Рецензия на альбом SiR — November. Меланхоличный сай-фай от новой звезды нео-соула
Приступая к прослушиванию музыки Сэра Даррила Фарриса (Sir Darryl Farris), соул-певца и продюсера из Инглвуда (Калифорния), стоит учесть несколько важных обстоятельств.
Во-первых, он вырос в очень музыкальной семье. Его мать много лет проработала церковной певицей, дядя — Эндрю Гоуч — играл на бас-гитаре у культового Принса, а братья Дэниел и Дэвион от лица группы The WoodWorks работают сонграйтерами, самая яркая работа которых — R&B-хит Jaheimʼа 2007 года — Never.
Во-вторых, еще до того, как он решил связать свою жизнь с музыкой в 22 года, Сэр успел посотрудничать с такими культовыми представителями американской соул-сцены, как Стиви Уандер, Анита Бейкер и Джилл Скотт.
В-третьих, из-за того, что певец стал известен общественности в виде нового подписанта уважаемого лейбла Top Dawg Entertainment, в который еще входят Кендрик Ламар и SZA, все его воспринимают как новичка, а новую пластинку считают дебютной, хотя это далеко не так. Сэр к своим тридцати с лишним годам успел выпустить два микстейпа — Wooden Voodoo (2012) и Long Live Dilla (2014), один альбом под эгидой независимого портлэндского лейбла Fresh Selects — Seven Sundays (2015) и два EP уже под крылом Top Dawg — HER (2016) и HER TOO (2017). Именно последние две работы, состоящие из 6-и треков каждая, я рекомендую послушать перед знакомством с November.
Новый альбом Сэра, как и все его творчество, вдохновлен Келли Энн — женой певца, и, под предлогом джазово-космического путешествия протяженностью в 10 треков (Gone — вступление и не считается), описывает слушателю мельчайшие внешние и внутренние эмоциональные колебания их отношений. Перед нами предстает классическая история о герое, который в начале пути находит свою прекрасную возлюбленную («Моя семья пытается узнать, где я теперь провожу все свое свободное время» — Thatʼs Alright) и со временем перестает ее ценить.
Изначально он противится соблазнам порочного окружения музыкальной звезды («Пытаюсь вести себя скромно в мире, полном эго, гангстеров и пороков» — Something Foreign), а после погружается во все это с головой («Я знаю, что должен перезвонить, но давайте взглянем фактам в глаза — я не хочу сейчас спорить. Я хочу веселиться» — Never Home). Конечно же, это в итоге заканчивается разлукой («Она всего лишь хотела любить меня и я ей не позволял» — Better) и горьким сожалением, перетекающим в утопическое примирение в песне Dreaming of Me:
«Ты звонила мне на телефон целый день.
Извини, что заставил тебя волноваться,
Но сейчас я стою в твоей благодати.
Я вспомнил, почему я должен это заслужить».
Да, сюжет знаком многим и сходу может показаться простым, но в этом случае будет уместно упомянуть теорию повествовательной причинности, описанной Терри Пратчеттом в «Ведьмах за границей». Для него однотипные истории сказок протачивают во вселенском хаосе «ложбинки, достаточно глубокие и позволяющие людям следовать вдоль них». На знакомую историю накладывается личностный опыт, а душевные переживания героя переплетаются с эмоциями слушателя, что позволяет ему глубже погрузиться в атмосферу музыкального альбома, полного эскапизма и растерянности, достигающего местами эстетики творчества Burial — первые секунды трека Better с плачем девушки и фразой: «Я больше не принадлежу тебе».
Но не думайте, что November — монотонная работа. Более того, альбом Сэра сплошь построен на противопоставлениях: исполнительных (изысканно-сладкое напевание в Something Foreign против гнусаво-автотюнового речитатива в I Know), музыкальных (благородный smooth-jazz бит в Something Foreign против регги-семпла Billy Boyo в DʼEvils) и, конечно, смысловых («Моя Сахара в снегу, поешь мягче ветра» — Summer in November).
Даже пространственных: чем дольше всматриваешься в предполагаемый глаз Келли Энн на обложке альбома, цвет которого Сэр в старой песне The Canvas охарактеризовал, как «сумасшедшего оттенка синего», тем больше кажется, что перед нами гигантский космический объект сродни черной дыре, охваченной своеобразным сиянием. Можно ли после этого считать, что концепция космического путешествия — это погружение в глаза возлюбленной?
Как итог, November Сэра — это тонкое, как произносимое им слово «tea» во втором куплете DʼEvils, и хорошо сбалансированное произведение, уважительно относящееся к корням афроамериканской музыки, но при этом не забывающее привнести оттенки современного хип-хопа, чему поспособствовала компания продюсеров с разбросом от обладателя Грэмми Андре Харриса (песня Summer in November) до совсем неизвестного молодого продюсера Saxon (Something Foreign и I Know).
Основная же проблема альбома — его зацикленность на самом себе. November никак не резонирует с состоянием общества на сегодняшний день. Как говорил Сэр в интервью The FADER в октябре 2016 года, он записывает музыку в первую очередь для своих близких и опасается сильных перемен в идеально сбалансированной жизни, в которой есть время как для творчества, так и для семьи. Однако, осмысленный R&B всегда смотрел на мир широко открытыми глазами и в качестве примера далеко ходить не нужно. Можно взять того же Марвина Гея, упоминаемого в финальной композиции альбома — Summer in November, и его песни, вроде Whatʼs Happening Brother и Save the Children, осмысляющих в 1971-м году ужасы Вьетнамской войны. А когда в США пару лет назад остро встала проблема убийств чернокожих полицейскими, после 14-летнего перерыва DʼAngelo выпустил альбом с говорящим названием Black Messiah — «Черная Мессия».
Но стоит вспомнить, что SZA в Top Dawg тоже начинала блекло, зато впоследствии выдала очень сильный ctrl, захваленный нами прошлым летом и номинированный в этом году на Грэмми в пяти категориях. Поэтому есть сильное подозрение, что Whatʼs Going On (это шедевр Марвина Гея) Сэра ждет нас еще впереди.