04 марта 2020

Рецензия на «Отель „Белград“» от продюсеров «Холопа». Что сербу хорошо, русскому — стыд и срам

К Международному женскому дню в прокат выходит российско-сербская комедия «Отель „Белград“» режиссера Константина Статского («Мажор», «Сказка. Есть»). Продюсеры студии Yellow, Black & White, купающиеся в фантастических кассовых сборах «Холопа», отчаянно жаждут продолжения банкета. Но на выходе получился несмешной и даже оскорбительный гибрид «Горько! 2» и «Знакомства с Факерами».
К Международному женскому дню в прокат выходит российско-сербская комедия «Отель „Белград“» режиссера Константина Статского («Мажор», «Сказка. Есть»). Продюсеры студии Yellow, Black & White, купающиеся в фантастических кассовых сборах «Холопа», отчаянно жаждут продолжения банкета. Но на выходе получился несмешной и даже оскорбительный гибрид «Горько! 2» и «Знакомства с Факерами».

«Нужно больше золота» — нашептали маркетологи Yellow, Black & White боссам студии, а те в свою очередь бездумно пошли у них на поводу. Иначе не объяснить, почему после «Холопа» — «вкусно приготовленного блюда, вовремя поданного к столу», как охарактеризовал фильм режиссер Клим Шипенко, — выходит невзрачная российского-сербская комедия.

В попытке соединить наработки Жоры Крыжовникова и Джея Роуча режиссер Константин Статский зачем-то пытается усидеть на двух стульях, но в итоге проваливается в щель, образовавшуюся между ними.

С первых минут «Отель „Белград“» бросает нас в пучину действия. Некие воры крадут дорогостоящие предметы искусства в одном из европейских музеев. Резкий монтаж, несколько склеек под динамичную музыку — и вот драгоценность доставляется по адресу, в галерею сербского мафиози, тяготеющего к древним артефактам.

Кто он такой, кто эти грабители, зачем нужно воровать то ли писуар, то ли «фонтан», стоящий огромных денег — эти и другие вопросы так и останутся висеть в воздухе без ответов.

Рецензия на «Отель „Белград“» от продюсеров «Холопа». Что сербу хорошо, русскому — стыд и срам - фото 1

Два из трех сценаристов, работавших над картиной — дебютанты в полном метре. И Вячеслав Зуб, и Анатолий Молчанов до «Отеля „Белград“» писали сценарии к сериалам «Кухня» и «Даешь молодежь!». Отсюда, по всей видимости, и эта методика — вставлять новых героев в повествование и полагать, что зритель уже знаком с чертами их характеров по предыдущим сериям. Вот только лента Константина Статского — вовсе не сериал, подобная стратегия здесь не срабатывает.

Большой сегмент юмора в фильме строится на… стереотипах о женщинах. Да, во время просмотра этого кино отчетливо понимаешь, почему #MeToo в России невозможен. Ведь шутливые фразы типа «Твоей маме зять не нужен?» и «Предлагаю не тратить время, жду тебя в мужском туалете» — эталон юмора в 2020-м.

Проходятся сценаристы «Отеля „Белград“» и по женскому интеллекту («А можно мне в сборную? Я не буду думать», — говорит подружка главной героини, намекая, что в сборной все такие), и по, прости Господи, особенностям женского туалета в питейных заведениях («Знаешь, в женском вечная очередь, они там долго, давай лучше в мужской»).

Никакого голоса в фильме Статского женщина как субъект деятельности не имеет. Кино вполне могло бы называться «Женщина, тело прилагательное», ведь основной посыл комедии — свадьба как самоцель. Мужчине одному плохо, пусть есть свой отель, деньги, родственники в деревне. Мужчине нужна женщина. Женщине одной плохо, пусть есть любимое дело и друзья. Женщине нужен мужчина.

Паша, персонаж Милоша Биковича («Холоп», «Балканский рубеж», «Лед») — безответственный сексист и бабник. «Единственное, что его в жизни заботит — блондинка или брюнетка будет сегодня у него в постели», — многозначительно характеризует героя Даша, его бывшая девушка (Диана Пожарская — «Дед Мороз. Битва магов», «Кухня. Последняя битва»).

О том, что эти двое когда-то были парой, нам рассказывают где-то в середине хронометража, во время внезапной встречи Паши и Даши в Белграде. Правда, без деталей. Зачем? Есть же прекрасные музыканты-цыгане, в буквальном смысле таскающиеся за главным героем с набором инструментов и закрывающие неловки паузы в диалогах и сценарные «дыры».

История крутится на шаблонном постулате о братском для России сербском народе и постоянно пытается юмористически обыграть тот факт, что между сербом и русским разница-то не велика. То споют сербскую вариацию песни «Ты забудешь обо мне» Леонида Агутина (спасибо, что не дублировали сербский язык на русский), то назовут международной поговорку «Держи друзей близко, а если можешь, то приобними их».

Рецензия на «Отель „Белград“» от продюсеров «Холопа». Что сербу хорошо, русскому — стыд и срам - фото 2

Режиссуры Константина Статского в кадре — ноль без палочки. Ничего даже отдаленно схожего с тем, как выглядели его предыдущие работы «Сказка. Есть» или сериал «Мажор», в «Отеле „Белград“» не наблюдается. Балом рулят продюсеры Эдуард Илоян, Виталий Шляппо и Алексей Троцюк, которые, кажется, слишком увлеклись смешиванием межнационального коктейля из Москвы и Белграда и не заметили, как неплохой поначалу замысел утонул в океане вторичного юмора и глупости.

При этом на фоне периодически возникающих противопоставлений «Россия — Сербия» сербская нация выглядит проигравшей. Создатели зачем-то насмехаются над сербскими автомобилями — «неприметная» машина сербского производства с бандитами внутри неизменно глохнет. То ли дело «Мустанг» персонажа Биковича. Местная «бражка», которую привезли на празднество жители деревни — мерзкое пойло, которое запрещает распивать на свадьбе главный мафиози своему племяннику. То ли дело дорогое шампанское!

Единственное светлое пятно картины — друг Паши из России, роль которого играет Борис Дергачев («Гуляй, Вася!», «Аритмия»). Все немногочисленные эпизоды, в которых появляется актер, смотрятся выиграшно во многом благодаря харизматичной игре актера. У его героя даже есть какая-никакая мотивация, которую, увы, позабыли прописать абсолютно всем остальным персонажам.

Комментарии 14
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь
elDevil
elDevil
Так это же продолжение (ну или спинофф если угодно) отеля Элеон, Кухни, и прочей лабуды, хочешь узнать предысторию Паши и Даши, вон, там 34894 сезонов, смотри не хочу, Я согласен что фильм должен работать как самостоятельная еденица, без всяких яких, но перед рецой можно было бы и изучить матчасть