Рецензия на «Отель „Белград“» от продюсеров «Холопа». Что сербу хорошо, русскому — стыд и срам

К Международному женскому дню в прокат выходит российско-сербская комедия «Отель „Белград“» режиссера Константина Статского («Мажор», «Сказка. Есть»). Продюсеры студии Yellow, Black & White, купающиеся в фантастических кассовых сборах «Холопа», отчаянно жаждут продолжения банкета. Но на выходе получился несмешной и даже оскорбительный гибрид «Горько! 2» и «Знакомства с Факерами».
К Международному женскому дню в прокат выходит российско-сербская комедия «Отель „Белград“» режиссера Константина Статского («Мажор», «Сказка. Есть»). Продюсеры студии Yellow, Black & White, купающиеся в фантастических кассовых сборах «Холопа», отчаянно жаждут продолжения банкета. Но на выходе получился несмешной и даже оскорбительный гибрид «Горько! 2» и «Знакомства с Факерами».

«Нужно больше золота» — нашептали маркетологи Yellow, Black & White боссам студии, а те в свою очередь бездумно пошли у них на поводу. Иначе не объяснить, почему после «Холопа» — «вкусно приготовленного блюда, вовремя поданного к столу», как охарактеризовал фильм режиссер Клим Шипенко, — выходит невзрачная российского-сербская комедия.

В попытке соединить наработки Жоры Крыжовникова и Джея Роуча режиссер Константин Статский зачем-то пытается усидеть на двух стульях, но в итоге проваливается в щель, образовавшуюся между ними.

С первых минут «Отель „Белград“» бросает нас в пучину действия. Некие воры крадут дорогостоящие предметы искусства в одном из европейских музеев. Резкий монтаж, несколько склеек под динамичную музыку — и вот драгоценность доставляется по адресу, в галерею сербского мафиози, тяготеющего к древним артефактам.

Кто он такой, кто эти грабители, зачем нужно воровать то ли писуар, то ли «фонтан», стоящий огромных денег — эти и другие вопросы так и останутся висеть в воздухе без ответов.

Рецензия на «Отель „Белград“» от продюсеров «Холопа». Что сербу хорошо, русскому — стыд и срам - фото 1

Два из трех сценаристов, работавших над картиной — дебютанты в полном метре. И Вячеслав Зуб, и Анатолий Молчанов до «Отеля „Белград“» писали сценарии к сериалам «Кухня» и «Даешь молодежь!». Отсюда, по всей видимости, и эта методика — вставлять новых героев в повествование и полагать, что зритель уже знаком с чертами их характеров по предыдущим сериям. Вот только лента Константина Статского — вовсе не сериал, подобная стратегия здесь не срабатывает.

Большой сегмент юмора в фильме строится на… стереотипах о женщинах. Да, во время просмотра этого кино отчетливо понимаешь, почему #MeToo в России невозможен. Ведь шутливые фразы типа «Твоей маме зять не нужен?» и «Предлагаю не тратить время, жду тебя в мужском туалете» — эталон юмора в 2020-м.

Проходятся сценаристы «Отеля „Белград“» и по женскому интеллекту («А можно мне в сборную? Я не буду думать», — говорит подружка главной героини, намекая, что в сборной все такие), и по, прости Господи, особенностям женского туалета в питейных заведениях («Знаешь, в женском вечная очередь, они там долго, давай лучше в мужской»).

Никакого голоса в фильме Статского женщина как субъект деятельности не имеет. Кино вполне могло бы называться «Женщина, тело прилагательное», ведь основной посыл комедии — свадьба как самоцель. Мужчине одному плохо, пусть есть свой отель, деньги, родственники в деревне. Мужчине нужна женщина. Женщине одной плохо, пусть есть любимое дело и друзья. Женщине нужен мужчина.

Паша, персонаж Милоша Биковича («Холоп», «Балканский рубеж», «Лед») — безответственный сексист и бабник. «Единственное, что его в жизни заботит — блондинка или брюнетка будет сегодня у него в постели», — многозначительно характеризует героя Даша, его бывшая девушка (Диана Пожарская — «Дед Мороз. Битва магов», «Кухня. Последняя битва»).

О том, что эти двое когда-то были парой, нам рассказывают где-то в середине хронометража, во время внезапной встречи Паши и Даши в Белграде. Правда, без деталей. Зачем? Есть же прекрасные музыканты-цыгане, в буквальном смысле таскающиеся за главным героем с набором инструментов и закрывающие неловки паузы в диалогах и сценарные «дыры».

История крутится на шаблонном постулате о братском для России сербском народе и постоянно пытается юмористически обыграть тот факт, что между сербом и русским разница-то не велика. То споют сербскую вариацию песни «Ты забудешь обо мне» Леонида Агутина (спасибо, что не дублировали сербский язык на русский), то назовут международной поговорку «Держи друзей близко, а если можешь, то приобними их».

Рецензия на «Отель „Белград“» от продюсеров «Холопа». Что сербу хорошо, русскому — стыд и срам - фото 2

Режиссуры Константина Статского в кадре — ноль без палочки. Ничего даже отдаленно схожего с тем, как выглядели его предыдущие работы «Сказка. Есть» или сериал «Мажор», в «Отеле „Белград“» не наблюдается. Балом рулят продюсеры Эдуард Илоян, Виталий Шляппо и Алексей Троцюк, которые, кажется, слишком увлеклись смешиванием межнационального коктейля из Москвы и Белграда и не заметили, как неплохой поначалу замысел утонул в океане вторичного юмора и глупости.

При этом на фоне периодически возникающих противопоставлений «Россия — Сербия» сербская нация выглядит проигравшей. Создатели зачем-то насмехаются над сербскими автомобилями — «неприметная» машина сербского производства с бандитами внутри неизменно глохнет. То ли дело «Мустанг» персонажа Биковича. Местная «бражка», которую привезли на празднество жители деревни — мерзкое пойло, которое запрещает распивать на свадьбе главный мафиози своему племяннику. То ли дело дорогое шампанское!

Единственное светлое пятно картины — друг Паши из России, роль которого играет Борис Дергачев («Гуляй, Вася!», «Аритмия»). Все немногочисленные эпизоды, в которых появляется актер, смотрятся выиграшно во многом благодаря харизматичной игре актера. У его героя даже есть какая-никакая мотивация, которую, увы, позабыли прописать абсолютно всем остальным персонажам.

Сохранить
elDevil
elDevil
Так это же продолжение (ну или спинофф если угодно) отеля Элеон, Кухни, и прочей лабуды, хочешь узнать предысторию Паши и Даши, вон, там 34894 сезонов, смотри не хочу, Я согласен что фильм должен работать как самостоятельная еденица, без всяких яких, но перед рецой можно было бы и изучить матчасть
Grand Text Author
Grand Text Author
Было больно смотреть трейлер этого в кинотеатре.
Mark Antony
Mark Antony
Так стоп, разве Даша не осталась с миллионером в сериале? Они в фильме обнулили сюжет?
rogozin.sashka
rogozin.sashka
После просмотра комедии в экранке решил глянуть предысторию отношений Паши и Даши в "отель Элеон". Настолько залип, что за 3 дня все серии отсмотрел. Раньше думал что это какой-то переоцененный ситком от стс раз так много крутят в эфире, но нет, очень мило и трогательно. И к тому же еще гомерически смешно!
Виктор Лившиц
Виктор Лившиц
Херня какая-то этот Белград, Элеон куда лучше.