Рецензия на «Богемскую рапсодию» с Рами Малеком
Я никогда не был фанатом Queen. Слышал, но никогда не слушал. Причем, не потому что мне не нравилось, их песни — это всегда прорыв за пределы представимого, нечто не от мира сего, очень сложно вообразить себе, как вообще создать нечто подобное. Просто Queen никогда не казались мне чем-то личным, в чем можно найти новые частицы себя. Это было великое искусство, которым я восхищался издалека. Этот фильм заставил меня передумать.
Я так поздно выпускаю рецензию именно потому, что не мог просто сесть и написать о картине вне контекста: я смотрел интервью с Фредди, записи концертов, реконструированных в фильме, документалки, детальные разборы песен, слушал саму музыку до тех пор, пока она не начала звучать у меня в голове постоянно.
По крайней мере это можно записать в заслуги фильма — он напоминает о великой группе, которую в последние годы и так вспоминаешь все чаще, потому что их песни звучат в каждом втором фильме и трейлере из-за текущего кинопомешательства на семидесятых/восьмидесятых, байопик становится последней соломинкой, будит интерес — но не удовлетворяет его. Поэтому и приходится смотреть, читать, слушать, ведь чувство недосказанности, даже «несказанности» ничего толком, не покидает.
Проблема картины в том, что она слишком стерильна. Это байопик из разряда «экранизация википедии», который показывает ключевые факты из жизни героя, но не превращает их в настоящую историю. В фильм.
Реальные гитарист и барабанщик Queen были продюсерами картины и это имело свои плюсы и минусы. Они одобряли кастинг и сценарий, они решали, что войдет в картину, а что — нет, и из-за этого взгляд на их жизнь выглядит таким выхолощенным.
Изначально Меркьюри должен был играть Саша Барон Коэн, который тоже внешне похож на Фредди, хотя его огромный рост и мог разрушить иллюзию. Но из проекта он выбыл не из-за роста, ему не понравилось то, что музыканты пытались сгладить все острые углы вместо того, чтобы рассказывать все честно, без цензуры. И этот факт не дает покоя при просмотре, все время напоминая о том, каким фильм мог бы быть. Если бы Саша остался и вдохнул в кино свое безумие и энергию, если бы картина не мялась как школьница, листающая с семьей школьный фотоальбом, а трезво посмотрела на факты удивительной жизни Меркьюри и нашла способ превратить их в душераздирающую историю. А ведь компоненты для нее там однозначно есть. Их более, чем достаточно.
Все вышесказанное — не камень в огород Рами Малека. Он — лучшее, что есть в картине. Великолепная игра, попадание в образ, полная самоотдача и потрясающе убедительный результат. Мне смотреть за его игрой было вдвойне увлекательно, потому что я все никак не мог поверить в то, что подобное преображение возможно.
Рами Малек для многих это прежде всего Элиот из «Мистера Робота» — снулая рыба с монотонным голосом, асоциальный интроверт, скупой на слова, мимику и выражение эмоций. Но еще больше я люблю Малека в «Коне БоДжеке», где он озвучивает самовлюбленного сценариста Флипа — личность еще более пришибленную и флегматичную. И ладно бы в жизни Рами был другим, но и в интервью он тоже представляется довольно сдержанным и тихим, улыбчивым, но закрытым.
Представить такого человека в роли своей абсолютной противоположности — андрогинного экстраверта, дебошира и провокатора — было крайне сложно. До тех пор, пока ты не видишь его на экране.
Он стал Фарухом Булсарой, позже известным как Фредди Меркьюри. Американец египетского происхождения воплотил на экране британца парсианского происхождения (зороастрийцы с иранскими корнями), родившегося в Занзибаре и росшего в Индии.
Малек не выглядит имитатором или косплеером, он полностью вживается в роль, поэтому оставшиеся члены Queen и остановили на нем свой выбор, благодарили судьбу за то, что им повезло его найти. Рами точно ухватывает мимику и пластику, убедительно повторяет все знаковые энергичные жесты Меркьюри.
Первое, что люди гуглят после фильма — это оригинальная запись выступления Queen на благотворительном концерте Live Aid 1985 года (ролик выше), участие в котором принимали многие рок-легенды. Вокруг этого выступления строится вся картина, и оно воссоздано в фильме почти полностью — с поразительной кропотливостью. Очень советую посмотреть эту запись еще до похода в кино.
Интересно то, что в фильме то же выступление воспринимается куда более интенсивно, оно больше будоражит и увлекает, несмотря на то, что огромная толпа на Уэмбли нарисована довольно паршивой графикой, а вместо живых Queen — актеры (к слову, остальным «Квинам» актеров подобрали внешне вообще едва отличимых от оригинала). Но синематография, монтаж и нагнанная драма (выдуманная, правда) решают.
Вроде у операторов оригинального бродкаста те же камеры, они снимают то же самое выступление, но оно не вызывает и близко такого эффекта присутствия, вовлеченности, словно снято отстраненно, издалека. Хотя оператор точно так же стоял вплотную, и Фредди в реальности тоже хулигански терся об него задницей и пел так близко к камере, словно пытался залезть в нее весь.
Конечно, снимать живой концерт куда сложнее, чем фильм, где ты можешь все остановить, переснять, изменить, всобачить камеру внутрь рояля, пробовать разные варианты и так далее, но итог все же поразительный. Надо посмотреть оригинальное видео, чтобы понять, как это было — живое выступление, признанное многими самым великим в истории — а потом посмотреть киноверсию, чтобы попасть туда самому и увидеть все изнутри, почувствовать, прикоснуться к уникальному моменту, пережить все вместе с Фредди, с музыкантами, с толпой на стадионе и со всем миром, наблюдающим за тем, как вершится рок-история.
Второй очевидный запрос — кто же поет за Фредди в фильме, это же не голос Рами Малека, так?
Ответ довольно расплывчатый. Часть композиций в фильме (а их там звучит очень много) — это оригинальная запись с голосом самого Меркьюри, а часть — амальгама из голосов Рами Малека и певца-имитатора Марка Мартелла, которого группа выбрала в конкурсе Queen Extravaganza и с которым отправилась в тур по стране.
«Мальчик с Ютьюба» действительно потрясающе повторяет исполнение Меркьюри и вслепую их вряд ли многие смогут отличить друг от друга. И это действительно поражает, учитывая то, насколько уникальный голос был у Фредди, каким диапазоном он обладал и сколько фактуры, характера вкладывал в каждый звук.
Несмотря на участие реальных членов группы в съемках, многие факты в фильме не то чтобы перевраны, но подтасованы ради нагнетания драмы.
Это можно с натяжкой назвать спойлерами, но учитывая, что это байопик, это слово почти теряет свое значение.
В картине Фредди признается друзьям, что подцепил СПИД, прямо перед тем самым ключевым выступлением. В реальности сам Меркьюри узнал о диагнозе лишь через два года после того момента. Также картина решает поднять ставки, выдумав, что перед выступлением группа только-только помирилась и собралась заново, поэтому им придется впервые играть вместе после перерыва больше чем в год. В реальности же они только что откатали совместный тур.
Из сольной карьеры Фредди байопик раздувает большое дело — мол, отколется ли Меркьюри от своих друзей. На деле Фредди даже не был первым, кто записал сольный альбом, на момент выхода его Mr. Bad Guy в 1985-м у барабанщика Роджера Тейлора вышло уже два сольника, а у гитариста Брайана Мэя был его Star Fleet Project.
Сам момент ориджина Queen, сбора группы, в фильме искажен и урезан до минимума, чтобы оставить больше и без того солидного хронометража (2 часа 15 минут) на все остальное.
В картине Фредди подходит к Мэю и Тейлору после их концерта и просто предлагает себя в роли вокалиста, выдав пару нот в доказательство своего таланта, и узнает, что по счастливой случайности от них как раз в эту ночь ушел вокалист, поэтому им срочно нужен новый. В реальности ребята были давно знакомы, Фредди дружил в частности с тем самым ушедшим вокалистом и поэтому его переход в группу был куда более естественным и очевидным.
Сам Меркьюри предстает в байопике самоуверенным подростком, который проснулся однажды и решил, что он — рок-звезда. На самом деле Фарух научился играть на фортепьяно еще в Индии, там же вступил в первую группу и выступал перед публикой, затем сменил ряд коллективов уже в Лондоне, причем к нему на сцене присоединялись и его будущие коллеги по Queen, вместе они исполняли каверы на The Beatles, Led Zeppelin, Хендрикса и Пресли.
Просто выкинуто тоже много интересного и важного. Меркьюри имел диплом по графическому дизайну, но о его рисунках в картине ни слова, показывают лишь логотип группы, который он нарисовал. Но если зритель не запомнил из одного бросового упоминания, что Меркьюри этому учился, его решение нарисовать логотип выглядит и самоуверенностью психа, решившего, что он может все делать сам — от дизайна до грима — без подготовки лучше, чем профессионал, и магией кино, потому что у якобы профана получается великолепный логотип с первого раза.
Блокнот, в котором Фредди перепробовал кучи разных версий лого, показывается, но не пролистывается. Аналогично не упоминается ни гитара Red Special на 24 лада, которую Мэй собрал с отцом из деталей старого шкафа, каминной балки XVIII века, деталей мотоцикла и пуговиц, ни усилок, сконструированный басистом инженером Джоном Диконом.
Да, это вроде бы не столь важные детали, но они показывают, насколько талантливыми были эти ребята.
Если смотреть видео с Мэем, где он разбирает все оригинальные аудиодорожки «Богемской рапсодии», становится очевидно, что эти люди были профессионалами высочайшего класса, в фильме же создание шедевра представляется больше как ребячество хулиганящих подростков, которые не особо представляют, что творят.
Полностью отсутствует и один поворотный момент — создание клипа на «Богемскую Рапсодию». Клип был ужасно дорогим и перевернул индустрию музыкальных видео. Многие критики считают, что без него последовавшей клипмании и того же MTV просто могло не быть, потому что до этого безумного эксперимента Queen клипы выглядели куда проще и однообразнее (но они были, это не первый клип в истории и даже не первый у Queen, как некоторые считают).
И да, самую драматическую часть жизни Фредди — его угасание и смерть, фильм оставляет за кадром. Хотя по идее, это было самым очевидным решением — показать героическую стойкость Меркьюри, который несмотря на слабость от болезни и радиационной терапии отдавал все силы работе — он думал только о том, чтобы успеть как можно больше написать, записать, снять клипов. До самой смерти.
Не упоминается и его одержимость идеей спеть с Монсеррат Кабалье, которая долго от него отмахивалась, но под конец все же сдалась. Но перед самим долгожданным выступлением у Фредди пропадает голос и все чуть было не срывается — вместо этого реального напряженного момента в фильме мы получаем выдуманные проблемы с голосом перед Live Aid.
В итоге, с Кабалье все же все получилось, и два музыкальных титана подарили нам Barcelona и другие божественные треки. Истории их сотрудничества можно было посвятить отдельный байопик, но создателей картины это, похоже, мало интересовало. В итоге, больше увлекательных фактов во время просмотра мне нашептала жена, фанатка Queen с детства, чем показывал сам фильм.
Итог
Это увлекательный, драйвовый фильм, который подойдет и для знакомства с творчеством легендарной группы и для ностальгии старых фанатов. Снят он красиво — отличный свет, грамотная и изобретательная камера. Но собственного голоса, как в другом недавнем байопике, на контрасте — очень авторском и смелом, «Человек на луне», — у нее нет и в помине.
Это не биография, это автобиография, причем групповая. И если мемуары одного человека, оставленного наедине с собой, могут сорваться в исповедь и откровения, то попытки двух друзей воссоздать их путь, причем еще за двух друзей, один из которых мертв, а второй ушел из группы, уже склоняются не к болезненной честности, а к сочинению сказки о самих себе.
Картину не назвать беззубой, но зубы ее такие же большие и фальшивые, как вставная челюсть Рами Малека. Лента проходится по всем очевидным ипостасям Меркьюри — самоуверенный Фредди, одинокий Фредди, запутавшийся Фредди. Фредди-гей, Фредди-ВИЧ-положительный. Но настоящего Фаруха, Фредди-многогранного человека, мы так и не видим. Под маской рок-легенды, нарисованной клипами и выступлениями, нам показывают еще одну маску, столь же надуманную и урезанную до своих крайних проявлений. Фредди-по-верхам.
Не ждите «Авиатора», не ждите «Народ против Ларри Флинта», не ждите «Милка». Этот фильм отказывается быть фильмом, он хочет быть одним большим клипом, экстраваганзой, реконструкцией величайших хитов, но не только в музыке Queen, а и в жизни членов его состава.
Если посмотреть на Малека в образе и сравнить его с клипами и выступлениями реального Меркьюри — сходство потрясающее, но если включить интервью Фредди, где он просто курит и отшучивается от вопросов журналиста, которых в принципе сильно не любил за то, как они смешивали его с грязью, иллюзия разваливается.
В этих интервью, в которых Меркьюри прятался как мог, закутывался в свою экстравагантность и провокационность, видно больше сложной, многогранной и интересной личности, чем во всем байопике, который берет ключевые момент жизни Фаруха и перековывает их в типичные клише биографий, выбивая всю жизнь, всю сложность и всю достоверность.
Как аттракцион «Карьера Queen» в парке развлечений, позволяющий пережить с группой увлекательные вехи их жизни, картина работает, заряжает вас энергией и драйвом, заставляет оценить музыкальный гений четверки в новом свете. Но как попытка разглядеть реального человека в центре этого урагана, дать взглянуть на мир изнутри его головы, этот фильм не работает совершенно.
хз, мне кажется внешность промах полный, да и гримеры писю как-то положили...в итоге 40 летний мужик выглядел как 20 летний парень, который усы отрастил..