Канобу — фильмы, сериалы, игры и другие современные развлечения

Режиссерская версия «Лиги справедливости»: чем она отличается от театральной, каковы шансы ее выхода

Режиссерский «Снайдер кат» «Лиги справедливости» (Justice League) давно стал притчей во языцех, затем мемом, а потом — вполне серьезной надеждой, которая вполне может сбыться. Пора разобраться, в чем версия Зака Снайдера отличается от версии Джосса Уидона, которую мы видели в кино, насколько она закончена и каковы шансы, что Warner Bros. выпустят ее для домашнего видео.
Режиссерский «Снайдер кат» «Лиги справедливости» (Justice League) давно стал притчей во языцех, затем мемом, а потом — вполне серьезной надеждой, которая вполне может сбыться. Пора разобраться, в чем версия Зака Снайдера отличается от версии Джосса Уидона, которую мы видели в кино, насколько она закончена и каковы шансы, что Warner Bros. выпустят ее для домашнего видео.
Режиссерская версия «Лиги справедливости»: чем она отличается от театральной, каковы шансы ее выхода

Для начала — напомню для тех, кто все проспал. Снайдер начал снимать «Лигу» сразу после «Бэтмена против Супермена» (фильм вышел в марте 2016). Когда BvS вышел в прокат, провалился по сборам и подвергся разгромной критике, руководство студии крепко задумалось над тем, не пора ли им сменить мрачное видение Снайдера на какое-то другое.

В мае 2017 Снайдер заявляет об уходе с проекта вместе с женой из-за трагедии — их дочь Отем (Autumn, т. е. «осень») совершила самоубийство в марте. Это официальная причина ухода и замены режиссера на Джосса Уидона, но она может быть лишь этим — официальной причиной, под которую все списали.

Безусловно, для Снайдеров это был тяжелейший период, но они вполне могли планировать продолжить работу, чтобы пережить эту травму. Если задуматься, оставаться дома весь день, где все напоминает о ребенке — не лучший вариант, окунуться с головой в работу, чтобы выжить и не сойти с ума, могло было быть полезнее. Изначально Зак как раз и писал о том, что хочет зарыться в работу.

Провал «БпС» однозначно сыграл ключевую роль в этой рокировке режиссеров, а это был именно провал, хотя на первый взгляд это может быть неочевидно. 873 миллиона мировых сборов при бюджете в 250 — больше чем в три раза картина окупилась, нет? Нет.

Режиссерская версия «Лиги справедливости»: чем она отличается от театральной, каковы шансы ее выхода
Режиссерская версия «Лиги справедливости»: чем она отличается от театральной, каковы шансы ее выхода

Если математика кассовых сборов вам неинтересна, пропустите этот кусок, который я убрал в Спойлеры.

Режиссерская версия «Лиги справедливости»: чем она отличается от театральной, каковы шансы ее выхода

Студийная политика, к слову, отдельная песня, которая сыграла огромную роль в судьбе «Лиги». Чтобы не уходить в детали еще сильнее, скажу лишь, что Уидону не дали нормально переделать фильм и зажали в прежнюю дату релиза прежде всего потому, что выпусти они ее позже, крупная шишка компании не успела бы получить бонус за этот проект. Поэтому он просто настоял на сроках, ему было все равно, что фильм выйдет недоделанным и провалится в прокате.

Далее на пост назначались новые люди, которым доставалось наследство из проблем, которые, они, естественно, не успевали решить и увольнялись за провал очередного фильма. Человека, приходящего на их место, волновал успех прежде всего проектов, которые он успеет запустить и одобрить сам, потому что именно их успех запишется и ему. Все проекты, уже находящиеся в работе, таким образом, могли быть проигнорированы или закрыты вообще. Сольник Флэша? Какой сольник Флэша? Короче, не ищите логики и здравого смысла — из-за подковерной борьбы и эгоистических мотивов в Голливуде накрылся или извратился до неузнаваемости не один проект.

В прессе рокировка с Уидоном подавалась как личное решение Снайдера — он, мол, сам и нанял Уидона для правки сценария и досъемки новых сцен, и сам решил передать ему проект целиком, так как пришлось бы лететь на съемке в Англию, а Зак не хотел оставлять семью — и так далее.

Сколько в этом правды, неизвестно, но на мой взгляд, студия сама решила выжать Снайдера из франшизы в целом и трагедия стала лишь поводом, которым они без зазрения совести воспользовались. Легче поверить в то, что студия запаниковала из-за провала «БпС», им хотелось вселенную «как у Марвел», поэтому они наняли режиссера «Мстителей» и заменили им Зака, чем в то, что сам Зак решил вдруг передать свое почти законченное детище, к которому он шел столько лет (через два предыдущих фильма), режиссеру, который похож на его полную противоположность.

Режиссерская версия «Лиги справедливости»: чем она отличается от театральной, каковы шансы ее выхода
Режиссерская версия «Лиги справедливости»: чем она отличается от театральной, каковы шансы ее выхода
Режиссерская версия «Лиги справедливости»: чем она отличается от театральной, каковы шансы ее выхода

Существует ли «Снайдер кат»?

Желание увидеть «версию Снайдера» (без переделок Уидона) появилось у многих фанатов сразу после выхода из кинотеатра. Тогда еще никто не знал, что она существует в хоть сколько-нибудь законченном виде — в это просто хотелось верить. Но с тех пор и сам Зак открыто заявил I definitely had the cut, и Джейсон Мамоа признался, что он видел эту версию фильма. Она существует.

Насколько это завершенная версия?

Изначально все думали, что Снайдер очень многого не успел и вряд ли он успел отснять все, что ему было нужно. Напомню — до релиза на момент ухода оставалось полгода, обычно к этому времени уже во всю идет постпродакшен, а съемки давно закончены. Это подтвердилось позже из нескольких источников — Снайдер успел снять все, что планировал. Возможно, не для обеих частей, но для первой — точно (вы же помните, что в его версии это была «Лига справедливости. Часть 1», планировалась дилогия).

В чем отличия «Снайдер ката»?

До того, как изучить вопрос, я и сам думал, что отличий должно быть не так много, и эту «Лигу» никакой кат не спасет, но на самом деле это, похоже, действительно совершенно разные фильмы.

Уидон добавил в картину около получаса нового материала, но его версия короче — 110 минут вместо примерно трех часов у Снайдера. Получается, что в картине, что мы видели в кино, всего половина фильма Снайдера. То есть, «снайдер кат» наполовину состоит из сцен, что мы еще не смотрели — полтора часа материала, считай, хронометраж отдельного фильма. Далее в Спойлерах — детальный разбор всех известных отличий.

Режиссерская версия «Лиги справедливости»: чем она отличается от театральной, каковы шансы ее выхода

Есть ли WB смысл выпускать «Снайдер кат»?

Это и есть самый важный вопрос, где много как «за», так и «против».

Первое — естественно, вопрос цены. Сколько им будет доделать эту версию фильма до приличного состояния? Что именно нужно доделывать?

Главное — это графика, которую для этой версии не делали. Какие-то сцены, естественно, уже сделаны — те, которые уцелели в версии Уидона (их, правда, придется перекрашивать, цветокоррекция, впрочем — не самое дорогое удовольствие). По оценкам, которые мне удалось найти, на графику понадобится 30 миллионов.

Плюс в том, что оказывается, режиссерская версия «БпС» продавалась как пирожки с героином, взлетев в топы домашнего видео. Фанаты принесли студии 50 миллионов — и вот это главный довод в пользу того, что мы все же можем дождаться «Снайдер ката». Режиссерская версия «Лиги» будет отличаться от театральной куда больше, чем две версии «БпС», поэтому и спрос можно ожидать еще более высокий, а значит и идея потратить 30 миллионов на допил этой версии уже не кажется такой безумной.

Я думал и о том, что дело может уткнуться в музыку, ведь в версии Снайдера, скорее всего, все еще используется «временный саундтрек» — то есть чужая музыка, которую киношники используют во время монтажа как временное решение. Композитор затем пишет «нечто похожее» уже под конкретную монтажную версию фильма. Из-за того, как режиссеры привыкают к этой чужой музыке и как уламывают композиторов от нее не отходить, мы и получаем одинаковые саундтреки в ряде фильмов с практически не отличимыми композициями — но это отдельная тема, поэтому я просто оставлю здесь отличное видео для тех, кому это интересно.

В любом случае, оказалось, что и с музыкой проблем нет — Junkie XL заявил, что он дописал саундтрек и там все готово.

Вопрос имиджа тоже важен. Зачем студии выпускать версию Снайдера, которая может напомнить об их провале, показать, насколько ошибочными были принятые ими решения? Здесь, впрочем, может быть тоже все не так просто. Как я уже говорил, руководство уже сменилось несколько раз и поэтому новые шишки могут вполне воспринимать это как ошибки предшественников и поэтому не бояться их афишировать. Мол, они все запороли, но мы другие — мы все нашли, спасли, доделали и вам отдали. Мы — молодцы. Это может быть положительным для имиджа шагом.

Также ходят слухи, что студия планирует использовать «Снайдер кат» как главную замануху своего нового стримингового сервиса HBO Max — это действительно стало бы удачным продуктом, для привлечения внимания к новому сервису. К сожалению, никаких подтверждений на этот счет нет.

Фанаты, естественно, были бы рады и собранной на коленке версии, даже без доделанной графики — просто посмотреть на историю и другой тон фильма, но такой продукт может вызвать кучу жалоб и выпускать его студия вряд ли захочет.

Режиссерская версия «Лиги справедливости»: чем она отличается от театральной, каковы шансы ее выхода
Режиссерская версия «Лиги справедливости»: чем она отличается от театральной, каковы шансы ее выхода

Вкладывать 30 миллионов (или сколько там потребуется на самом деле) в кусок «снайдерверс», которая сама по себе — уже пройденный этап, о котором они рады бы забыть, WB может не захотеть. «Снайдерверс» провалился — по вине Снайдера ли или студийных решений, уже не суть важно. После «Лиги» студия кое-как нащупала новый путь и выпустила успешного «Аквамена», «Шазама» и «Джокера», все дальше отходя от старого шаблона и погони за Marvel с их единой вселенной. Зачем им возвращаться к этому позорному для себя куску? Бэтмен и Супермен (Аффлек и Кэвилл) ушли из франшизы, ей крышка в любом случае. Так?

Причина вернуться, в принципе, есть: успешные Чудо-женщина и Аквамен — дети «снайдерверс», они все еще ее часть. Их фильмы будут продолжать выходить. Если эти герои популярны — интерес к «Лиге», где они вместе, тоже может сохраняться. То, что студия будет клепать автономных «Джокеров» и «Бэтменов» не мешает им даже продолжать поддерживать идею «Снайдерверс». «Шазам», в конце концов, тоже по факту, ее часть, пусть он и притворяется полностью отдельным. В общем, можно еще поддерживать в ней жизнь, снимать кроссоверы Аквамена, Дианы, Шазама, Черного Адама, а может еще и Флэша с Киборгом — они, думаю, не откажутся вернутся.

Плюс, если студия хочет по-прежнему продавать фильмы снайдерверс на том же HBO MAX и дисках, было бы полезно «залечить эту рану». Фанатам может быть неприятно пересматривать и старые ленты («ЧиС», «БпС», «Чудо-Женщину»), зная, что все это выльется в результате в такую печальную «Лигу». Если знаковая, итоговая картина киновселенной внезапно станет адекватной, то это повысит желание пересматривать и предшествующие картины, экспириенс перестанет быть столь депрессивным.

Режиссерская версия «Лиги справедливости»: чем она отличается от театральной, каковы шансы ее выхода

HBO MAX запустится в мае 2020 года. Поначалу явно возникнет путаница, так как уже существующие HBO GO и HBO NOW никуда не денутся, подписчиков последней, впрочем, бесплатно пустят на новую платформу. Но вообще AT& T (да, всеми нашими любимыми огромными компаниями в США владеют по большей части операторы сотовой связи и кабельные компании — оборот денег там сумасшедший) лучше бы перестать плодить отдельные платформы и объединить все в одну площадку.

Естественно, «снайдер кат» — не единственная их надежда. AT& T выложит на HBO MAX контент со всех принадлежащих им студий и каналов, а это нешуточный список: это и WB, и HBO, и DC Entertainment, и New Line Cinema, и The CW, и CNN, и Cartoon Network, и Adult Swim, и Turner Entertainment, и многих других. Плюс, они купили права на показ ряда продуктов BBC типа британского «Офиса», 11 сезонов «Доктора Кто», «Лютера», «Top Gear» и прочих.

Площадка, на которой будут доступны целиком «Друзья» (их заберут с бедного Netflix, с которого и Disney забирает весь свой контент для Disney+), «Рик и Морти», «Робоцып» и — впервые на стриминговой платформе — библиотека студии Ghibli (Миядзаки всегда был не особо в восторге от идеи просмотра его картин НЕ в кино, поэтому долго тянул), вряд ли так уж нуждается в «снайдер кате», чтобы тот ее «спас». И все же, это будет яркий отчасти новый и нигде более недоступный контент, равно как и отличный инфоповод, поэтому надежда все же есть.

В принципе, выход режиссерской версии спустя несколько лет после релиза картины — не что-то нереальное. Final Сut «Бегущего по лезвию» или «Доннер кат» «Супермена» — тому пример. Это еще одна гирька на чашу «не теряем надежды».

Последний несколько параноидальный вопрос, который у меня остается — WB здесь пассивно прощупывают давление фанатов, или они сами и подогревают его, давая отмашку Снайдеру, Мамоа и прочим брякать что-то вроде «Я видел Снайдер кат. Он существует». Кто знает.