Рецензия на «Секретное досье» Стивена Спилберга

Егор Парфененков
22 февраля в российских кинотеатрах прошла премьера фильма Стивена Спилберга «Секретное досье» — биографического журналистского триллера с Мэрил Стрип и Томом Хэнксом в главных ролях. Рассказываем, чем кино о печатной прессе может заинтересовать, и заслужила ли лента свои номинации за «Лучший фильм» и «Лучшую женскую роль» на «Оскаре-2018».
Рецензия на «Секретное досье» — обзор от Егора Парфененкова | Канобу - Изображение 0

В последнее время кино не любит журналистов. «Тоня против всех», «Большая игра», «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» — в каждом фильме пресса порочит имена главных героев и в принципе представлена в негативном ключе. Возможно таким способом современный Голливуд пытается бороться с феноменом «фейк-ньюс», а возможно это просто удобный сюжетный прием для маргинализации персонажей.

В своей новой ленте Стивен Спилберг решил прекратить этот беспредел. «Секретное досье» — это трибьют честной журналистике, которая борется за свободу слова и правду. До тех пор, пока режиссер не портит сюжет вялой драмой и разговорами на злобу дня.

События фильма разворачиваются в 1971 году. После самоубийства мужа Кэтрин Грэм (Мэрил Стрип) получает от него в наследство The Washington Post — небольшую на тот момент газету, испытывающую проблемы из-за нехватки кадров и финансирования. Пока Грэм закапывается в бухгалтерии, а главный редактор Бен Брэдли (Том Хэнкс) ищет сенсационные новости, The New York Times публикуют громкий материал — секретные документы Пентагона о Вьетнамской войне. С этого момента начинается противостояние: журналистов — за томик государственных тайн, а Белого Дома — за постправду.

В последние годы Спилберг зациклился на исторических фильмах. «Линкольн» (2012), «Шпионский мост» (2015), а теперь и «Секретное досье» — драматические ленты с небольшим, но ощутимым намеком на триллер. В оригинале новая картина режиссера называется The Post, что дает гораздо большее представлении о сюжете. Это и намек на тайтл газеты, The Washington Post, и новое место Кэтрин Грэм (с англ. post — должность), и отсылка к политике постправды, против которой выступают добросовестные журналисты.

Эти же три темы характеризуют основные проблемы ленты. Помимо очевидной борьбы американского правительства с СМИ, сюжет «Секретного досье» уделяет немало времени самой газете The Washington Post и ее новому владельцу. Из-за этого и получилось не столько кино о проколе Белого Дома, сколько байопик о выходе локальной газеты на международный уровень.

Кому-то такая сюжетная арка покажется интересной, для других же — станет разочарованием. Дело в том, что акцент на героине Мэрил Стрип убирает рамки триллера, превращая «Досье» в скучную полудокументальную драму.

Фильм вводит интригу, разгоняется, перетасовывает документы с грифом «совершенно секретно», разгоняется еще сильнее, подключает к игре спецслужбы, и… Резко тормозит, чтобы дать Грэм посентиментальничать на тему семейного бизнеса.

Рецензия на «Секретное досье» — обзор от Егора Парфененкова | Канобу - Изображение 0
Рецензия на «Секретное досье» — обзор от Егора Парфененкова | Канобу - Изображение 0

Отойдя от драматических заскоков, журналистские гонки и расследования также не слишком впечатляют. Практически все материалы к публикациям всплывают сами по себе: от подброшенных копий секретных документов до спонтанно объявившегося источника. Здесь также нет никаких пряток или слежек — будто федеральным службам это досье вовсе не сдалось. Реальная жизнь — не триллер, и, вероятно, исторически все так и было. Однако то, что журналистам потребовалось сделать пару звонков, чтобы заполучить информацию из Пентагона, не слишком впечатляет.

Зато скрытых намеков в фильме хоть отбавляй — веяние «трампизма» снова дает о себе знать. Все действия со стороны прессы сопровождаются ответной реакций Белого Дома — а точнее, президента Никсона, запечатленным спиной к окнам Овального кабинета выплескивающего едкости вроде: «Запретить!» и «Засудить!» в телефонную трубку. Явный портрет сами знаете кого.

В чем Спилберга нельзя упрекнуть, так это в подаче «Досье». Снять двухчасовую ленту о клацаньи по печатным машинкам, при этом не усыпив зрителя в первые же минуты, — настоящее искусство.

Как бы фильм не проседал в сюжетном плане, режиссерская и визуальная часть впечатляет — причем как аутентичностью, так и метаморфозой газетных станков в орудие массового поражения. Спилбергу удалось передать дух эпохи бумажной прессы — когда документы переносили в дипломатах, а карандаши еще были в моде. Жаль только, что за процессом верстки первой полосы The Washington Post наблюдать куда интереснее, чем за напечатанной на ее страницах историей.

Рецензия на «Секретное досье» — обзор от Егора Парфененкова | Канобу - Изображение 0

Итог

«Секретное досье» — это качественно снятый фильм, который не смог определиться со своим жанром. Стивен Спилберг попытался развить уже готовую историю, однако не сумел правильно расставить приоритеты. Это сносный журналистский триллер, слабый байопик о The Washington Post и еще более слабая история о женщине-руководителе крупного международного издания.

Иными словами: атмосферное, но совершенно необязательное кино об очередном внутре-американском конфликте.

Последние статьи