Рецензия на «Отель „Белград“» от продюсеров «Холопа». Что сербу хорошо, русскому — стыд и срам
«Нужно больше золота» — нашептали маркетологи Yellow, Black & White боссам студии, а те в свою очередь бездумно пошли у них на поводу. Иначе не объяснить, почему после «Холопа» — «вкусно приготовленного блюда, вовремя поданного к столу», как охарактеризовал фильм режиссер Клим Шипенко, — выходит невзрачная российского-сербская комедия.
В попытке соединить наработки Жоры Крыжовникова и Джея Роуча режиссер Константин Статский зачем-то пытается усидеть на двух стульях, но в итоге проваливается в щель, образовавшуюся между ними.
С первых минут «Отель „Белград“» бросает нас в пучину действия. Некие воры крадут дорогостоящие предметы искусства в одном из европейских музеев. Резкий монтаж, несколько склеек под динамичную музыку — и вот драгоценность доставляется по адресу, в галерею сербского мафиози, тяготеющего к древним артефактам.
Кто он такой, кто эти грабители, зачем нужно воровать то ли писуар, то ли «фонтан», стоящий огромных денег — эти и другие вопросы так и останутся висеть в воздухе без ответов.
Два из трех сценаристов, работавших над картиной — дебютанты в полном метре. И Вячеслав Зуб, и Анатолий Молчанов до «Отеля „Белград“» писали сценарии к сериалам «Кухня» и «Даешь молодежь!». Отсюда, по всей видимости, и эта методика — вставлять новых героев в повествование и полагать, что зритель уже знаком с чертами их характеров по предыдущим сериям. Вот только лента Константина Статского — вовсе не сериал, подобная стратегия здесь не срабатывает.
Большой сегмент юмора в фильме строится на… стереотипах о женщинах. Да, во время просмотра этого кино отчетливо понимаешь, почему #MeToo в России невозможен. Ведь шутливые фразы типа «Твоей маме зять не нужен?» и «Предлагаю не тратить время, жду тебя в мужском туалете» — эталон юмора в 2020-м.
Проходятся сценаристы «Отеля „Белград“» и по женскому интеллекту («А можно мне в сборную? Я не буду думать», — говорит подружка главной героини, намекая, что в сборной все такие), и по, прости Господи, особенностям женского туалета в питейных заведениях («Знаешь, в женском вечная очередь, они там долго, давай лучше в мужской»).
Никакого голоса в фильме Статского женщина как субъект деятельности не имеет. Кино вполне могло бы называться «Женщина, тело прилагательное», ведь основной посыл комедии — свадьба как самоцель. Мужчине одному плохо, пусть есть свой отель, деньги, родственники в деревне. Мужчине нужна женщина. Женщине одной плохо, пусть есть любимое дело и друзья. Женщине нужен мужчина.
- Рецензия на Sheena667 — как мужик любовь в порно-чате искал
- 5 короткометражных фильмов Жоры Крыжовникова
Паша, персонаж Милоша Биковича («Холоп», «Балканский рубеж», «Лед») — безответственный сексист и бабник. «Единственное, что его в жизни заботит — блондинка или брюнетка будет сегодня у него в постели», — многозначительно характеризует героя Даша, его бывшая девушка (Диана Пожарская — «Дед Мороз. Битва магов», «Кухня. Последняя битва»).
О том, что эти двое когда-то были парой, нам рассказывают где-то в середине хронометража, во время внезапной встречи Паши и Даши в Белграде. Правда, без деталей. Зачем? Есть же прекрасные музыканты-цыгане, в буквальном смысле таскающиеся за главным героем с набором инструментов и закрывающие неловки паузы в диалогах и сценарные «дыры».
История крутится на шаблонном постулате о братском для России сербском народе и постоянно пытается юмористически обыграть тот факт, что между сербом и русским разница-то не велика. То споют сербскую вариацию песни «Ты забудешь обо мне» Леонида Агутина (спасибо, что не дублировали сербский язык на русский), то назовут международной поговорку «Держи друзей близко, а если можешь, то приобними их».
Режиссуры Константина Статского в кадре — ноль без палочки. Ничего даже отдаленно схожего с тем, как выглядели его предыдущие работы «Сказка. Есть» или сериал «Мажор», в «Отеле „Белград“» не наблюдается. Балом рулят продюсеры Эдуард Илоян, Виталий Шляппо и Алексей Троцюк, которые, кажется, слишком увлеклись смешиванием межнационального коктейля из Москвы и Белграда и не заметили, как неплохой поначалу замысел утонул в океане вторичного юмора и глупости.
При этом на фоне периодически возникающих противопоставлений «Россия — Сербия» сербская нация выглядит проигравшей. Создатели зачем-то насмехаются над сербскими автомобилями — «неприметная» машина сербского производства с бандитами внутри неизменно глохнет. То ли дело «Мустанг» персонажа Биковича. Местная «бражка», которую привезли на празднество жители деревни — мерзкое пойло, которое запрещает распивать на свадьбе главный мафиози своему племяннику. То ли дело дорогое шампанское!
Единственное светлое пятно картины — друг Паши из России, роль которого играет Борис Дергачев («Гуляй, Вася!», «Аритмия»). Все немногочисленные эпизоды, в которых появляется актер, смотрятся выиграшно во многом благодаря харизматичной игре актера. У его героя даже есть какая-никакая мотивация, которую, увы, позабыли прописать абсолютно всем остальным персонажам.