Рецензия на фильм «Эмма.». Феминистская экранизация Джейн Остин от клипмейкера Florence+ The Machine
«Эмма», пожалуй, самый утопический и в то же время самый феминистский роман Джейн Остин. Впервые она выводит на сцену героиню, которая не обременена финансовыми заботами и поисками мужа. Эмма богата, самодостаточна и умна, умудрилась прожить «на свете двадцать один год, почти не ведая горестей и невзгод». Во вселенной Остин это большая редкость.
Никто не рискует диктовать Эмме, как жить и какого спутника стоит присматривать. Именно поэтому она развлекается тем, что сама подбирает подходящую партию для других, «менее удачливых», и замуж ни за кого не собирается. Однако сердца людей — не открытые книги. Даже такой опытный «читатель», как Эмма, легко может ошибиться.
Смелым режиссерским дебютом профессиональный фотограф и видеомейкер Отем де Уайлд запрыгивает на борт большого кинематографа. До этого она ваяла клипы для таких мастодонтов музыки, как Beck и Florence + The Machine. Этот бэкграунд дает о себе знать в дебютной ленте — каждый кадр «Эммы.» мог бы стать добротной фотографией или картиной. В фильме преобладают нежные, мечтательные цвета: белый, голубой, розовый, что немного отдает Уэсом Андерсоном.
В своей пробе полноэкранного пера Уайлд собрала золотой актерский состав. Тут и патриарх британского кинематографа Билл Найи в роли хандрящего мистера Вудхауза, и звезда «Ведьмы» и «Сплита» Аня Тейлор-Джой, играющая гордячку Эмму. Роль главного злодея и разбивателя дамских сердец досталась Каллуму Тернеру, которому примерять исторические костюмы не впервой.
Он успел сыграть Анатоля Курагина в последней экранизации «Войны и мира» и старшего брата Ньюта из «Фантастических тварей». На вторых планах тоже маков цвет: обаятельный Руперт Грейвз в роли отца повесы Фрэнка Черчилла мистера Уэстона, а ребята из нашумевшего «Полового воспитания» Коннор Суинделлс и Таня Рейнольдс доказали, что могут неплохо отыгрывать не только подростков.
Впрочем, блистательный каст не смягчает горькую пилюлю, завернутую в красивую обертку. Картина состоит из жеманности, гротесков и нарочитой театральности, ломающей восприятие. Абсурдностью и вычурностью происходящего экранизация напоминает «Фаворитку», однако Йоргос Лантимос знал, что делал, чего нельзя сказать об Отем де Уайлд. В фильме случился настоящий праздник непослушания, и герои отправились кто в лес, кто по дрова.
Скользкий мистер Элтон с повадками младшего брата мистера Коллинза из «Гордости и предубеждения» ухмыляется и сгибает руки похлеще гуттаперчевого мальчика. Сцена с вывихнутой ногой Гарриет Смит оборачивается не мелодраматичным эпизодом, а пошлой комедией.
Создатели «Эммы.» захотели сделать более явный кивок экранизации уже упомянутой «Гордости и предубеждения», повторив почти в точности сцену с туалетом мистера Дарси. Только еще зачем-то раздели мистера Найтли, якобы дополняя ненужную параллель, но Джонни Флинн при всей харизме и подтянутости тела — явно не Колин Ферт.
Вероятно, сценаристам не знакомы правила поведения в георгианской Англии. «Эмма.» — настоящая азбука плохого вкуса. Оригинал был не просто забавной историей о любви и ошибках юности, но комедией нравов, обличающей пороки общества того времени.
Здесь же персонажи попросту не умеют себя вести. Скачущий через сад Вудхаузов мистер Найтли; впадающий в истерику прямо в карете и чуть ли не выпрыгивающий из нее на ходу мистер Элтон; задирающая подолы платья и греющая ляжки у камина Эмма — как тебе такое, Джейн Остин?
Кроме повсеместной бестактности персонажей, в фильме наблюдается абсолютное доминирование женщин над мужчинами. Для истории, происходящей в первой трети XIX века такое как минимум странно. Но дело даже не в этом, а в том, что мужчины здесь в принципе не очень. Во-первых, они все сутулы и лишены джентльменской стати, но, если предположить, что мы имеем дело с комедией абсурда, потерпеть можно.
Самое обидное, что «Эмма.» это делает и с главным мужским персонажем — мистером Найтли. В финале героиня подминает под себя и его. В итоге на все 2 часа бесконечно утомительного зрелища нет ни одного вразумительного мужского характера. А ведь мистер Найтли — один из любимых героев Остин.
Именно в нем, а не в прославленном мистере Дарси, она видела идеал мужественности, отличавшийся от стандартов той эпохи. Единственный удачный момент, где химия между героями показана красноречиво и целомудренно, а мистер Найтли оказывается на коне без коня — это танец Эммы и мистера Найтли на балу Фрэнка Черчилла.
При всей провальности сюжета есть у экранизации и сильные стороны. Впервые городок Хайбери предстал как персонаж. Глухая провинция, единообразная и ограничивающая (неслучайно герои сталкиваются в одних и тех же местах, ходят по тем же самым тропам), откликается на происходящее. В минуты безмятежности сияет солнце, магазины полны товарами, за окном распускаются цветы, да и вообще жизнь в Хайбери удалась. В напряженные сцены пейзаж и атмосфера городка тоже меняются. Небо затягивают тучи, сгущаются сумерки или идет снег.
Музыка — еще один конек экранизации. Фольклорные песни, популярные в георгианскую эпоху, живое исполнение (потрясающий эпизод с дуэтом Джейн Фэрфакс и мистера Найтли, а также музыкальный поединок между Эммой и Джейн) звучат отлично. К слову, одним из композиторов стала старшая сестра «Дряни» Фиби Уоллер-Бридж Изобель, которая уже работала над саундтреком к историческому фильму «Вита и Вирджиния» и мини-сериалу «Война и мир».
Как и относительно недавний «Щегол», этот фильм абсолютно проигрывает оригиналу в сюжетном плане и показывает георгианскую Англию курильщика. Однако, как и «Щегла», «Эмму.» интересно смотреть из-за уникальной атмосферы, фотографичности изображаемого и своеобразной внутренней эстетики.
Каждый кадр — маленькое произведение искусства. Тут и богемные особняки Найтли и Вудхаузов, и сочные панорамы сельской глуши, и буйство красок английских садов, про которые мы в детстве читали в учебниках по иностранному языку.
«Эмма.» — двухчасовая эпопея про избалованных аристократов, которые бесятся с жиру и придумывают себе развлечения, играя с чужими жизнями. Переосмыслять классику неплохо, но решившемуся на сию эскападу нужно определиться — воспевать ли красоту английской глубинки и досконально воспроизводить колорит минувшего или подавать известный и экранизированный уже сотни раз сюжет по-новому. Когда все вместе, впечатление остается не самое приятное.