23 января 2019
Обновлено 23.01.2019

Исправляем «Стекло»: три альтернативные версии финала

17 января на наши экраны вышел фильм М. Найта Шьямалана «Стекло» (Glass) с Брюсом Уиллисом, Сэмюэлем Л. Джексоном и Джеймсом Макэвоем, выступающий завершением деконструирующей супергероику трилогии. В нее также входят «Неуязвимый» и «Сплит» (по сути, каждая лента названа в честь одного из трех главных героев). Денис Варков уже написал рецензию на картину. Я же решил наконец опробовать формат «Исправляем», который все обещал запустить, но использовал пока только в рецензии на «50 оттенков свободы». В нем я предлагаю свой вариант сценария, исправляющий самые очевидные минусы оригинала (и, скорее всего, вносящий кучу новых).
17 января на наши экраны вышел фильм М. Найта Шьямалана «Стекло» (Glass) с Брюсом Уиллисом, Сэмюэлем Л. Джексоном и Джеймсом Макэвоем, выступающий завершением деконструирующей супергероику трилогии. В нее также входят «Неуязвимый» и «Сплит» (по сути, каждая лента названа в честь одного из трех главных героев). Денис Варков уже написал рецензию на картину. Я же решил наконец опробовать формат «Исправляем», который все обещал запустить, но использовал пока только в рецензии на «50 оттенков свободы». В нем я предлагаю свой вариант сценария, исправляющий самые очевидные минусы оригинала (и, скорее всего, вносящий кучу новых).
Исправляем «Стекло»: три альтернативные версии финала - фото 1

Для начала небольшая мини-рецензия, так как мне фильм приглянулся явно больше, чем Денису. Если хотите сразу перейти к переписыванию — листайте вниз. Там и без того море текста.

Никакой особой любви к Шьямалану у меня нет, он снял больше плохих фильмов, чем хороших, причем, что особенно странно, пропасть между ними огромная. Его провалы провальны абсолютно, смехотворно, во всех аспектах, а лучшие работы, наоборот, работают как часы — слитные, уверенные, поражающие деталями, проработкой, съемкой и диалогами. Словно человек, нанятый для того, чтобы хлопать этого эгоманьяка по щекам и возвращать его с небес на землю, большую часть времени проводит в отпусках.

И все же М. Найт покоряет тем, что совершенно не оглядывается на голливудские лекала, и «Стекло» самый яркий тому пример. Никто в современной студийной системе не решился бы так подавать супергеройскую историю, так расставлять приоритеты, так ставить камеру и так беззаботно забывать про все то, что якобы обязан делать супергеройский фильм.

Эта вседозволенность несколько опьяняет — и режиссера, и зрителя. История сохраняет свежесть и неожиданность до самых титров, потому что именно о ней, о том как сделать ее интересной и сложной, только и думает Шьямалан. Его решения далеко не всегда удачны, но когда они срабатывают, это цепляет по-настоящему.

Я не назову «Стекло» хорошим фильмом, он очевидно заводит историю в очень странные места, страдает от сильных пробелов в логике, недостатка бюджета и того, как мало съемочных дней Джексона и Уиллиса они могли себе позволить финансово. Фанаты «Неуязвимого» даже утверждали, что все эти сиквелы извращают и упрощают оригинальную картину. И все же, я считаю, этот фильм стоит смотреть как минимум тем, кому небезразлична хотя бы одна из предыдущих частей трилогии. Финал вышел странным, но что-то уникальное, чего мы не получим больше нигде, в этом все-таки есть.

Исправляем «Стекло»: три альтернативные версии финала - фото 2

Трейлер «Стекла» расстраивал спойлерами — показали интересную идею с тем, что все трое мета-людей трилогии могут быть просто психами, решившими, что обладают сверхспособностями — и тут же показали явные доказательства того, что сверхспособности все же есть.

Я был приятно удивлен, когда фильм возвращает эту интригу на место — на самом деле, все далеко не так очевидно. Психиатр тщательно объясняет, почему все то, что мы видели в этой и предыдущих картинах, вовсе не однозначное доказательство суперсил. Каждую деталь можно объяснить вполне приземленными причинами.

Тренированный скалолаз вполне может забираться по голой стене, как Зверь, он пережил два выстрела, потому что порох в патронах отсырел, да и часть дроби прошла мимо — и так далее. Плюс, следует учитывать, что мы видим все невероятные вещи на экране глазами героев, которые в состоянии аффекта преувеличивают и искажают то, что происходит на самом деле. Так что не волнуйтесь — гадать о том, насколько фантастичны эти персонажи, придется до самого конца.

Всем трем героям жизненно необходимо верить в свою исключительность, она лежит в основе их личности, и когда мы видим, как их вера в себя начинает колебаться, как это убивает их, они открываются с новой стороны. Дэвид Данн, который убедил себя в том, что он — супергерой, потому что его сыну нужно было, чтобы он им был. Да, это идея из «Неуязвимого», но она получает новый виток и помогает поддерживать интригу до самого конца.

Исправляем «Стекло»: три альтернативные версии финала - фото 3

Что мне понравилось:

— Что ни говори, а видеть этих троих вместе или попарно очень интересно. Не просто потому что мы так любим этих героев, а уже из-за того насколько это неожиданный и нетипичный кроссовер, плюс сильно задержавшийся сиквел. Узнать, что стало 16 лет спустя с этими героями и несколькими персонажами второго и третьего планов (сын Дэвида, продавец комиксов, камео-персонаж Шьямалана), которых играют все те же люди, по крайней мере любопытно.

— Объяснения психолога и ее попытки убедить героев, что все невероятное на самом деле все еще находится в рамках человеческих возможностей тоже интересно. Да, тут тоже можно найти дыры и контраргументы, но все же видна работа над деталями, и они цепляют.

— Терпеливость и расчетливость Прайса, который вообще отсутствует в собственном фильме первый час, но затем восполняет это с лихвой. Да, к его хитрым манипуляциям можно насобирать немало вопросов, и все же впечатление гения, обдурившего свою охрану, они создают, что от картины и требуется. Прайс впечатляет.

— Скажу сразу, никакой супергеройской зрелищности от картины ждать не стоит. Дерутся Зверь с Неуязвимым нарочито скучно — душат, хватают, бросают. Это не фильмы Marvel. Но драки цепляют своей необычностью, их антизрелищность вытекает не только из недостатков бюджета или апатии Уиллиса, это умышленная позиция Шьямалана — не давать зрителю то, чего он ждет от супергеройского кино, показать, что в реальности драки даже сверхсильных людей все равно выглядели бы как потасовка в баре с сопением, пыхтением, неловкими захватами и валянием по полу.

— Отдельно хочется похвалить Шьямалана и его оператора Майка Гиулакиса за кропотливый выбор ракурсов в ряде сцен — они дают не просто красивую картинку, а полностью меняют восприятие сцены. Экшен вообще производит очень интересное впечатление и по большей части как раз из-за постановки камеры. Вместо привычных для супергероики пафосных планах оператор держится поодаль, давая нам отстраненный взгляд на происходящее — взгляд испуганного очевидца. От этого все рычания, кривляния и прыжки Зверя выглядят почти комично, абсурдно, но при этом они странным образом становятся достовернее, глубже и убедительнее интегрированными в реальность. Мы словно смотрим не фантастическое кино, а ролик с ютьюба про голого бомжа под спайсом — и забавно, и пугающе. Страшно не от взрывов и ударов огромной силы, а от непредсказуемости и чуждости мышления.

— Психушка, местная версия Аркхэма, в которой мы проводим большую часть фильма, оказывается на удивление эффективным сеттингом, где за персонажами интересно следить.

— Идея режиссера ввести отдельную линию для спутников каждого из троицы (мамы Прайсы, сына Дэвида и выжившей жертвы Зверя) однозначно удачная. Она очеловечивает героев и создает дополнительную динамику с людьми, с которыми у них есть эмоциональная связь. Особенно интересной, конечно, выходит арка девушки и Зверя. Тут есть трогательность и глубина, которую Шьямалан даже не портит бесконечными проговорами, оставляя молчаливой, но от этого куда более интересной.

Исправляем «Стекло»: три альтернативные версии финала - фото 4

Что не понравилось:

— М. Найт в своих фильмах любит проговаривать идею вслух — медленно и по слогам, чтобы даже самые несмышленые прониклись его вдохновленным месседжем. Он очень халтурно прячет экспозицию, заставляя героев объяснять все якобы другим персонажам (хотя они и так это знают), а на самом деле — зрителю. Концовка в итоге сильно страдает именно от пережевывания идей, была бы она короткой и внезапной, финал производил бы куда более сильный эффект.

— Попытки Прайса постоянно проводить параллели с комиксами выглядят очень натужно и скорее раздражают притянутостью за уши и пафосом, чем добавляют что-то ценное.

— Больше всего расстраивает то, что почти всего, на что я жалуюсь ниже в блоке со спойлерами, можно было легко избежать, посидев над сценарием подольше и придумав более тонкие ходы вместо топорных. И сумма этих исправлений могли сильно изменить итоговое мнение многих зрителей, которые подточила сотня нелепостей, топорных ходов и экспозиционных монологов в лоб.

Спойлеры (отсюда и до конца)

Мне предлагали написать Неудобные Вопросы к этому фильму, но я решил, что этот формат не подходит подобной ленте, слишком уж странно придираться к каждой закавычке Шьямалановской логики — это же Шьямалан, чего вы хотели? Но это не значит, что вопросов не возникало, и некоторые из них все же имеет смысл задать.

  • Нам так и не объяснили, как Прайс свободно выходил из своей палаты, как это не пресекли даже после того, как обнаружили его в коридоре.
  • Откуда в палате психбольницы фоторамки с бьющимся стеклом? Как медбрат не заметил разбитое фото на полу, когда подходил к кровати? И зачем, собственно, было прибегать к столь очевидной дыре, если Прайс свободно выходил из палаты и мог притащить оружие откуда-то еще. Он мог стащить пилочку для ногтей или нож, но, естественно, символичнее, если это будет именно осколок стекла — каламбура ради. Можно было показать медсестру, курящую в подсобке для персонала — она зажигает спичку, но ее тут же задувает сквозняк, сестра оборачивается к окну — то разбито. Тут же переключаемся на палату Прайса и смотрим, как медбрат садится перед Элайджей — мы уже напряжены, понимая, что может произойти. Вжик, хрипы, «Знаешь, как сложно было найти подходящий осколок?».
  • Зачем психиатр поставила этот миллион камер, если за мониторами некому сидеть — комната с ними всегда пуста, Прайс развлекается там как хочет.
  • Почему «Орден Клевера» или как они там себя называют является за Данном только сейчас? 16 лет прошло, они так и не удосужились на него выйти? Прайса это тоже касается. Почему они ждали, пока не появится Зверь? Меньше трех клиентов за раз они не обслуживают?
  • Чем Мистер Стекло занимался в психушке 16 лет? Если он может так легко покидать палату, наверное, и выбраться бы мог. Но он просто сидел и ничего не делал полторы декады? Все сложнее поверить, что это супергений.
  • Ну и самый главный вопрос, который перечеркивает всю эпичность концовки — с чего вдруг люди поверят каким-то роликам в интернете? Для всех критиков и зрителей — для всех вообще кроме Шьямалана — было абсолютно очевидно, что реакций на видео будет «Лол. Фейк!», а не «Ого, на видео с ютьюба чувак переворачивает машину на бок. Супергерои реальны! Может, и у меня есть суперсилы? Пойду прыгну с крыши».
  • Ну и даже если люди поверят в супергероев, что это изменит? Просто от знания, что суперсилы реальны, они у рандомных людей не появятся. Люди будут чаще проверять и чаще находить у себя способности, которые раньше не замечали или списывали на бред?

Задавать эти вопросы обидно, потому что сюжет легко можно было немного докрутить и эти дыры исчезли бы, а сюжет стал бы логичнее и сильнее.

Исправляем «Стекло»: три альтернативные версии финала - фото 5

Исправляем

Ниже я предложу несколько вариантов, но общим для них хочу сразу сделать одно — Прайс не сбегал из психушки по собственной воле, это осознанное решение. Это необходимо, чтобы не принижать его гений перед зрителем.

Он научился покидать палату и сидеть в сети из подсобки, днем притворяясь коматозником и усыпляя бдительность персонала. После того, как его преступления стали известны публике, у него появились шизики-сторонники и фанаты, сайт небольшого культа. Он взял этих апостолов в оборот и получил агентов, выполняющих его поручения во внешнем мире. Он у нас мастер манипуляции, чем он хуже какого-нибудь реального лидера культа?

Первый вариант финала, минимально Шьямалановский

Убираем культ клевера вообще. Никто на суперов не охотится, а доктор — просто доктор. Тот факт, что отец Зверя разбился на том же поезде, что и Данн, я бы тоже выкинул, потому что это твист ради твиста, не дающий ничего особенного. Соответственно, Прайс через своих сообщников устроил встречу Данна и Крамба, а затем вызвал туда полицию, чтобы их притащили к нему, и он мог получше узнать Зверя.

Допустим, Шьямалан все же находит бюджет для того, чтобы снять финальную битву в небоскребе. Зверь уезжает с Прайсом и медсестрами-заложницами в фургоне. Данн сидит перед стальной дверью — он либо не пытался ее выбить, либо так и не смог. Она открывается сама, на пороге стоит доктор.

— Вы должны его остановить. Только вы можете…

— Вы же сказали, что я никакой не супергерой — и вы были правы, я всего лишь…

— Необязательно иметь сверхспособности, чтобы быть героем. Вы помогали людям, и сейчас людям в том небоскребе понадобится ваша помощь.

Дальше кадр с Данном, несущемся на мотоцикле к зданию, он совершает пару рисковых трюков, чтобы объехать пробку и нагнать застрявший в траффике фургон злодеев. Данн останавливается у подножья здания и смотрит вверх.

— Ненавижу небоскребы.

Дальше Дэвид находит Зверя наверху небоскреба, отвлекает его внимание на себя и уводит в еще закрытую для публики часть здания, где находятся и описанные Стеклом лаборатории. На стене надпись — «пожарная система на ручном контроле». Детекторы дыма, которые могли бы сработать от любого химического эксперимента и затопить дорогое оборудование, тут не ставили.

Как только Зверь заходит в помещение, Данн поджигает разлитую по полу горючую смесь — та отрезает Зверю выход. Дэвид поднимает самодельный факел.

— Звери могут быть сильнее, быстрее и выносливее людей…, но они все боятся огня.

Зверь шипит, но отшатывается от пламени. Огонь отражается в его зрачках. Данн тычет в него факелом, Зверь рычит, отступая, пока не оказывается окружен пламенем со всех сторон, он скулит, кашляет и падает на четвереньки. Затем внезапно перестает дрожать, медленно выпрямляется и оправляет брюки.

— Your problem, Mr. Dunn, is that you are alone. But we are many.

(«Ваша проблема, мистер Данн, в том, что вы один. Нас же — много»).

Исправляем «Стекло»: три альтернативные версии финала - фото 6

Патриция спокойно перешагивает через пламя, карикатурно поддерживая брюки как длинный подол, разбивает стекло на пожарной сигнализации и дергает рычаг, включаются форсунки под потолком.

Данн пятится под потоками воды, ему все сложнее дышать, факел в его руках тухнет, огонь вокруг тоже начинает гаснуть. Зверь снова атакует, Данн вяло отмахивается, пытается отползти. За окном появляется вертолет, раздается выстрел, но Зверь не обращает внимания на рану в плече, продолжает избивать Дэвида. В вертолете докторша заставляет снайпера опустить винтовку — вы можете попасть в Данна! Она достает прожектор и выдает вспышку.

Зверь замирает и личность меняется — теперь это Деннис. Он оглядывается вокруг, подходит к едва живому Дэвиду — тот лежит рядом с декоративным фонтаном в полу или просто низким резервуаром. Данн пытается отшатнуться, когда Деннис наклоняется над ним, но тот просто опускает руки в воду и медленно, но тщательно смывает с них сажу и кровь.

— Неважно, кто из нас сделает это, мистер Данн. В вашем текущем состоянии с вами справится и ребенок.

Он хватает Дэвида за шею и начинает топить в резервуаре. Доктор снова включает вспышку, затем еще одну, личности меняются, кто-то в испуге отшатывается от полумертвого Дэвида, но вспышки становятся все слабее, а затем прекращаются вовсе — батарея села. Хэдвиг «перехватывает свет», склоняется над Данном и говорит:

— Простите, но они обещали, если я сделаю это, они дадут мне увидеться с Кейси.

Продолжая болтать о том, как он любит Кейси и чем они займутся на свидании, Хедвиг держит голову Данна под водой. Тот начинает терять сознание, в его голове эхом отдаются слова Патриции: «Ваша проблема, мистер Данн, в том, что вы один».

В дверях появляется сын Дэвида и стреляет в Хедвига (из того же пистолета, из которого хотел стрелять в отца в «Неуязвимом»), тот падает на пол с дырой в груди и изумленным выражением лица. Пока сын откачивает Данна, прибежавшая с ним Кейси бросается к Кевину и тот умирает у нее на руках, сменив несколько личностей, как и в оригинальном фильме.

Стекло арестовывают и упаковывают в машину, он кричит:

— В следующий раз я придумаю для вас нечто еще более увлекательное, мистер Данн.

Исправляем «Стекло»: три альтернативные версии финала - фото 7

Второй вариант финала, средне-Шьямалановский

Культ возвращается на место. Стекло сидит в психушке, с помощью своих последователей ищет других суперлюдей, а затем стравливает их друг с другом. Например, они находят подростка, умеющего управлять огнем и девочку с ледяными суперсилами — и решают их поссорить. Но тут случается странное — оба супера мистическим образом почти в одно и то же время пропадают или попадают в несчастные случаи, несмотря на то, что даже не знали друг друга и жили в разных городах.

Прайс начинает подозревать о существовании культа Клевера — кого-то, кто активно выкашивает героев. Стекло продолжает копать в эту сторону и находит еще ряд случаев, где есть подозрения, что человек с намеком на необычные силы погиб при странных обстоятельствах. Обнаруживает он и единственного человека, контактировавшего в двумя-тремя подобными жертвами, даму-психиатра, которая специализируется на «мании супергеройства».

Прайс начинает работать над планом срывания покровов с таинственной организации, когда к нему подселяют Зверя и Неуязвимого…

Изменения в финальной битве минимальны — Зверь и Неуязвимый дерутся на парковке больницы, снайпер с татуировкой клевера (которую нужно показывать мельком, а не держать на ней камеру три минуты) убивает Зверя, пытается пристрелить Дэвида, но пули отскакивают от него, тут же другой оперативник подскакивает Данна к луже и топит — резко и внезапно (не держим план полчаса, размывая весь эффект), чтобы зритель успел ошалеть от того, что всех героев перебили. И тут же мы слышим стрекот, психолог поднимает глаза и видит вертолет новостной службы, ведущий прямой репортаж.

В этой версии она не говорит ничего про «все трое настоящие», не держит Данна за руку, мы не знаем ничего ни о ее причастности, ни о действиях Стекла и том, сколько ему известно.

Следующая сцена — психолог на телеинтервью. Ведущая спрашивает ее:

— Вы посвятили свою карьеру доказательству того, что все те, кто считали себя супергероями — психи…

— Люди с маниакальным расстройством.

— Хорошо, люди с маниакальным расстройством — но выходит, что они действительно обладали сверхспособностями. В сети доступны сотни роликов с камер видеонаблюдения больницы, которые можно было бы назвать подделкой, если бы CNN не показала финал драки в прямом эфире (нам показывают запись эфира с пулями, отскакивающими от Данна). Плюс имеются сотни очевидцев (показывают записи с сотовых — на крышах ближайших многоэтажек как раз в это время некая компания проводила рекламную акцию — раздавали бесплатные напитки, дождевики и… бинокли. Как только раздались выстрелы со двора больницы, люди начали разглядывать двор — и увидели все своими глазами). Это заставило вас пересмотреть свои взгляды? Думали ли вы о том, что некоторые из ваших старых пациентов, которых вы убеждали в их ненормальности, могли действительно обладать сверхчеловеческими способностями?

— Психология никогда не была точной наукой, нам всегда остается лишь стараться как можно лучше понять пациента…

Исправляем «Стекло»: три альтернативные версии финала - фото 8

— А что вы думаете о комиксе? Вы же видели комикс, который якобы нарисовал сам Элайджа Прайс? Там изображается не только бойня на парковке, но и рассказывается о том, что к ней привело. О некой тайной организации, которая охотится за сверхлюдьми и убивает их, чтобы публика ничего не узнала. Все эти люди в масках, убившие ваших пациентов прямо в эфире новостей — их сейчас допрашивают. Это явно не обычные полицейские, ФБР объявило о том, что займется расследованием на федеральном уровне…

— Нет, я не читала комикс, но…

— Зря, Прайс нарисовал вас с роскошной шевелюрой, а еще — он предполагает, что и вы…

— Вы правда верите, что это был он? Я наблюдала его круглосуточно, он был не в состоянии разговаривать, не то чтобы что-то рисовать, к тому же он, к сожалению, тоже погиб в этой перестрелке.

— А, так вы не знаете? Комикс вышел за несколько дней до бойни в больнице. Как Прайс или кто-либо еще могли знать о том, что произойдет? Да, там отличаются детали, но в общем и целом… Как вы это объясните без суперспособностей?

— Я…

Переключаемся на сцену на улице, психолог идет с опущенной головой, замечает магазин комиксов, заходит, находит на полке нужный — прямо на витрине горячих новинок у входа. Открывает дрожащими руками и листает — и перед нами проносятся все действия Прайса — как он следил за камерами, стирал записи и т. д. Она долистывает до сцены с собой, где, поверив в то, что Элайджа в полной отключке, говорит в мобильный при нем (он рисует себя на заднем плане с комичными Z-z-z в спич-бабле и слюной изо рта): «Да, все трое настоящие, но я почти убедила их. Прошу дать мне еще время, Прайс уже прошел обработку и не опасен, Данн и Крамб на очереди».

В панике доктор захлопывает комикс и бросает его на полку, затем все-таки подбирает и идет к кассе. Она протягивает деньги, и ее рука попадает под ультрафиолетовую лампу для проверки купюр — клевер проявляется на секунду на ее запястье. Она убирает руку, и татуировка пропадает снова — никто ничего не замечает.

Этот вариант меняет план Прайса — с довольно бесполезного доказательства (которому все равно никто не поверит, потому что нет очевидцев, а записи можно подделать), что супергерои существуют, на изобличение культа. Если люди поймут, что есть секретная организация, убивающая металюдей, и в самих металюдей поверить проще, и исправить ситуацию реально. Если культ лишится секретности, распадется или попадет в руки властей, сверхлюди перестанут умирать и станут известны всем.

Мы выкидываем все затянутые откровения, тыканье татуировками в лицо и сцены встреч культа — это лишнее и лишь размывает эффект.

Прайс выглядит гением и манипулятором, который способен был просчитать исход и организовать все так, как ему нужно, чтобы культисты думали, что их никто не видит и что выбора у них нет — надо срочно убивать Зверя и Неуязвимого. Мистер Стекло заставил их проявить себя и через собственных последователей организовал толпы очевидцев, затеяв фальшивую рекламную акцию на крышах. Так уже не возникает вопросов, почему фильм назван в его честь. Это его план и все упоминания комиксов становятся не так голословны, потому что его комикс становится окончательным доказательством и символом его гения — он просчитал все заранее.

Исправляем «Стекло»: три альтернативные версии финала - фото 9

Третий вариант финала, убер-Шьямалановский

В этой версии нет никаких очевидцев и вертолета, а план Прайса не в срывании покровов с культа или супергероев. Но этот финал потребует еще одного крайне фантастичного и даже притянутого за уши элемента, который, впрочем, Шьямалан мог бы себе позволить. Это же Шьямалан.

Брюс Уиллис все-таки погиб в том поезде и все 16 лет не замечал, что мертв. Его суперсилы объясняются тем, что он — призрак… так, нет, это уже где-то было. Давайте по-другому.

Элайджа выпускает Зверя и Данна из палат, они начинают драку на парковке. Приезжают спецназовцы. Элайджа обращается к Данну и Зверю:

— Джентльмены, прежде чем вы продолжить убивать друг друга, обратите внимание на нашего уважаемого доктора. Она привезла с собой двух молодых людей, которые вам небезразличны. Наш доктор — совсем не та, за кого себя выдает и без сомнения сможет причинить им вред, если вы ее не остановите. Выбор за вами — ненависть или… любовь.

Противники смотрят друг на друга, затем на доктора, стоящего за спинами испуганных подростков — сына Дэвида и Кейси, выжившей жертвы Зверя. Данн и Крамб, по-прежнему косясь друг на друга, начинают медленно двигаться в сторону доктора.

Спецназовцы стреляют по ним, но пули отскакивают от Данна, а Зверь продолжает бежать, несмотря на раны. Боевики торопливо достают прожекторы и шланги, но Зверь заслоняет собой Данна, прикрывая его от потока воды, Данн швыряет огромный булыжник в прожектор и разносит его, прежде чем тот успевает выдать вспышку. Доктор достает револьвер и направляет его на сына Дэвида, спецназовец хватает Кейси и приставляет к ее горлу нож.

Данн успевает отбросить сына, и доктор промахивается, Дэвид начинает душить ее. Зверь дерется со спецназовцем, пытаясь не дать тому зарезать девушку. Он отбрасывает боевика, Кейси повисает у него на шее, говорит «Кевин» и тот переключается в основную личность. Его тут же убивает другой снайпер, Кевин умирает на руках девушки — тут та же сцена, что и в оригинальном фильме, она и так прекрасна.

Прайс же не отрывает взгляда от Данна и доктора, уже сейчас можно показать флэшбэки того, как Стекло находит статью о странной девушке, упавшей в вольер с акулами в морском зоопарке и выжившей — те словно ее не заметили. Элайджа шепчет:

— Надеюсь, я в тебе не ошибся.

Данн все еще душит доктора, та все больше ослабевает, но затем она начинает меняться, кожа выцветает, из глаз текут слезы — все сильнее и сильнее, ручьи текут по щекам, со лба, с волос, смывая краску с тела, пока оно все внезапно все не превращается в воду.

Исправляем «Стекло»: три альтернативные версии финала - фото 10

Одежда доктора падает на землю, руки Данна проходят через ее горло, доктор поворачивается спиной к Данну и шагает назад — в него. Ее водяное тело полностью обволакивает Дэвида как вторая кожа, повторяя каждое его движение. Он пытается стряхнуть с себя водяную оболочку, но та движется с ним шаг в шаг, Данн падает на колени, захлебывается, а через несколько секунд жизнь уходит из его глаз, и он падает на землю, вываливаясь из доктора (та остается стоять на коленях) — совершенно сухой.

Элайджа шепчет, глядя на Дэвида.

— Прости. Так было нужно.

Он не отрывает взгляда от доктора, та медленно возвращает себе человеческий облик, от нее пятятся ее боевики-культисты. Затем они открывают по ней огонь, и она ныряет в слив для дождевой воды. Прайс улыбается, даже когда снайпер разворачивается в его сторону. Элайджа успевает прошептать «Ка-буум» прежде чем ему простреливают голову.

Он сваливается из кресла на землю, из полы его пиджака вываливаются черновики комикса, которые разносят ветер. Камера наплывает на один из них, упавший в лужу — вода размывает красную краску, оживляя нарисованные потоки крови. На рисунке — эта же сцена, в которой Прайсу разносят голову выстрелом.

В общем, вся задумка в этом варианте в том, что Прайс догадывается о существовании культа, но не может выйти ни на одного из членов, найти хоть какие-то доказательства.

Единственный человек, который связывает убийства суперов — это доктор. Элайджа начинает копать под нее с помощью своих пособников, натыкается на заметку о ее чудесном спасении и понимает, что она сама — супер.

Возможно, она ненавидела свою «мутацию» и поэтому присоединилась к культу, чтобы охотиться на таких же уродцев, искоренять заразу. Может, присоединилась чтобы попытаться спасти тех собратьев, кого культ иначе бы просто убил. Прайсу важно одно — она ключ к уничтожению культа. Она единственная знает его членов, их явки-пароли, их планы и методы. Ее нужно заставить пойти против своих и развалить культ изнутри. Но как?

Если она — супер, достаточно будет дать знать об этом культу и доктору придется воевать с ними просто из самосохранения, они же начнут на нее охоту. Но доказательств ее способностей нет, нужно, чтобы она была вынуждена проявить их — для этого Прайсу нужно создать для нее смертельную опасность.

Данн ему для этого и нужен, он сможет добраться до нее, невзирая на выстрелы ее свиты, и им легко манипулировать через сына. Зверь тоже подходит, но он более непредсказуем и может убить доктора слишком быстро — та и отреагировать не успеет. Данн вариант более безопасный, тем более, что его слабость к воде гарантирует, что он все же не убьет доктора — мертвая она бесполезна, весь план пойдет прахом.

Как заставить добряка-Данна напасть на беззащитную женщину? Сначала нужно свести их вместе. Фдэшбек: один из адептов Стекла наряжается в подозрительный капюшон и вертится на глазах Данна, уводя его за собой — прямо к прогуливающемуся Зверю. Второй пособник толкает Данна, чтобы тот столкнулся с Кевином и получил видение, понял, где тот держит девушек (так все несколько правдоподобнее, чем-то, что Данн находит Зверя в первый же день поисков, просто натыкаясь на него на улице). Затем Прайс пишет доктору от лица другого культиста — двое суперов в промзоне, приезжай. Она забирает обоих в его психушку.

Исправляем «Стекло»: три альтернативные версии финала - фото 11

Дальше Прайс выпускает их из палат. Угроза потасовки должна быть достаточной, чтобы доктор вызвала свой культистский спецназ — культисты должны увидеть ее превращение воочию, иначе ничего не выйдет. Для этого и нужен Зверь — создать угрозу, дать повод Данну рваться из палаты, чтобы остановить маньяка. Дальше Прайс пишет доктору опять же под личиной друга-культиста — ситуация вышла из-под контроля, вам придется взять в заложники близких им людей. Если суперов не получится убить, вы должны использовать любые методы, чтобы не дать им добраться до города, где все увидят их способности.

Доктор привозит подростков в больницу, берет револьвер и надеется до последнего, что использовать его не придется, что достаточно будет просто пригрозить.

Дальше все происходит так, как Прайс и планировал. Он знал, что Данн погибнет, как и Зверь, как и он сам. Это было уже не важно — культ падет, у доктора не останется выбора. Либо она сдаст их властям, либо сама будет выслеживать и убивать бывших соратников — не важно. Главное, что суперов прекратят прятать и уничтожать, они выйдут на свет и наступит новая эра, глашатаем которой и станет Элайджа. Поэтому он и выпускает комикс со всеми запланированными событиями еще до того, как они произойдут. Чтобы никто не сомневался в том, кто за этим стоял и на что он был способен.

Можно даже отважиться на еще один финт — не показывать действия Прайса в принципе. Выдавать его за реального коматозника весь фильм. Данн со Зверем дерутся, доктор балаболит, Прайс смотрит в одну точку. Мы не показываем ни его разговоров со Зверем, ни убийства медбрата, ни проникновения к подсобку с мониторами. Зрители уверены, что Прайс реально в отключке, и удивляются, почему в его честь назван фильм. Мы даем лишь слабые намеки типа медбрат находит его в коридоре и не понимает, как он выкатился. И только в конце мы листаем комикс, оживляя его станицы реальными сценами флэшбэков, заполняя пробелы, показывая все то, что Прайс успел сделать, чтобы вызвать эту цепь событий.

Ну что, какой вариант вам нравится больше — первый, второй, третий, оригинальный или ни один из них? И что бы вы поменяли сами?

Комментарии 27
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь
Mikhail Gurlukovich
Mikhail Gurlukovich

Спасибо, хоть кто-то задумался "что хотел сказать автор своим произведением". Рецензии в сети – через одну про самого автора рецензии, его эрудицию и ожидания от жизни.

sanyanman
sanyanman
Комментарий был удален