Режиссерская версия «Лиги справедливости»: чем она отличается от театральной, каковы шансы ее выхода


Для начала — напомню для тех, кто все проспал. Снайдер начал снимать «Лигу» сразу после «Бэтмена против Супермена» (фильм вышел в марте 2016). Когда BvS вышел в прокат, провалился по сборам и подвергся разгромной критике, руководство студии крепко задумалось над тем, не пора ли им сменить мрачное видение Снайдера на какое-то другое.
В мае 2017 Снайдер заявляет об уходе с проекта вместе с женой из-за трагедии — их дочь Отем (Autumn, т. е. «осень») совершила самоубийство в марте. Это официальная причина ухода и замены режиссера на Джосса Уидона, но она может быть лишь этим — официальной причиной, под которую все списали.
Безусловно, для Снайдеров это был тяжелейший период, но они вполне могли планировать продолжить работу, чтобы пережить эту травму. Если задуматься, оставаться дома весь день, где все напоминает о ребенке — не лучший вариант, окунуться с головой в работу, чтобы выжить и не сойти с ума, могло было быть полезнее. Изначально Зак как раз и писал о том, что хочет зарыться в работу.
Провал «БпС» однозначно сыграл ключевую роль в этой рокировке режиссеров, а это был именно провал, хотя на первый взгляд это может быть неочевидно. 873 миллиона мировых сборов при бюджете в 250 — больше чем в три раза картина окупилась, нет? Нет.

Больше о Снайдере:

Если математика кассовых сборов вам неинтересна, пропустите этот кусок, который я убрал в Спойлеры.
Во-первых, даже если поверить студии на слово и согласиться, что бюджет не был превышен, в эти 250 миллионов не входят расходы на маркетинг. А они всегда приблизительно равны расходам на производство (потому что если ты вбухал в продукт некую сумму, глупо жалеть столько же на продвижение этого продукта), то есть это уже 500 миллионов.
Дальше математика еще сложнее. Цифра сборов — это не чистая прибыль студии, это сумма, вырученная за билеты. Вырученная кинотеатрами. Студии возвращается лишь часть этих денег. В первые недели — больший процент сборов отдается студии, в последующие — все больше забирают кинотеатры, поэтому для студии так важны результаты «первого уикэнда». Если картина крутится в залах два месяца, это круто для имиджа и цифр сборов, которые можно всем показывать, но с этих поздних показов студия мало что увидит в плане прибыли.
Если считать в среднем, то приблизительно половина прибыли кинотеатров в США возвращается студии (если усреднить ранние недели 80%\20% с поздними 20\80%, грубо говоря).
Но это киносети США, сборы за рубежом рубятся еще сильнее, у каждой страны — свои договоренности о проценте (Великобритания отдает больше всех, к примеру, Китай — очень мало). Можно считать, примерно треть мировых сборов возвращается студии — официальных цифр никто не разглашает, но это «на глазок» достаточно точно, чтобы им постоянно пользовались аналитики сборов.
В общем, студиям куда важнее собрать как можно больше именно в Северной Америке, а значит, нам нужно смотреть и на процент американских сборов внутри общемировых.
Американские сборы «Зари справедливости» — 330 миллионов. Половина студии — 165. Мировые оставшиеся — 543, от них треть для студии — 181. Итого: примерно 346 миллионов. Расходов, напомню, около 500. Когда у тебя 150 миллионов «закатываются под диван» — это ощутимый удар даже для большой студии.
Зачем столь подробная математика, если статья не об этом? Потому что важно понимать накал паники студии в момент принятия решения. Сборы «Лиги», к слову, составили еще меньше: 658 миллионов. При еще большем бюджете: 300 (который мог еще увеличиться от переделок). Сами посчитаете, сколько голов полетело с плеч в WB к этому моменту?

Студийная политика, к слову, отдельная песня, которая сыграла огромную роль в судьбе «Лиги». Чтобы не уходить в детали еще сильнее, скажу лишь, что Уидону не дали нормально переделать фильм и зажали в прежнюю дату релиза прежде всего потому, что выпусти они ее позже, крупная шишка компании не успела бы получить бонус за этот проект. Поэтому он просто настоял на сроках, ему было все равно, что фильм выйдет недоделанным и провалится в прокате.
Далее на пост назначались новые люди, которым доставалось наследство из проблем, которые, они, естественно, не успевали решить и увольнялись за провал очередного фильма. Человека, приходящего на их место, волновал успех прежде всего проектов, которые он успеет запустить и одобрить сам, потому что именно их успех запишется и ему. Все проекты, уже находящиеся в работе, таким образом, могли быть проигнорированы или закрыты вообще. Сольник Флэша? Какой сольник Флэша? Короче, не ищите логики и здравого смысла — из-за подковерной борьбы и эгоистических мотивов в Голливуде накрылся или извратился до неузнаваемости не один проект.
В прессе рокировка с Уидоном подавалась как личное решение Снайдера — он, мол, сам и нанял Уидона для правки сценария и досъемки новых сцен, и сам решил передать ему проект целиком, так как пришлось бы лететь на съемке в Англию, а Зак не хотел оставлять семью — и так далее.
Сколько в этом правды, неизвестно, но на мой взгляд, студия сама решила выжать Снайдера из франшизы в целом и трагедия стала лишь поводом, которым они без зазрения совести воспользовались. Легче поверить в то, что студия запаниковала из-за провала «БпС», им хотелось вселенную «как у Марвел», поэтому они наняли режиссера «Мстителей» и заменили им Зака, чем в то, что сам Зак решил вдруг передать свое почти законченное детище, к которому он шел столько лет (через два предыдущих фильма), режиссеру, который похож на его полную противоположность.

Больше о Снайдере:


Существует ли «Снайдер кат»?
Желание увидеть «версию Снайдера» (без переделок Уидона) появилось у многих фанатов сразу после выхода из кинотеатра. Тогда еще никто не знал, что она существует в хоть сколько-нибудь законченном виде — в это просто хотелось верить. Но с тех пор и сам Зак открыто заявил I definitely had the cut, и Джейсон Мамоа признался, что он видел эту версию фильма. Она существует.
Насколько это завершенная версия?
Изначально все думали, что Снайдер очень многого не успел и вряд ли он успел отснять все, что ему было нужно. Напомню — до релиза на момент ухода оставалось полгода, обычно к этому времени уже во всю идет постпродакшен, а съемки давно закончены. Это подтвердилось позже из нескольких источников — Снайдер успел снять все, что планировал. Возможно, не для обеих частей, но для первой — точно (вы же помните, что в его версии это была «Лига справедливости. Часть 1», планировалась дилогия).
В чем отличия «Снайдер ката»?
До того, как изучить вопрос, я и сам думал, что отличий должно быть не так много, и эту «Лигу» никакой кат не спасет, но на самом деле это, похоже, действительно совершенно разные фильмы.
Уидон добавил в картину около получаса нового материала, но его версия короче — 110 минут вместо примерно трех часов у Снайдера. Получается, что в картине, что мы видели в кино, всего половина фильма Снайдера. То есть, «снайдер кат» наполовину состоит из сцен, что мы еще не смотрели — полтора часа материала, считай, хронометраж отдельного фильма. Далее в Спойлерах — детальный разбор всех известных отличий.
- Начинается «Снайдер кат» с поисков Бэтменом Аквамена. Не с Супермена, снятого детьми на телефон — из-за криво замазанных графикой усов (а на самом деле — полностью компьютерной верхней губы) очевидно, что это сцена была добавлена на пересъемке. Шутку про «Слыхал, ты умеешь говорить с рыбами» Уидон тоже вырезал.
- Дальше у Уидона шла сцена Бэтмена на крыше с парадемоном. У Снайдера ее не было. Брюс узнавал о коробках не допросами демонов, а через дневник Лекса Лютора, которого, возможно, навещал в тюрьме. Уидон добавил не только сцену на крыше, но вообще весь концепт «они чувствуют страх», поэтому у Снайдера Бэтмен в конце не разъезжал с сиреной, привлекая демонов и те под занавес не нападали на Степенвульфа, почуяв его страх. И это хорошо. Хорошо и то, что у Снайдера роль Лекса в событиях была больше — это позволяет последней сцене «БпС» не повисать в воздухе. А то Лекс Бэтмена попугал скорым приходом Степпенвульфа\Дарксайда, а потом пропал из истории. Потом следовала экшен-сцена, в которой Диана в банке обезвреживает бомбу, но у Снайдера после этого взрывалась вторая. Жертв не было, но Диана все равно чувствовала, что совершила ошибку.
- Флэша Снайдер представлял через сцену спасения Айрис (в сети даже есть ее превиз с частично готовыми эффектами) — Барри из магазина замечает, что девушка сейчас разобьется на машине, касается стекла, чтобы его разбить (тот самый момент из трейлера, которого мы не дождались в кино), вылетает на улицу и спасает Айрис.
- Далее шел диалог Лоис и Марты. Мы видели их сцену в фильме, но это не сцена Снайдера, Уидон ее переснял, диалог совсем другой. Плюс, у Снайдера выяснялось, что с Лоис говорила не Марта, а принявший ее облик Марсианский Охотник.
- Его же дефолтное альтер эго открывалось как генерал Свонвик — тот самый основной армейский персонаж из «Человека из стали». Это заставило бы фанатов по-новому смотреть на «ЧиС», на диалоги Супермена и Охотника. Он был первым инопланетянином, попавшим на Землю, и он жил тихо — это вполне могло вылиться в диалог а-ля финал «Обитаемого острова», когда Странник отчитывает Максима. «Ты думал ты единственный землянин на этой планете?». Лоис посещала памятник Супермену и охранник (которого почему-то играл тот же актер, что и покойного Джимми Олсена) отмечал, что она не пропускает ни дня.
- Дальше мы переключаемся на ориджин стори Киборга. Видим его до превращения: футбольный матч с его участием, его ссору с матерью в машине («Почему отец снова не пришел?»), из-за которой мама не справляется с управлением. Она погибает в аварии, Виктор остается жив только благодаря коробке. Его превращение показано подробнее и напоминает рождение Доктора Манхеттена.
- Мы видим Диану и Брюса в бэт-пещере, он признается, что Аквамен его послал. Еще одна неплохая шутка Снайдера в духе Уидона, которую сам Уидон почему-то вырезал: «Он отказал?», «Он отказал» (мы видели ее в первом трейлере).
- Лоис выясняет, как связаны похищения людей парадемонами, Киборг перехватывает эту инфу и думает, как поступить дальше.Виктор учится летать и управлять своими способностями, понимая, что способен взять под контроль любую военную технику, но пока он настороженно относится к этим силам, боясь потерять свою человечность. Его отца похищают миньоны Степпенвульфа. Виктор прячет коробку от парадемонов и обнаруживает, что способен превращать руку в мощный бластер.
- Степпенвульф забирает коробку у амазонок.
- Диана находит в пещере амазонок фрески с Дарксайдом и потом рассказывает Брюсу про первое вторжение — Дарксайд сражался с греческими богами во главе с Аресом — те смогли отбросить его. Сцена битвы-флэшбека расширена и включает больше камео и отсылок к разным комиксам. Бэтмен идет вербовать Флэша, Диана — Киборга. Степпенвульф является в Атлантиду, парадемоны отвлекают Аквамена, коробку забирают. Сама сцена у Снайдера длиннее и имеет дополнительные диалоги. Важно и то, что говорит Артур там не с Мерой, а с Вулко (Уиллем Дефо), что логичнее — он его наставник. Мера, впрочем, появлялась позже, уговаривая Артура в конце фильма вернуться в Атлантиду, но тот сказал, что поедет к отцу.
- Лига собирается на крыше с комиссаром Гордоном и идет на причал. Битва с парадемонами опять же дольше. Когда команда собирается в ангаре Уэйн Энтерпрайзез (который Уидон пытался выдать за бэт-пещеру, пририсовав компьютерных мышей на входе) и обсуждает воскрешение Супермена, они знакомятся с Альфредом, который саркастично шутит. Это тоже хотелось бы увидеть — Айронс великолепен в этой роли.
- Вырезали и сцену, где воскрешенный Супермен является к нему в пещеру после того, как Лоис его успокаивает — мы видели отрывок этого момента в трейлере.
- Битва с воскрешенным Суперменом у Снайдера происходила ночью, Уидон зачем-то перекрасил ее под день. Лоис появлялась не по плану Бэтмена — она гуляла неподалеку и просто побежала к любимому монументу, услышав грохот схватки. Тут я не уверен даже, что версия Снайдера лучше, они обе довольно спорные. В BvS одно имя Марты спасло Супса от рук Бэтса, здесь же наоборот — появление Лоис спасает Брюса от Кларка. Как говорил на съемках приквелов Лукас «Оно рифмуется».
- В процессе финальной битвы Киборг касался мегакоробки и видел будущее, которое являлось Бэтмену в видении. Видел Дарксайда — таким образом видение Брюса из BvS обретало смысл, получало продолжение, а не повисало в воздухе.
- В конце Диана отрубала голову Степпенвульфу при поддержке Аквамена, когда злодей телепортировал — голова Волка выкатывалась под ноги Дарксайду, который останавливал ее сапогом — мы получали тизер злодея на следующую часть.
- Кончалось все тем, что к Бэтмену являлся Зеленый Фонарь и предупреждал, что Дарксайд идет на Землю.
- Добавлю, что никакого спасения псевдорусской семьи у Снайдера не было (самая нелепая линия картины, в которой и так полно нелепостей), не было соревнований Флэша и Супермена «кто больше спасет». Многое Уидон не столько добавил, сколько переснял — придав собственного колорита.
- Это лишь известные изменения, но главное, что нужно понять — мы не узнаем, насколько иначе воспринимается картина в версии Снайдера, пока ее не увидим. Один монтаж может очень сильно изменить ощущения от картины, даже если никаких пересъемок не было, примеров мы видели много — не только «Бегущий по лезвию». «Снайдер кат» может показаться куда более связным, серьезным и интересным уже просто за счет более выдержанного пейсинга, тональной однородности, расширенных моментов развития персонажей и проработки истории. Это на самом деле куда более интересно, чем сами фактические изменения сюжета, и может быть куда более значимым для финального впечатления.

Есть ли WB смысл выпускать «Снайдер кат»?
Это и есть самый важный вопрос, где много как «за», так и «против».
Первое — естественно, вопрос цены. Сколько им будет доделать эту версию фильма до приличного состояния? Что именно нужно доделывать?
Главное — это графика, которую для этой версии не делали. Какие-то сцены, естественно, уже сделаны — те, которые уцелели в версии Уидона (их, правда, придется перекрашивать, цветокоррекция, впрочем — не самое дорогое удовольствие). По оценкам, которые мне удалось найти, на графику понадобится 30 миллионов.
Плюс в том, что оказывается, режиссерская версия «БпС» продавалась как пирожки с героином, взлетев в топы домашнего видео. Фанаты принесли студии 50 миллионов — и вот это главный довод в пользу того, что мы все же можем дождаться «Снайдер ката». Режиссерская версия «Лиги» будет отличаться от театральной куда больше, чем две версии «БпС», поэтому и спрос можно ожидать еще более высокий, а значит и идея потратить 30 миллионов на допил этой версии уже не кажется такой безумной.
Я думал и о том, что дело может уткнуться в музыку, ведь в версии Снайдера, скорее всего, все еще используется «временный саундтрек» — то есть чужая музыка, которую киношники используют во время монтажа как временное решение. Композитор затем пишет «нечто похожее» уже под конкретную монтажную версию фильма. Из-за того, как режиссеры привыкают к этой чужой музыке и как уламывают композиторов от нее не отходить, мы и получаем одинаковые саундтреки в ряде фильмов с практически не отличимыми композициями — но это отдельная тема, поэтому я просто оставлю здесь отличное видео для тех, кому это интересно.
В любом случае, оказалось, что и с музыкой проблем нет — Junkie XL заявил, что он дописал саундтрек и там все готово.
Вопрос имиджа тоже важен. Зачем студии выпускать версию Снайдера, которая может напомнить об их провале, показать, насколько ошибочными были принятые ими решения? Здесь, впрочем, может быть тоже все не так просто. Как я уже говорил, руководство уже сменилось несколько раз и поэтому новые шишки могут вполне воспринимать это как ошибки предшественников и поэтому не бояться их афишировать. Мол, они все запороли, но мы другие — мы все нашли, спасли, доделали и вам отдали. Мы — молодцы. Это может быть положительным для имиджа шагом.
Также ходят слухи, что студия планирует использовать «Снайдер кат» как главную замануху своего нового стримингового сервиса HBO Max — это действительно стало бы удачным продуктом, для привлечения внимания к новому сервису. К сожалению, никаких подтверждений на этот счет нет.
Фанаты, естественно, были бы рады и собранной на коленке версии, даже без доделанной графики — просто посмотреть на историю и другой тон фильма, но такой продукт может вызвать кучу жалоб и выпускать его студия вряд ли захочет.

Больше о Снайдере:

Вкладывать 30 миллионов (или сколько там потребуется на самом деле) в кусок «снайдерверс», которая сама по себе — уже пройденный этап, о котором они рады бы забыть, WB может не захотеть. «Снайдерверс» провалился — по вине Снайдера ли или студийных решений, уже не суть важно. После «Лиги» студия кое-как нащупала новый путь и выпустила успешного «Аквамена», «Шазама» и «Джокера», все дальше отходя от старого шаблона и погони за Marvel с их единой вселенной. Зачем им возвращаться к этому позорному для себя куску? Бэтмен и Супермен (Аффлек и Кэвилл) ушли из франшизы, ей крышка в любом случае. Так?
Причина вернуться, в принципе, есть: успешные Чудо-женщина и Аквамен — дети «снайдерверс», они все еще ее часть. Их фильмы будут продолжать выходить. Если эти герои популярны — интерес к «Лиге», где они вместе, тоже может сохраняться. То, что студия будет клепать автономных «Джокеров» и «Бэтменов» не мешает им даже продолжать поддерживать идею «Снайдерверс». «Шазам», в конце концов, тоже по факту, ее часть, пусть он и притворяется полностью отдельным. В общем, можно еще поддерживать в ней жизнь, снимать кроссоверы Аквамена, Дианы, Шазама, Черного Адама, а может еще и Флэша с Киборгом — они, думаю, не откажутся вернутся.
Плюс, если студия хочет по-прежнему продавать фильмы снайдерверс на том же HBO MAX и дисках, было бы полезно «залечить эту рану». Фанатам может быть неприятно пересматривать и старые ленты («ЧиС», «БпС», «Чудо-Женщину»), зная, что все это выльется в результате в такую печальную «Лигу». Если знаковая, итоговая картина киновселенной внезапно станет адекватной, то это повысит желание пересматривать и предшествующие картины, экспириенс перестанет быть столь депрессивным.

HBO MAX запустится в мае 2020 года. Поначалу явно возникнет путаница, так как уже существующие HBO GO и HBO NOW никуда не денутся, подписчиков последней, впрочем, бесплатно пустят на новую платформу. Но вообще AT& T (да, всеми нашими любимыми огромными компаниями в США владеют по большей части операторы сотовой связи и кабельные компании — оборот денег там сумасшедший) лучше бы перестать плодить отдельные платформы и объединить все в одну площадку.
Естественно, «снайдер кат» — не единственная их надежда. AT& T выложит на HBO MAX контент со всех принадлежащих им студий и каналов, а это нешуточный список: это и WB, и HBO, и DC Entertainment, и New Line Cinema, и The CW, и CNN, и Cartoon Network, и Adult Swim, и Turner Entertainment, и многих других. Плюс, они купили права на показ ряда продуктов BBC типа британского «Офиса», 11 сезонов «Доктора Кто», «Лютера», «Top Gear» и прочих.
Площадка, на которой будут доступны целиком «Друзья» (их заберут с бедного Netflix, с которого и Disney забирает весь свой контент для Disney+), «Рик и Морти», «Робоцып» и — впервые на стриминговой платформе — библиотека студии Ghibli (Миядзаки всегда был не особо в восторге от идеи просмотра его картин НЕ в кино, поэтому долго тянул), вряд ли так уж нуждается в «снайдер кате», чтобы тот ее «спас». И все же, это будет яркий отчасти новый и нигде более недоступный контент, равно как и отличный инфоповод, поэтому надежда все же есть.
В принципе, выход режиссерской версии спустя несколько лет после релиза картины — не что-то нереальное. Final Сut «Бегущего по лезвию» или «Доннер кат» «Супермена» — тому пример. Это еще одна гирька на чашу «не теряем надежды».
Последний несколько параноидальный вопрос, который у меня остается — WB здесь пассивно прощупывают давление фанатов, или они сами и подогревают его, давая отмашку Снайдеру, Мамоа и прочим брякать что-то вроде «Я видел Снайдер кат. Он существует». Кто знает.
- Каскадеры выложили ролик с драками из Snyder Cut.
- Cам Снайдер открыто поддержал фанатское движение ReleaseTheSnyderCut.
