Рецензия на «Калашникова». Удался ли байопик Константина Буслова о создателе культового автомата?
Кажется, фамилию «Калашников» знают во всем мире, но немногие в курсе, какой путь прошел этот парень — от безвестности к Сталинской премии. Правда, фильм нас с этой дорогой Михаила Тимофеевича, семнадцатого ребенка многодетной крестьянской семьи, не то чтобы подробно знакомит.
С первых кадров авторы бросают зрителя на поле боя, где командир танка, старший сержант Калашников (играет его молодая звезда российского кино Юрий Борисов) получает роковое ранение. Вся танковая команда погибает, за исключением Михаила Тимофеевича. К счастью, заигрывать с эффектом slow motion, как в «Танках» Кима Дружинина, здесь не стали, и на том спасибо. Врачи списывают рьяного бойца со службы, и тот отправляется домой. Да только доехать до родной матери Калашников не сможет вплоть до финальных титров.
Парень-самоучка, с детства тяготеющий к разного рода изобретениям, решает разработать автоматический пистолет-пулемет. До раскаяния патриарху великого советского и российского конструктора еще много десятилетий. Сейчас, в 1941-м, Михаил Тимофеевич полностью поглощен идеей защиты родного Отечества. «Ежели немец на тебя идет с автоматом, в нем 40 патронов, которые он может в тебя выпустить за пару секунд, а ты на него с ружьем, которое надо после каждого выстрела перезаряжать…», — примерно в таком ключе делится Калашников тем, что у него наболело.
Ряд случайных встреч и настырность молодого и амбициозного конструктора приводят Михаила Тимофеевича сначала к насмешкам окружающих, потом к заинтересованности, шансам реализовать потенциал, нескольким падениям и, наконец, признанию.
В общем-то, фильм Буслова в первую очередь о человеческом пути творца-идеалиста. За 110 минут хронометража мы наглядно видим, как работает всем известный принцип Махатмы Ганди: «Сначала они тебя не замечают, потом смеются над тобой, затем борются с тобой, а потом ты побеждаешь».
Как известно, «за каждым великим мужчиной стоит великая женщина». История Михаила Тимофеевича — не исключение, а еще одно подтверждение известной английской пословицы. Любовная линия повествования развивается на одном из первых конкурсов по разработке автомата для Красной армии, участие в котором принимает Калашников.
Беда юного конструктора в том, что он самоучка — смастерить оружие способен, а с черчением не в ладах. На помощь приходит капитан Лютый (Артур Смольянинов), который отправляет в помощь Калашникову молодую чертежницу конструкторского бюро им. В. А. Дегтярева Екатерину Моисееву (выпускница «Щуки» Ольга Лерман) — будущую жену Михаила Тимофеевича.
Правда, в действительности первой супругой конструктора была Екатерина Даниловна Астахова, с которой Михаил познакомился еще до войны, работая в железнодорожном депо станции Матай. Но «Калашников» Константина Буслова — все-таки игровое кино, поэтому ряд художественных допущений имеет место быть, а образ Кати в исполнении Лерман — скорее собирательный, нежели отсылающий к конкретной исторической личности. Подобные допущения были и в прошлогоднем проекте Буслова «Небо измеряется милями» о жизни легендарного советского конструктора вертолетов Михаиле Леонтьевиче Миля.
Хронология в картине в целом соблюдена. Есть даже короткие флэшбэки, дополняющие образ оружейного конструктора, который с самого детства, будучи сыном раскулаченного крестьянина, мастерил и пистолеты, и дробовики, что, конечно, привлекало внимание и родителей, и сверстников. Атмосфера ленты вполне в духе времени.
К счастью, создатели в лице Константина Буслова и Сергея Бодрова старшего, выступившего здесь в качестве продюсера и сценариста, не стали расставлять акценты ни на взаимоотношениях советской власти и зажиточных крестьян, ни на роли НКВД в тогдашнем СССР. Если те же «Танки» зачем-то рисуют НКВДшника в духе «ну он же тоже человек», «Калашников» всего лишь эпизодически напоминает — товарищ на службе Отечеству может пить и наставлять на тебя пистолет. Бороться с врагом идейным — не мешки ворочать!
Никто в кадре не кричит «За Сталина», хотя фамилия генерального секретаря несколько раз упоминается на фоне портрета вождя. Вообще, несмотря на наличие логотипов в начальных титрах и Минпромторга, и «Ростеха», и, собственно, концерна «Калашников», фильм не выглядит ни заказом, ни агиткой.
Видимо, стоит сказать «спасибо» Российскому военно-историческому обществу, которое не вмешивалось, как в случае с «28 панфиловцами». «Калашников» — честная человеческая история, лишенная излишнего бряцанья оружейных механизмов и напускного патриотизма.
Да, не удается закрыть сюжетные «дыры», которые неизбежно возникают в столь разномастном повествовании. Возможно, будь это сериал или телефильм, разбитый на 3-4 эпизода, этот вопрос можно было бы решить. Да, местами диалоги выглядят наивно и глупо, впрочем, может так все и разговаривали в то время. Сценарий же писали на основании мемуаров конструктора и воспоминаний знавших его людей.
Но на фоне бесконечной вереницы военно-патриотического кино, которым пичкают зрителей в майские праздники, «Калашников» выглядит как минимум достойной попыткой рассказать историю творца. А уж кто он такой — герой, гений или человек, чье творение убило и продолжает убивать миллионы человек по всей планете — каждый решит сам.