Рецензия на «Дикие» Рори Пауэр. Частная школа для девочек и вирус, вызывающий мутации
Частную школу для девочек закрыли на карантин, а вместе с ним оцепили и весь остров Ракстер, на котором стоит заведение. Инфекцию не очень оригинально обозвали «токс», но она и впрямь крайне токсичная: яд пропитал и частично уничтожил растительность вокруг школы, животные заразились и стали в разы опаснее, а некоторые вовсе изменились до неузнаваемости.
Токс коснулся и девочек — не столько морально, сколько физически. В школе их осталось порядка двадцати (возраст колышется от 11 до 16 лет), но наше внимание сосредоточено на трех подругах: Гетти, Байетт и Риз. Никому не разрешено покидать территорию заведения, а героини живут по строгим правилам, трепетно ожидая, когда военные, вместе с едой и одеждой, наконец отправят им и лекарство.
«Дикие» — далеко не та книга, которую стоит читать ради сюжета. Как и многие YA-произведения, романы о подростках для подростков рассказывают одну и ту же историю о трудном ребенке, который не вписывается в общие рамки и так или иначе отдален от сверстников. Единственное, что спасает подобные романы — оригинальный стиль, формат, иными словами авторские литературные приемы, раскрашивающие шаблонный сюжет.
Книга Рори Пауэр не исключение: с каждой страницей девочки открывают что-то новое в себе, своем характере и теле. И именно на последнем акцентируют внимание «Дикие»: токс вызывает мутацию не только у животных и растений, но и у людей. Физиология героинь меняется кардинально: у одной вырастает второе сердце, у другой светятся волосы, третья покрывается чешуйками, а у Гетти, например, что-то движется под заросшим глазом.
«Дикие» от и до построены на подобных деталях. Вдохновением для дебютного произведения Рори Пауэр стал роман Джеффа Вандермеера «Аннигиляция» (тот, что экранизировал Алекс Гарленд для Netflix), чей стиль во многом и переняла писательница. Страницы натуралистичных описаний, отвратительные подробности, неприятные не столько образы, сколько сами по себе слова.
«Дикие» заливают кровью и желчью каждую страницу, каждое слово покрывается гнилью: роман заставляет визуализировать каждую деталь, а от его противных портретов и пейзажей никуда не деться — они слишком яркие, чтобы их игнорировать.
Пауэр частично прикрывает боди-хоррор любовной драмой и триллером, но полность перетянуть на себя внимание им не удается — и это, скорее, в плюс роману, чем в минус. Риз, Байетт и Гетти уже больше года живут в тесных комнатах с другими девочками. На глазах у всех с каждой происходили ужасные вещи (раз в несколько месяцев токс триггерит приступы, которые могут либо убить, либо развить новые мутации) — у них нет причин стесняться друг перед другом.
Отталкиваясь от интимных условий и взаимоотношений, Пауэр делает шаг в сторону любовной арки, но шаг неуверенный — ЛГБТ-драма прерывается триллером, а «Дикие» все больше вдаются в детали о выживании на острове. И как триллеру роману удается захватить: каждая вторая глава кончается клиффхэнгером, пускай сюжет во многом и линеен. Сервис Bookmate даже сыграл на формате книги и выпустил «Дикие» в четырех частях, каждая из которых выходила поочередно, прямо как сериал — и книга оказалась максимально податливой.
В «Дикие» можно вчитаться и вычленить ряд образов (вроде, мутация — это переходный возраст, а приступы токса — менструация), но чего-либо выдающегося и оригинального в сюжетном плане Пауэр не предлагает. Это сугубо эстетический, терпкий по атмосфере роман, который пугает и отвращает одними и теми же образами. В которые хочется зарыться, но сильно вдаваться в них не обязательно.