляда актрисы. Ну, а Галь Гадот, последней примерившая на себя доспехи бессмертной героини, и вовсе оказалась единственным смотрибельным элементом «Бэтмена против Супермена» и «Лиги справедливости», а также на 90% определила успех сольника «Чудо-женщина».
Дизайном доспехов Гадот занимался австралийский дизайнер Майк Уилкинсон, вместе с Заком Снайдером вдохновлявшийся кожей и металлом греческих наемников и римских гладиаторов, стремясь создать иллюзию того, что Диана «носит один и тот же костюм многие тысячи лет». Соотношение женского тела и брони там то же, что и на оригинальном скетче 41 года — близкое к идеальному.
Женщина-кошка, «Бэтмен возвращается» (Batman Returns), 1992
Я не стал включать в эту подборку антигероинь вроде Харли Квинн, Ядовитого Плюща и Мистик. Режиссеры, продюсеры и дизайнеры по костюмам очень любят красиво наряжать «плохих девчонок», выкручивая сексуальность на максимум и забывая про все остальные качества персонажа, костюма и актрисы. Женщина-кошка — один из самых ярких и необычных образов из комиксов DC — сумела мягкими лапами пройти по краю этой антигеройской пропасти. Произошло это, правда, один-единственный раз — в гениальном фильме Тима Бертона Batman Returns («Бэтмен возвращается»), где Кошку потрясающе сыграла Мишель Пфайффер.
В комиксах Кошка начинала с карнавальной маски и плаща, а с появлением очень стилизованного и циркового телесериала о Бэтмене (где героиню играли три разных актрисы) ее аутфит начал все больше напоминать БДСМ-комбинезон — одним куском, с прилагающимися ушками, поясом и высокими каблуками.
У Бертона это все обыграно. Ополоумевшая после падения из окна секретарша Селина Кайл перешивает на машинке старый кожаный дождевик в воплощение своих самых потаенных желаний. Это жуткий и прекрасный комбинезон-Франкенштейн, покрытый не меньшим количеством швов, чем костюм Буффало Билла из «Молчания ягнят», не столько секс-символ, сколько постыдный фетиш.
Костюм настолько туго обтягивает и без того паучье-тонкие конечности героини, что на общих планах она напоминает скелетиков из «Кошмара перед Рождеством». Зрителю должно становиться неловко от того, что его привлекает столь уродливая конструкция на столь красивой женщине, еще до всяких аллюзий на семейство кошачьих, которые создаются не менее франкенштейновской шапочкой с ушками и длинными, совсем не игрушечным когтями-крючками.
Пфайффер, кстати, в этой роли страдала даже больше, чем игравшие Бэтмена мужчины (которые все поголовно жаловались, что в костюме Бэтса невозможно отойти в туалет). Актрису сначала покрывали пудрой, потом упаковывали в комбинезон при помощи устройства для откачивания воздуха, а затем покрывали гелем для характерного блеска. Ни о каких бытовых удобствах, разумеется, речи тоже быть не могло.
В результате всего этого, впечатление от первого «мяу» Пфайффер не пропадет ни у одного зрителя мужского пола — да и не только мужского! Женщина-кошка Бертона трогает, что называется, за живое, и ощущение только усиливается от того, что происходит это на самой грани отторжения и асексуальности.
О том, как легко испортить этот замечательный образ, свидетельствуют нелепый костюм Энн Хэтэуэй в ужасном The Dark Knight Rises (дурацкая полумасочка над скучным черным комбинезоном) и, конечно, знаменитый кожаный лифчик и порно-штаны Холли Берри в сольнике «Женщина-кошка».
Убивашка из «Пипец 1-2» (Kick-Ass 1-2), 2010-13
В прошлом материале мы хвалили костюм Папани из Kick-Ass за его практичность и эффективность. Об аутфите его экранной дочки Убивашки этого не скажешь — здравые тактические находки вроде щитков и разгрузки там напялены поверх нелепого фиолетового комбинезончика и, самое трагичное, плаща.
Как объясняли нам мультфильм The Incredibles («Суперсемейка») и комикс Watchmen, плащ — это вообще самое непрактичное, что можно прицепить к супергеройскому костюму, залог верной гибели в перестрелке или уличной драке.
Минди Макриди в фильме Мэттью Вона выглядит примерно также, как и в оригинальном комиксе — это маленькая девочка-ниндзя, дизайнеры которой сначала хотели нарисовать карикатуру на обычную школьницу, а уже потом — задуматься о том, как бедной девочке в таком виде придется воевать. В комиксах у Убивашки по крайней мере не было этой дурацкой клетчатой юбочки!
Но вместе с фиолетовым париком и характерным, невинно-сосредоточенным выражением лица 13-летней актрисы Хлои Морец образ Hit Girl получился скорее впечатляющим, нежели курьезным. Это территория не американских комиксов, а манги и аниме про обыкновенных японских школьниц-убийц и фильмов Тарантино по их мотивам, у Минди больше общего с героинями аниме Noir и «Кайт», нежели с Черной Вдовой. При четкой выдержке психологической картины образа (а это явно чуть подросшая Матильда из «Леона» Люка Бессона) сама кавайность аутфита может стать внушающим ужас символом — современной поп-культурной разновидностью первобытной боевой раскраски.
Черная вдова из киновселенной Marvel
В комиксах 60-х годов русская сверхшпионка Наташа Романова одевалась в духе роковых женщин из фильмов о Джеймсе Бонде — шляпки, меха, драгоценности… Поскольку все это не очень укладывалось в супергеройский канон, ей быстро придумали «спецкостюм»: крохотное кожаное платье с поясом, сеточкой и маской «Домино». Само собой, все это вызывало мысли не столько о международном шпионаже, сколько об индустрии секс-работников… на что, вероятно, создатели образа и рассчитывали.
Все изменилось в 70-х в одном из выпусков Amazing Spider-Man, где Наташу упаковали в облегающий черный комбинезон (по мифологии комикса сделанный из пуленепробиваемой и чрезвычайно жаростойкой ткани). Это все еще подчеркивание физиологии Романовой…, но по сравнению с тем, что героиня носила ранее и с тем, во что наряжали других женщин (да и не только женщин) в комиксах, комбинезон Вдовы кажется куда менее вульгарным.
Это минимализм, черный силуэт без единой лишней линии, который запоминается и даже внушает определенное уважение к персонажу на фоне прочих аляповато наряженных и разукрашенных героинь, антигероинь и злодеек.
Чтобы вернуть Вдову в мир комиксов, на комбез навесили желтый пояс и браслеты со скрытым оружием (да, как у Бэтмена). Этот же вариант (только с черным поясом и браслетами) перекочевал в киновселенную Marvel, где Вдова впервые появилась в «Железном человеке 2». Наряд оказался настолько удачным, что даже известный феминист Джосс Уидон, создатель лучшей супергероини всех времен, не сумел придумать каких-то серьезных модификаций для своих «Мстителей».
Слегка менялся оттенок костюма — от графитово-черного к синеватому, — но в целом… Однотонный комбинезон, огненно-рыжие волосы и ледяная курносость Скарлетт Йоханссон. Что тут еще можно добавить?
Сверхзвуковая боеголовка из «Дэдпула 1-2» (Deadpool 1-2), 2016-2018
А вот и сборник всех подростковых фантазий об идеальной девушке, воплощенный усилиями двух самых вульгарных и эмоционально незрелых сценаристов во всем Голливуде: Ретта Риза и Пола Верника. С женскими образами в творчестве этих авторов было все понятно еще по кошмарному «Зомбиленду», но в «Дэдпуле» им в этом плане дали карт-бланш… мол, фильм все равно в первую очередь ориентирован на циничных, ничего не воспринимающих всерьез молодых балбесов — так покажите им супергероиню, которой стрижка и аксессуары заменяют черты характера!
По описанию в сценарии художники первого «Дэдпула» нарисовали девушку в духе «готическая лолита», но режиссер Тим Миллер заставил переделать все в духе панк-рока и обложек комиксов New Mutants. В результате мы получили бритоголовую (в первом фильме) Брианну Хильдебранд, особу, которая только и умеет, что стоять с недовольным видом в своем черно-желтом псевдокомбезе, показывать «факи» и дико раздражать зрителей (и Дэдпула) каждой произнесенной фразой… или даже просто — кислым молчанием.
Тут все настолько безнадежно, что досмотреть любой из фильмов до конца после появления Хильдебранд можно только благодаря Дэдпулу, который не прекращает издеваться над поведением гипертрофированного трудного подростка.
Гамора из киновселенной Marvel
Зои Салдане, Нейтири из «Аватара» Джеймса Кэмерона, не привыкать к образам пришельцев со странным цветом кожи…, но в «Стражах Галактики» ей пришлось все отыгрывать честно. Без всякого motion capture и графики Гамору раскрашивали с головы до ног зеленой краской, ради чего Салдане по 5 часов в день приходилось проводить в гримерном кресле.
Гамора — триумф дизайнера по спецгриму Дэвида Уайта, создавшего один из самых ярких образов в киновселенной самыми примитивными, традиционными средствами, которыми делали еще бюджетных пришельцев для «Стар Трека». Это несколько слоев краски тщательно подобранного оттенка (чтобы зелень привлекала, а не отпугивала зрителя) и вставки-накладки для щек и лба Салданы, давшие героине настолько характерные скулы и разрез глаз. Ради наклейки вставок, к слову, в кресле нужно было провести еще 2-3 часа.
Грим на Гаморе настолько крутой, что остальные детали ее аутфита просто не запоминаются — ну, еще один черный кожаный комбез, на сей раз без рукавов (хотя на самом деле это что-то вроде брюк и жилетки поверх спортивного топа).
В ранних вариантах дизайна героиню предполагалось облачить в более необычные доспехи (космический кольчужный лифчик), но Джеймс Ганн благоразумно отказался от таких излишек в дизайне. Они бы отвлекали от главного — грима и актерской игры Салданы, создавшей один из самых запоминающихся образов пришельцев женского пола в кино вообще, а не только в кинокомиксах.
Костюм Хэтэуэй в The Dark Knight Rises - ужасный, а точно такой же у Черной Вдовы, только без маски - классный. Что-то личное?
"В этом материале я отобрал самые оригинальные и необычные облачения". Тупо черный комбинезон Вдовы. Самые оригинальные и необычные. Ну окей.