19 сентября 2018
Обновлено 06.02.2020

Рецензия на пятый сезон «Коня БоДжека»

14 сентября Netflix выпустил все 12 эпизодов пятого сезона «Коня БоДжека», анимационного драмеди, в мире которого необъяснимым образом уживаются как обычные люди, так и разумные антропоморфные животные.
14 сентября Netflix выпустил все 12 эпизодов пятого сезона «Коня БоДжека», анимационного драмеди, в мире которого необъяснимым образом уживаются как обычные люди, так и разумные антропоморфные животные.
Рецензия на пятый сезон «Коня БоДжека» - фото 1

Для тех, кто не смотрел «БоДжека», поясню — это один из мощнейших анимационных сериалов, не уступающий по уровню «Рику и Морти», «Арчеру», классике вроде «Футурамы» и другим фаворитам. А по одному ключевому аспекту — и превосходящий всех остальных. Это самый серьезный драматический мультсериал, который не просто затрагивает взрослые темы, а берет их за основу, используя юмор и абсурдные ситуации как дополнение.

Да, глядя на скриншоты с рисованными антропоморфными зверюшками сложно поверить в то, что это — один из самых душераздерающих, депрессивных и смелых современных драматических сериалов (и я говорю не только про анимацию), но «БоДжек» становится ярким примером того, насколько обманчиво бывает первое впечатление.

Стоит вам посмотреть хотя бы один эпизод, и вы поймете, что это не просто рисованная версия «Калифорникейшн», созданная ради гэгов с животными и подколов в сторону киноиндустрии в целом и некоторых звезд в частности. Это великолепно написанная, берущая за душу история сломленного потерянного героя, который изо всех сил пытается выбраться из-под груза вины, разочарования в себе и собственных ошибок.

Ценность «БоДжека» в том, что он разбирает темы и ситуации, с которыми сталкиваемся мы все, но стремимся не думать о них, пока они неизбежно не врываются в нашу жизнь: старение и угасание родителей, конфликт характеров в браке, необходимость самопожертвования ради близких. И делает это сериал с потрясающей честностью, смелостью и талантом, которым позавидовали бы многие проекты с живыми актерами.

Рецензия на пятый сезон «Коня БоДжека» - фото 2

Честно говоря, после мощнейшего четвертого сезона (рецензия) садиться за пятый было страшновато — авторы поставили себе настолько высокую планку, что преодолеть ее у них вряд ли бы вышло. Но доверие к создателям у меня было и остается полным, поэтому я знал, что, даже если снова вылететь в стратосферу не выйдет, это все равно будет потрясающий сезон с отличными шутками и предельно мрачным, но поразительно человечным сюжетом.

В принципе, все так и вышло. Если сравнивать исключительно мощность эмоционального накала, то четвертый сезон бил сильнее, наотмашь. Пятый тоже отправляет героев в крайне мрачные места, но это воспринимается несколько менее интенсивно. Впрочем, возможно, это не для всех будет минусом, ведь кому-то предыдущий сезон мог показаться чересчур сентиментальным или перегнувшим палку.

В любом случае, от нового сезона я в полном восторге. Хотя предыдущий так и остается самым ярким и сильным, в пятом есть свои плюсы, находки, потрясающие шутки и смелые сценарные решения, которые заставили сразу сесть пересматривать его заново.

Главной фишкой прошлого сезона была история матери БоДжека и его отношений с ней, этот же сезон запомнится прежде всего детективным сериалом «Филберт», в котором БоДжек согласился играть главную роль еще год назад, под занавес сезона. Принцесса Кэролин его продюсирует, Флип Маквиккер — пишет и снимает, а остальные герои (Диана, Подхвост, Тодд) постепенно тоже подключаются в разных ролях.

Сам «Филберт» (его уморительное интро в ролике выше) настолько напоминает реальную жизнь БоДжека, что актер начинает постепенно сливаться со своим альтер эго, путая съемки и реальность. Детективный сериал полон ужасных клише и некоторыми аспектами пародирует конкретные сериалы. Не узнать в заставке «Настоящего детектива» просто невозможно. К слову, эта заставка — не единственный повод потянуться к пробелу и рассмотреть детали в кадре, интро самого «БоДжека» меняется не только от сезона к сезону, но даже между сериями. Изменение героев в сюжете отражается уже в заставке, поэтому будьте внимательны и получите от сериала еще больше удовольствия. Музыкальная тема тоже, кстати, звучит на финальных титрах каждый раз в разных версиях, некоторые просто прекрасны. Учтите, что многие отличные шутки сериал буквально отодвигает на задний план, и их можно легко пропустить.

Пока БоДжек болтает с кем-то в центре кадра, в углу самка богомола соблазняет какого-то парня, попутно посыпая его солью.

Тем, кто смотрит на русском, придется непросто — многие каламбуры и стихотворные игры оригинала (оцените подборку в ролике ниже) неизбежно пропадут или смажутся. Мне не раз приходилось останавливать просмотр, чтобы объяснить жене шутку, которую переводчики запороли. Вроде момента, когда Подхвост дает в глаз фотографу, излечивая его косоглазие и тот кричит, что его восприятие глубины пространства восстановилось, поэтому он полетит смотреть фильмы Уэса Андерсена и пытаться найти в них глубину.

В драматических сценах тоже будет несколько ключевых моментов, которые не удастся так просто перевести, потому что в русском нужные слова не созвучны. В общем, если есть возможность — смотрите в оригинале. Актеры на озвучке отработали на всю катушку, такое лучше не терять.

Флип еще в конце прошлого сезона вызывал неконтролируемый хохот своей персоной, во многом из-за отличной озвучки Рами Малека. Мертвый голос главной звезды «Мистера Робота» вкупе с самовлюбленной персоной графомана делали персонажа потрясающей пародией на один из распространенных в Голливуде типажей. Но если присмотреться, то это далеко не единственный тонкий и гениально точный кастинг сериала — взгляните на списки гостевых персонажей четвертого и пятого сезонов, они полны приятных сюрпризов и удачных находок. Тут явно никто не берет актеров на роль просто потому, что некая звезда внезапно оказалась доступна.

В пятом сезоне есть несколько эпизодов, которые для многих станут самыми запоминающимися в сериале. Один из них — это микс из флэшбэков нескольких Хэллоуинских вечеринок в доме БоДжека из разных десятилетий. Мы видим героев в разные периоды их жизни и то, как меняются отношения между ними, как меняются они сами. Потрясающе богатая на эмоции и яркие моменты серия, с которой сценаристов можно только поздравить.

Но самый яркий эпизод выглядит, считай, противоположностью этой серии. Вместо обилия сценарных приемов и временных линий, героев и их вариаций, словно взаимодействующих друг с другом сквозь время, мы получаем абсолютный минимализм. Целый эпизод, состоящий только из монолога БоДжека. Одна комната вместо череды локаций, один дубль, одна камера, минимум движений — никаких монтажных трюков, никаких перебивок и отвлечений, дополнительных линий, поддерживающей энергетику музыки. Ничего, кроме БоДжека и его монолога. Это не озвученный закадровый голос и не монопьеса — он произносит речь для публики, а не говорит напрямую со зрителем или с самим собой.

И этот предельный минимум дает настолько много эмоций, что становится тем самым моментом, где становится очень сложно сдержать слезы. Катарсисом всего сезона.

Судьба этого рискованного эксперимента висела на сценаристах, и они выдали нечто из ряда вон выходящее. БоДжек не выглядит каким-то особенным, он все такой же, шутит не к месту, высказывает недовольство и хвастается своими сомнительными достижениями. Но то, как именно сценаристы перебивают одну его мысль другой, как вовремя переключают с искренности на фальшь и обратно, поражает своей точностью и пробивает до глубины души.

Дело не столько в том, что именно говорит БоДжек, а в том, что мы начинаем видеть внутри него эти громыхающие жернова вины, жажды внимания и любви, обиды, надежды и страха забвения, мы чувствуем, как они перемалывают его — в его речи, паузах, сменах темы. И именно этот визуальный и сюжетный вакуум, отсутствие каких-либо отвлекающих факторов, и позволяют создать тишину, в которой слышен капающий на кухне кран, шелест страниц и скрип флюгера на крыше. Он позволяет рассмотреть, как движется сознание героя и то, с какой болью ему дается каждая минута его жизни.

Еще один яркий эпизод тоже содержит то, что в Голливуде называют gimmick — крайне очевидный сценарный прием, позволяющий разнообразить подачу материала. В этой серии история показывается не напрямую, а в виде пересказа двумя персонажами третьего плана. Так как они, связанные обязательствами, не могут разглашать имен героев истории, они придумывают им новые, совершенно безумные. Конь БоДжек становится зеброй Бобо (даже в заставке эпизода он в виде зебры, меняются и постеры его сериалов на стенах), а Тодд — человеком с рукой вместо лица, преображение Принцессы Кэролин еще более сюрреалистично. Прием вроде простенький и абсурдный, но срабатывает на ура, добавляя и без того интересным историям особенный колорит.

Рецензия на пятый сезон «Коня БоДжека» - фото 3

Спойлеры

Был один момент, который меня немного напряг. Вам правда не стоит это читать, если вы еще не смотрели сезон. Я заметил, что во многих американских фильмах и сериалах появляется линии про успешных женщин за 30-40, которые пытаются усыновить ребенка. И каждый раз это проходит одинаково — они сближаются с будущей матерью, обычно молодой напуганной девочкой, которая не верит, что сейчас сможет сама воспитать свое дитя, пытаются убедить ее, что с ними ребенок будет в хороших руках, но в итоге беременная девушка неизменно принимает решение оставить ребенка себе. Не потому, что приемная мать ей не понравилась — наоборот, она вдохновляется примером нашей героини и начинает верить в себя. Мол, она смогла столь много достичь, смогу и я. Только недавно я видел это с Джоан Уотсон в «Элементарно», и уже тогда это воспринималось как нечто знакомое, теперь вот — с Принцессой Кэролин. Матери отказывают ей дважды за этот сезон!

Создается впечатление социального заказа, который требует от сериалов показывать сильных женщин, принимающих усыновление как опцию (рекламируя и нормализируя усыновление в голове зрителя).

При этом демонстрируется, что молодые беременные девушки тоже могут изменить свое мнение и смириться с новой судьбой, оставить себе ребенка (уговаривая зрительниц все же рожать и воспитывать детей самим). Ни о каких абортах, конечно, речи вообще быть не может.

Это выглядит как-то искусственно, хотя сами по себе цели благие — будет здорово, если люди будут больше открыты идее усыновления сирот и готовы рожать и воспитывать детей, а не делать аборт и не отдавать ребенка на усыновление. И все же, выбор должен оставаться за людьми – незрелое решение тут может сломать не одну жизнь, поэтому такое несколько топорное навязывание выглядит неидеально. Если это, конечно, оно, а не странное совпадение и моя паранойя.

Конец спойлеров

Рецензия на пятый сезон «Коня БоДжека» - фото 4

Итог

Пятый сезон получился отличным, пусть после потрясающе напряженного четвертого он и может показаться несколько сбавившим обороты. Но сбавить их было необходимо в любом случае, невозможно истории постоянно существовать в моменте катарсиса, поэтому то, что получилось в итоге, определенно удачный вариант.

Побочные линии тоже вышли как никогда более яркими, человечными и глубокими. Попытки Принцессы Кэролин усыновить ребенка, развод Дианы и Подхвоста, поиски Тоддом партнера, который бы принимал его асексуальность — все это подано заземленно и человечно, несмотря на обязательные шутки, которые здесь, как и всегда, потрясающе тонкие и на удивление дополняющие драму, а не умаляющие ее.

С точки зрения истории БоДжека на протяжении всего сериала, возможно, пятый сезон покажется кому-то шагом назад. После случившегося с Хербом, Сарой Линн и Холлихок он вроде как научился больше заботиться о других и принимать ответственность за свои поступки. И все же, здесь он снова оступается — и остается гадать, сделали сценаристы это потому, что таков месседж их метаистории, или же лишь потому, что БоДжек должен лажать по-крупному и страдать от своих ошибок снова и снова, иначе сериала не будет. Я не считаю, что после этого сезона их можно с уверенностью обвинить в перевирании героя и лишении его возможности расти ради сохранения статуса кво, как это делает большинство других сериалов. Но некоторая пробуксовка в его судьбе чувствуется. Возможно, это лишь мой недосмотр, и я пойму, почему они решили отправить героя по такому пути, когда закончу пересматривать сезон по второму разу.

Всем остальным же я советую сесть за «БоДжека» немедленно. Если вы не смотрели прошлые сезоны — смело начинайте с самого начала.

Пропускать их нельзя, история связная и непрерывная, она строится на прошлых событиях, но сериал был сильным, смешным, трогательным и драматичным с самого начала, поэтому вам не придется «продираться сквозь первые сезоны, чтобы добраться до стоящих», как иногда бывает с другими проектами. Если решитесь — я вам завидую. У вас впереди такое яркое путешествие.

Комментарии 14
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
Sasha Romanov
Sasha Romanov

Честно говоря Боджек это один из лучших проектов которые дал нам Нетфликс.

MFDOOMgeneral28
MFDOOMgeneral28

У меня всего одна проблема с сериалом. Уилл Арнетт. Я настолько привык к его голосу, что когда включаю сериал, то я слышу именно Уилла, а не Боджека. И это убивает всё погружение.