Рецензия на сериал «Разочарование»
Критики, получившие первые 7 из 10 эпизодов сериала еще до премьеры, поголовно поспешили пошутить на тему того, что «Разочарование» соответствует своему названию и ничего, кроме него, особо и не вызывает. Слабо, бледно, несмешно и небогато на ожидаемый от Грейнинга безумный креатив. И я определенно могу понять эту позицию и согласиться с перечисленными минусами, но я не считаю, что этого достаточно, чтобы сбрасывать шоу со счетов.
В сериале есть ряд более тонких и неожиданных аспектов, которые несмотря на обилие очевидных недостатков или просто не слишком сильных сторон, очаровывают и влюбляют в этот мир.
Кроме того, нужно учитывать, что последние 2-3 эпизода, которых критикам не показали, действительно сильно меняют представление о сезоне — концовка вышла сильной, неожиданной, она придала глубины персонажам и вернула истории ощущение связности, эпичности и фокуса.
Старший сын Грейнинга, выросший на «Симпсонах», по сути их ровесник, однажды пришел к отцу со словами «Все, папа, твоему сериалу конец. Теперь всем нужны Гриффины». Не знаю, сколько правды в этой байке, которую сам Мэтт так любит рассказывать, но со мной произошло именно это.
Я вырос на «Симпсонах», был жутко недоволен, когда на Рен-ТВ их показ был заменен на неизвестного тогда еще зверя — «Футураму», но затем, когда я распробовал этот потрясающий сериал, я больше не возвращался к «Симпсонам». Приключения Лилы и Фрая же, оригинальные пять сезонов, я смотрел больше раз, чем что-либо на свете. Это потрясающее достижение мультипликации в плане персонажей, миростроения, фантазии и отличного юмора, которое совершенно не устаревает от просмотра к просмотру — его можно пересматривать бесконечно.
И все же, вскоре «Гриффины», а затем в еще большей степени «Американский папаша», стали для меня любимыми. В плане фантазии и того же миростроения Грейнинг остается непревзойденным, но если брать именно чувство юмора, то шутки Сета МакФарлейна, пусть зачастую и подающиеся бессвязными гэгами вне контекста, казались мне куда более едкими, точными, смелыми и по-настоящему смешными.
На первый взгляд, его сериалы можно принять за парад сортирного юмора, но на самом деле, все куда сложнее. Сет — единственный на моей памяти, кто умеет превратить рвотно-пердежный гэг из примитивной шутки, не требующей усилий, в нечто многослойное и тонкое. Но его юмор не исчерпывается этим, он больше про циничный, но правдивый взгляд на общество, знаменитостей и нас самих. Вот эта истеричная погоня за экстремальной честностью перед собой, изобличением предрассудков и эгоизма и покоряет меня в Сете. Достаточно посмотреть часовой эпизод, где Стьюи и Брайана запирают в банковском хранилище, чтобы осознать, насколько непростая вещь «Гриффины», сколько глубины и трагизма можно выжать из отношений младенца с головой в форме мяча и говорящей собаки-графомана.
Впрочем, это не значит, что Сет лучше Мэтта или наоборот — у обоих есть свои сильные стороны, просто лично мне было сложнее воспринимать сериалы Грейнинга после хлестких и не признающих никаких граней приличий гэгов МакФарлейна. Юмор Грейнинга выглядит в сравнении несколько наивным и беззубым, абстрактным и несмелым.
«Разочарование» — шоу для взрослых с рейтингом 14+, как и «Футурама», но здесь больше расчлененки, жестокости и смертей — Средневековье все же. Казалось бы, это должен быть более мрачный и взрослый сериал Грейнинга, но даже получая шанс зайти на территорию МакФарлейна и жестить по-настоящему, Мэтт оступается.
Он шутит про эльфа, оказавшегося под килтом какого-то мужика или про секс-культы, отрубленные конечности, но даже пошлости и кровавости у него выходят такими наивными, милыми и невинными, словно их придумывал двенадцатилетний пацан, который и не знает, обо что именно там под килтом бьется головой несчастный эльф.
Если вы ищете действительно взрослое шоу, то после жести того же МакФарлейна, экзистенциального ужаса «Коня БоДжека», каламбуров «Арчера» или предельного цинизма «Рика и Морти», «Разочарование» покажется вам крайне наивным и, возможно, как и мне когда-то юмор Грейнинга в целом, беззубым, недостаточно смелым и трезвым, слишком абстрактным и эскапистским. Но именно этот сериал заставил меня пересмотреть свое мнение, понять, что бескомпромиссная невинность Грейнинга может быть одной из его самых ценных черт.
Если же говорить о куда более очевидных сильных сторонах творчества Грейнинга, то самым ценным аспектом его таланта окажется пресловутое миростроение. Вселенную «Футурамы» можно легко ставить в топ наиболее разнообразных, продуманных, логичных и уникальных фантастических миров будущего со своими узнаваемыми расами, животными, технологиями, обычаями и персонажами.
После того, как концепт «Разочарования» был впервые заявлен четко, многие уже могли представить себе, чего примерно можно ожидать, ведь есть целая фэнтазийная полнометражка «Футурама: Игра Бендера».
Но мир Дримлэнда из нового сериала оказался совсем не похож на тот парад абсурда и отсылок к D& D играм. Он оказался куда более приземленным и, откровенно говоря, бедным на поражающие воображение идеи.
Это, как мне кажется, и есть самый заметный недостаток шоу, который смущает большинство зрителей и критиков. В «Разочаровании» мы видим мир, по большей части списанный со вполне обычного средневековья с его чумой, феодализмом, бедностью и безграмотностью. Элементы фэнтези же, выбранные Грейнингом, крайне стереотипичны — гномы, эльфы (не толкинистские бессмертные красавцы, а более классические полурослики), гиганты, грифоны, демоны. Какие-то новые расы тоже мелькают, но интересными и запоминающимися их не назовешь, да и само шоу не пытается заострить на них внимание. Словом, каких-то невероятных новых идей, продвигающих жанр фэнтези далеко вперед, тут нет и подавно. Даже мир той самой полнометражки по «Футураме» и то выглядит куда более богатым и интересным, пусть и куда более легкомысленным и абсурдным.
Сложно переварить тот факт, что Грейнинг на этот раз не стал тратить кучу усилий на создание поражающего воображение мира, взяв какой-то базовый набор из стереотипов и изредка лениво вбрасывая туда новые элементы, так же, казалось бы, собранные на скорую руку из нескольких знакомых элементов. Например, королева Уна и ее раса ящероподобных существ из Дэнкмира неприкрыто стилизованы под Японию, отдающую болотным замком из «Героев меча и магии». Словом, на каждом шагу встречаешь больше стереотипов и лежащих на поверхности шуток, чем действительно оригинальных и тонких идей, которых ожидаешь от Грейнинга. К сожалению, эта тенденция прослеживается не только в построении мира, но и в персонажах и сюжетах.
Персонажи «Футурамы» — тоже яркое достижение Грейнинга, и их секрет в том, что они не столько стереотипичны, сколько архетипичны. Их образы настолько точно попадают в некоторые психотипы, что ряд психологических тестов на определение личностных черт просто выдают тебе одного из персонажей в виде наглядного результата, либо генерируют график из того, насколько сильно черты разных героев представлены конкретно в вас. Нельзя сказать, что кого-то из этих героев мы видели множество раз до этого на экране или в литературе — они попадают под определенные типажи, но в каждом есть еще несколько черт, которые делают образ уникальным.
Про персонажей «Разочарования», к сожалению, такого уже не скажешь. Троица главных героев — принцесса, ее личный демон и влюбленный в нее эльф — выглядит в сравнении довольно бедно и вторично.
Персонажи второго плана тоже не спасают, редко проявляя какие-то вырывающиеся из наших представлений черты характера. Король жесток, сварлив и самовлюблен (и даже озвучивающий его Джонни ДиМаджио, голос Бендера, не спасает), придворный маг Сорсерио — неумеха, неуверенный в себе (Билли Вест, голос Фрая, Зеппа, Фарнсворта, Зойдберга и множества других персонажей «Футурамы» здесь едва узнается), премьер министр Одвал высокомерен, педантичен, холоден и явно ведет какую-то свою игру (Морис ЛаМарш, голос Кифа, Морбо и Калькулона). Всем персонажам не хватает глубины, некой интересной фишки, способной выделить их из фона и вырвать из наших собственных ожиданий от персонажа в такой сюжетной роли.
Вторичность чувствуется даже по отношению все к тому же предыдущему творению Грейнинга. Персонажи не срисованы один в один, но все же ряд черт их личностей и отношений между ними явно выглядят знакомыми. Принцесса Тиабини — своенравная сорвиголова, которая хочет сама управлять своей судьбой, отлично дерется (что, правда, используется сюжетом крайне редко) и всегда готова постоять за правое дело. Никого не напоминает? Да, она не настолько ворчлива, мужественна и твердохарактерна как Лила, но от сравнения не выходит легко отмахнуться. Есть в ней и черты еще одной знакомой героини: богатые влиятельные родители, пытающиеся поскорее выдать дочь замуж, а она все мечтает понять, чего сама хочет. Это Эми Вонг. Добавляем постоянный показушный алкоголизм Бендера (с заглядывающей в гости наркоманией), который подается как полушутливый минус персонажа, изредка заводящий его в передряги, но не приводящий к серьезным разрушительным последствиям (как, например, Коня БоДжека) — и вуаля.
Бендера напоминает и личный демон Бин, Люси, который также представляет собой воплощение порока, вечно выбирающий максимально антисоциальное, рисковое и дерзкое решение. Он тоже держится крайне независимо, так же циничен и апатичен. Их отношения с Бин вызывают в памяти сложную дружбу дракона Мушу и Мулан.
Элфо же, низкорослый эльф, играет роль наивного чужеземца в странном мире, который на каждом шагу открывает для себя новые вещи. Подобно Фраю, оказавшемуся в мире будущего, Элфо вступает в неизведанный внешний мир, он открыт для нового опыта и доверчиво бежит навстречу приключениям, как котенок Гав. Но затем, в середине сезона, его черты начинают смазываться и мерцать, то проявляясь, то исчезая. Его роль в истории скатывается к несчастному неудачнику, который безнадежно пытается добиться сердца подруги, которая не видит в нем мужчину — да, снова как Фрай и Лила, только в союз похожего на карапуза эльфа и принцессы поверить еще сложнее, чем в то, что Лила влюбится в недотепу-Фрая. Из-за этого эльфу легко сочувствовать и жалеть его, но вот болеть за него выходит уже хуже. Ты не особо видишь эту пару вместе, тогда как Фраю все желали счастья с Лилой и смахивали навернувшиеся от его неуклюжих, но трогательных ухаживаний слезы.
И вот эти меняющиеся черты героев лишь усугубляют изначальное неприятное впечатление. Они не только шаблонны, но и крайне непостоянны, даже те не особо уникальные черты, что нам подают как ключевые для этих героев, могут внезапно пропадать (делая героя безликим винтиком сюжета) или заменяться новыми.
Элфо изначально позиционируется как герой, восстающий против системы, общественного уклада и норм — он живет в секретном мире эльфов, которые день ото дня создают сладости и поют песни. Элфо заявляет, что несчастлив, что звучит как ересь для его волшебных собратьев, чье общество построено на идее бесконечного счастья за работой. Затем он говорит, что хочет испытать что-то кроме счастья — отчаяние, разочарование и вообще брать от жизни все, а не какой-то тонкий слой. Затем же, когда он попадает в Дримлэнд, похожий на обычное Средневековье и где, в принципе, все несчастны, тема того, что это именно то, чего Элфо и хотел, не поднимается. Не видно, чтобы он особо радовался этому или тому, что сам теперь испытывает долгожданную боль от своей неразделенной любви к Бин или подколок Люси. Его наивность и удивление каждому встречному пугалу тоже быстро надоедает сценаристам, и про нее забывают.
Многие сериалы меняют персонажей, лишая их старых фишек и придумывая новые черты. Тот же Стьюи Гриффин после первых сезонов забыл про свое желание убить собственную мать, а Клаус перестал пытаться подкатить к Франсин.
Создатели шоу запоздало осознают, что некие аспекты быстро становятся нелепыми и раздражающими и выкидывают их, меняя фокус персонажа. И все же, обычно такие изменения случаются постепенно, между сезонами, здесь же мы ожидаем получить цельный и слитный продукт из десяти эпизодов со сквозной историей, но фокус персонажей начинает плыть уже от серии к серии, вместе со скачками в ритмике, фокусом истории в целом и атмосферой. Это тоже не поставишь шоу в плюс.
Так с чего давать сериалу шанс, если шутки по большей части очевидные, мир не блещет разнообразием и креативом, а герои не то чтобы влюбляют в себя? Дело в том, что я не знаю ответа. Но одно могу сказать точно — «Разочарование» каким-то образом сумело глубоко меня зацепить, пустить корни, и как это получилось у сериала, который, если считать по привычным аспектам, не особо удался?
Это и есть самая большая загадка нового мира Грейнинга — он разочаровывает тем, что на поверхности, но умудряется поразить и намертво привязать чем-то неочевидным, неуловимым, и это в итоге и хочется назвать магией волшебного мира. Может, именно поэтому Грейнинг постоянно говорил в интервью о том, что ключевая идея сериала — все не то, чем кажется.
Персонажи номинально очень базовые, считай инструменты сценариста для доставки шуток и создания забавных ситуаций — они не должны, не могут цеплять, но цепляют. Спроси чем — и не скажешь. Главный сюжет избитый и местами удивляющий не в приятную сторону, побочные сюжеты вторичны до тошноты (устраиваем вечеринку, стеснительный парень ищет способ подкатить к своей избраннице, герои должны успеть убрать следы вечеринки до прихода родителей), но в итоге история выруливает в нечто интересное и трогательное буквально за секунды. Мир не поражает воображение буйством фантазии, но затягивает, чувствуется живым. Как и почему это срабатывает, абсолютно неясно, но какая-то новая сила, которая не проявлялась ни в «Симпсонах», ни в «Футураме» начинает здесь бить из Грейнинга фонтаном.
Влияют на этот поразительный эффект еще и довольно понятные, куда более однозначные плюсы сериала — качество анимации и музыка. Они абсолютно запредельны. В принципе, анимация «Футурамы» вроде не ощущается как более дешевая в сравнении, но дело здесь не в количестве кадров на каждое движение или в объеме деталей фона, дело в потрясающей палитре мягких пастелей в коричневых тонах сепии, в работе со светом, с композицией кадра. Мир «Разочарования» дышит атмосферой, сказочностью, историей — смотреть сериал просто визуально приятно. Музыку можно заметить не сразу, но она становится очень сильным элементом шоу, впрыскивая динамику, эпичность и волшебство в эту историю.
Итог
Новое творение Грейнинга вышло крайне спорным и сбивающим с толку. Откровенно слабые, вторичные или инфантильные шутки, не слишком яркие герои, темп повествования, который несется вперед и очень точно подает каждую сцену в первых сериях. Затем сюжет становится расхлябанным к середине сезона, создавая ощущение, что после стартовой арки со свадьбой создатели и не знали, что делать с героями — они пускаются в череду крайне бестолковых эпизодических ситуаций, чтобы в последних двух сериях вдруг резко вернуться к главному сюжету и прежнему ритму.
Проседание в середине и ощущение потери фокуса шоу настолько сильное, что многие зрители могут запросто бросить смотреть, решив, что «Разочарование» расползается по швам прямо на старте, так и не узнав, что довольно быстро оно начинает собираться обратно и лишь наращивать скорость ближе к финалу.
Я не скажу, что вам нужно проигнорировать негативные и смешанные отзывы и поверить на слово, что это тщательно замаскированный под проходняк новый шедевр Мэтта Грейнинга. Это действительно довольно сумбурный сериал, минусы которого сложно не заметить и тем более — оспорить, но который при этом каким-то волшебным образом умудряется запасть в душу. Покорить чем-то, что и назвать сложно. Атмосфера? Тон? Мировоззрение героев?
Но покоряет он этим своим магическим секретным оружием далеко не всех и нет никакой гарантии, что вы окажетесь именно в числе очарованных. И все же, дайте шоу шанс и попробуйте присмотреться внимательно — вдруг именно вы первым разгадаете, чем именно авторам удается так тонко зацепить зрителя.