Рецензия на 3 сезон «Настоящего детектива» — сплошная мелодрама, филлеры и никакого детектива
О феномене «Настоящего детектива» долго писать нет смысла — все и так знают, что сериал совершил чуть ли не революцию в жанре телевизионных (а может даже и полнометражных) детективов. Пиццолатто переосмыслил концепцию двух нуарных сыщиков и загадочного дела, внеся заметные коррективы как в сюжетные, так и повествовательные шаблоны.
Расследование стало более осязаемым и аутентичным. В первом сезоне нас намеками и полутонами вели по уликам, с каждой новой серией по фрагментам выстраивая подробнейшую картину дела. Которая, впрочем, под конец все равно оставила за собой элемент загадки. Вместе с этим явный акцент делался и на атмосферу — происходящее на экране дышало, не говоря уже о безумно трепетно прописанных персонажах, с образами которых не хотелось расставаться.
В совокупности получилась одновременно и эстетически-визуальная, и не слишком мудреная философская история, которую мог переварить каждый зритель. Более того, местами сериал действительно заставлял почувствовать себя сыщиком — что уже большая редкость для жанра.
Однако уже во втором сезоне посыпались ошибки — причем, исключительно сценарные, что изначально как раз было сильнейшей стороной сериала. Пиццолатто слишком заигрался, ударился в графоманию и напичкал сезон всем подряд, что в итоге вылилось в мешанину скуки и вторичности. Этот поток бурной фантазии автора передал в своей рецензии на второй сезон Александр Трофимов:
Какой-то мутный мужик, замученный до смерти, найден на шоссе, гангстер пытается провернуть какую-то сделку, его подставляют, он долго обивает пороги других мутных мужиков, но ничего не добивается. Какие-то дети, какие-то бриллианты, продажные копы подставляются еще более продажными копами, шерифы копают под полицию, гей в шрамах просто хочет ездить на байке, но ему не дают, перестрелка, обивание порогов, грязь, коррупция, кладбище, детектив Вудроу. Еще и байк угнали.
Ругали и антураж — провинциальный юг и мистицизм производили куда большее впечатление, нежели городские разборки между разными департаментами полиции. Что же, в третьем сезоне Пиццолатто-таки прислушался к критике и вернул расследование в тихий американский городок под стать событиям первого.
Но оставил все тот же сценарный сор из второго — при этом умудрившись удвоить его количество и напрочь выкинуть практически весь детектив.
Озарк, штат Арканзас, 1980-е. 10-летняя Джулия и 12-летний Уилл из семьи Перселл пропадают без вести, а вскоре одного из детей находят в лесу — мертвый мальчик лежал в небольшой пещере в странной ритуальной позе с разбросанными вокруге куклами-игрушками. От девочки нет и следа. За дело берутся двое детективов: Уэйн Хейс (на днях получивший свой второй «Оскар» Махершала Али) и Роланд Уэст (Стивен Дорфф) — первый в меру импульсивный, но наивно дотошный сыщик, бывший разведчик-следопыт, второй же — более приземленный и смышленый, хотя и (тоже в меру) циничный коп. И эти «меры» впоследствии очень сильно сказываются на восприятии персонажей.
Помимо 80-х есть и две другие временные линии — вновь возобновленное дело в 90-х и жизнь престарелых героев в 2015-м. Да, третий сезон перенял у первого не только антураж — Пиццолатто скопировал у самого себя еще и ключевую фишку повествования. В 80-х девочка считается умершей, в 90-х выясняется, что Джулия жива, а ближе к нашим дням у Хейса с прогрессирующим Альцгеймером берет интервью журналистка (Сара Гадон), подкидывающая новые подробности дела. Из-за которых дуэт детективов на пенсии вновь начинает (неофициальное) расследование.
Рассматривать «Настоящего детектива» нужно с трех основных моментов сериала: атмосфера, герои и, собственно, арка расследования. Иронично, что в новом сезоне каждая из этих черт развита гораздо подробнее, чем в предыдущих, — но, к сожалению, это не пошло сериалу на пользу.
Жизнь Озарка показана гораздо живее и многограннее, чем в той же Луизиане, но эстетически сезон проигрывает первому. Возможно, дело в режиссере — как-никак Кэри Фукунага (он снял весь первый сезон) всегда отличался самобытным стилем, в то время как новые эпизоды снимало три разных человека, в числе которых и сам Пиццолатто (говоря откровенно, не очень удачный режиссерский дебют сценариста-писателя). В третьем сезоне практически нет какого-либо колорита или запоминающихся деталей — их много, но все выглядит блекло и серо, в духе душной урбанистики второго, только если бы тот был еще и без ночного неона.
Эмоциональная «вязкость» или готика как, например, в «Острых предметах» здесь также отсутствует — внешне цеплять сезону просто нечем. Это начало ощущаться еще в первых эпизодах — их снимал Джереми Солнье («Придержи тьму»), который пытался разбавить груз тучного сценария приемлемым визуалом, но все же не дотягивал до создания того детективно-эстетического удовольствия, запомнившегося в первом сезоне. После же второго эпизода Солнье ушел из проекта ввиду творческих разногласий с Пиццолатто, и сериал окончательно провалился в бездну плоскости и уныния.
Были надежды, что все вышеперечисленное сможет компенсировать сюжет и расследование — однако там, напротив, оказалось все еще запущеннее. Сценарий третьего сезона — это гигантское месиво из филлеров, пустых диалогов и напыщенного драматизма, где не нашлось места ни былым сценарным колкостям, ни захватывающему детективу.
50-60-минутные серии уделяют от силы треть хронометража на поиски Джулии, улик и вообще ответственных за преступление. Дело постоянно витает в воздухе, но как только намечается какой-либо прогресс, Пиццолатто отводит внимание зрителей на побочные сюжетные линии. Это начало отношений Хейса с будущей женой-писательницей Амелией (Кармен Эджого) в 80-х, трудности с браком, детьми и работой в 90-х и разъедающая разум героя деменция в 2015. Ну и, конечно, дружба с напарником — в каждой временной линии переживающая свои взлеты и падения.
И те крупицы экранного времени, которые остаются на расследование дела, бросаются на растерзание графомании Пиццолатто — в итоге кормящей зрителя бесконечным количеством мокрых диалогов.
Причем какой-нибудь притягивающей и заумной философии Раста тут нет — герои просто долго мусолят одни и те же зацепки, упускают из виду явные детали и будто специально растягивают свое дело. Разгадать 90% преступления зритель способен к серии 4-5 — неизвестными остаются лишь тонкости, которые Пиццолатто почему-то раскрывает только к последнему эпизоду. Причем не то, чтобы эти псевдо-тузы в рукаве как-то сильно спойлерят процесс расследования — на них будто бы просто не хватало времени в предыдущих сериях, поэтому все вываливается в последние минуты.
Это и стало главной проблемой третьего сезона — более-менее влияющие на детективную арку герои и нюансы подаются с огромной задержкой, которая практически никак не обусловлена. В то же время о семейной жизни главного героя к середине сезона вы узнаете больше, чем, возможно, о вашей собственной.
Самим Хейсу и Уэсту не то чтобы удается обратить на себя внимание — несмотря на все отведенное на раскрытие персонажей время. Дуэт героев в «Настоящем детективе» всегда был неравноправным и состоял из одного уникума (персонаж Макконахи в первом и Фарелла во втором) и его более простого напарника (Харрельсон с Макадамс в первом и втором соответственно). В третьем сезоне оба героя ощущаются вторичными — причем «второстепенный» напарник из Дорффа получился даже выразительнее, чем главный детектив из Али. Увы, в личную жизнь Роланда мы заглядываем только мельком.
И вина здесь, опять, на сценарии. Пиццолатто подарил Макконахи его экзистенциального и деструктивного одиночку, Фарреллу — чистейшего нуарного грешника, а Али достался нервный мальчик на побегушках, который только и может что тявкать о несправедливости (нет, не из-за цвета кожи, не волнуйтесь). Сам актер выкладывается по-максимуму — особенно это видно в линии 2015 года, где можно подумать, что детектива играет какой-то случайный старик, а не загримированный Али. Но вот в характере его персонажа нет и толики чего-то выдающегося — это обычный коп с семейными проблемами, да еще и самыми обыденными.
Ладно была хотя бы интересная супружеская драма как, например, в «Миллиардах» или «Озарке», но наблюдать за выяснением отношений Хейсов банально скучно. И в то же время это самая обширная сюжетная арка сериала.
Новой сезон «Настоящего детектива» — это все что угодно, но только не «Настоящий детектив». Здесь подробно описаны все трудности построения взаимодополняющего брака, сериал предлагает добротное пособие по поддержке отношений со своим «другом на века», собственными детьми в старости и по уходу за пенсионером с Альцгеймером. Как семейная мелодрама сезон вышел отличным — здесь действительно много важных моральных моментов.
Как детективная история третий сезон получился на редкость провальным — причем как по деталям расследования и его процессу, так и по развязке самого преступления, которую нельзя обозвать даже «пшиком». Потому что по отношению к финалу это еще слишком громко сказано.
Кто нибудь из смотревших, Парфененков опять пургу несет или есть правдивые элементы в рецензии?