Рецензия на «Живое»
Когда я узнал, что Рейнольдс и Джиллехол сыграют вместе в одном фильме, да еще и космической фантастике, я обрадовался. Пусть пафосное название (в оригинале он называется «Жизнь», удивительно, но вариант наших прокатчиков в этот раз мне нравится больше) больше подошло бы супер-артхаусному студенческому фильму в стиле французской новой волны, но потом понимаешь, почему его выбрали.
Затем был первый трейлер, из которого становилось ясно, что сюжет быстро съезжает к тому, что на Марсе обнаружена жизнь, жизнь, естественно, враждебная и опасная, дальше она жрет всех по одному. Это меня сильно расстроило – некая инопланетная тварь, которая пожирает людей на космической станции/корабле/планетарной базе – насколько все это избито и глупо само по себе?
Почему Голливуд продолжает пугать нас вещами, которые по идее должны манить и очаровывать подрастающих мечтателей – далекие звезды, разумные роботы?
Все-то в фильмах нужно показать пугающим и стремящимся убить всех человеков максимально извращенным образом. Летать опасно, высаживаться еще опаснее, ученые, прослезившиеся от грандиозности момента, когда находят первое внеземное существо – идиоты, которых скоро сожрут. Прямо агитка для мечтающих выучиться на космонавта.
В общем, когда очередной фильм про космос оказывается триллером про монстров или сошедших с ума членов экипажа, решивших всех замочить – мне становится горько, как будто где-то далеко умирает уточка. Этот фильм тоже меня расстроил тем, что из всех историй, которые можно посвятить экипажу на МКС, выбрал самую избитую. Чего я не ожидал, так это того, что «Живое» сумеет сделать из этой затасканной формулы интересное, напряженное и динамичное кино.
Я не смотрю хорроры – это совсем не мой жанр, поэтому на фильм шел с неохотой, но это все же дорогая фантастика, поэтому обходить ее стороной было бы неправильно. Фильм приятно удивляет с самого начала – сцена прибытия капсулы, несущей образцы почвы с Марса, снята с иллюзией непрерывного дубля а-ля «Бердман» или все та же «Гравитация», камера по полной использует невесомость – низа как такового на МКС нет, поэтому камера не стесняется крутится вокруг своей оси и показывать космонавтов «сидящих» за пультами вниз головой. От вращения кадра у особо чувствительных может закружиться голова, но сцена действительно красивая, отлично создающая атмосферу напряженной работы слаженной команды.
Несмотря на громкие имена актеров главными звездами ленты для меня быстро стали режиссер и сценаристы.
Эспиносу, до этого снявшего неброские «Код доступа: Кейптаун» и спорный «Номер 44», хочется похвалить за отлично выдержанный саспенс на протяжении всего фильма, за отсутствие дешевых ходов вроде выпрыгивающего из-за угла монстра, за сдержанность и новый взгляд на постановку жутких сцен. Сценаристов же, до этого работавших вместе над сценарием «Зомбилэнда» и «Дэдпула» (и пишущих сценарий к сиквелу) – за серьезный приземленный подход к истории. Космонавты МКС тут похожи на космонавтов – подготовленных профессионалов, которые способны логически мыслить даже в критической ситуации и всегда ставят миссию и свои принципы выше собственной шкуры.
Многие сравнивают фильм с первым «Чужим» и параллели действительно очевидны. Создатели и сами назвали шедевр Ридли своим основным источником вдохновения. Дело не только в сеттинге – вызывающие клаустрофобию тесные коридоры космического корабля и инопланетная тварь, убивающая всех по одному – чувствуется и знакомая атмосфера, попытки понемногу раскрыть членов экипажа и показать их взаимоотношения.
Но называть фильм калькой с «Чужого» желания не возникает, Эспиносе удалось сделать чужое своим, изменив ряд аспектов и добавив достаточно свежих впечатлений, поэтому замечаешь прежде всего отличия, а не сходства.
Для начала, это не далекое будущее, а практически наши дни, не некий незнакомый нам мир человечества, покорившего космос, а наша реальность. Экипаж – не шахтеры-дальнобойщики, а астронавты со всего мира, которые посещают Международную Космическую Станцию в штатном режиме. В этом смысле «Живое» куда ближе к реальности, чем сага о ксеноморфах, поэтому некоторые называли его смесью «Чужого» и «Гравитации» или «Марсианина». Берутся современные нам реалии и технологии безо всякой фантастики и добавляется лишь один элемент фантазии – собственно, жизнь.
Другое весомое отличие в том, что страх тут исходит больше не от неизвестности (когда и на кого внезапно нападет монстр), а от ощущения беспомощности. Моментов «Где же он? А, он у нас за спиной!» тут практически нет. Проблема обставлена несколько иначе – мы знаем, что это за тварь (ее успели немного изучить), в большинстве случаев мы знаем примерно или точно – где она, загвоздка в том, что убить ее или хотя бы надежно запереть где-то достаточно сложно – мощного оружия на МКС не валяется, в ход идут газовые горелки, кислородные свечи и прочие инструменты. Самое интересное – это смотреть за тем, как экипаж думает на ходу, перебирает варианты, разрабатывает план: «Попробуй прижечь ее, теперь открути вентиль, вытащи баллон».
Сцены взаимодействия с тварью таким образом не ограничиваются резким броском из темноты, мелькнувшим силуэтом и сценой пережевывания чьей-то головы – они могут тянуться и тянуться, нагнетая напряжение. Монстр тут озабочен выживанием, а не целенаправленным пожиранием экипажа, поэтому его поведение не так легко предсказать.
Еще одно любопытное отличие – это дизайн монстра (легкие спойлеры). Он страшный, пугающий, ты чувствуешь исходящую от него угрозу, но он не мерзкий. Более того, скорее красивый. Он выглядит как помесь осьминога и цветка, с прозрачными щупальцами-лепестками, обладающими огромной силой. Да и размер монстра показался мне необычным – это не нечто мелкое, вызывающее подспудный страх как пауки или осы, что легко не заметить, и не огромное чудище как все тот же ксеноморф. Долгое время марсианин размером с кошку, да и впоследствии вырастает не так сильно (конец спойлеров).
Мне понравилось, что фильм не держит зрителя за идиота, экипаж не совершает бредовых поступков и печется не столько о спасении своей шкуры, сколько о выполнении задачи – любой ценой не пустить эту тварь на Землю. Тут практически нет излюбленных ленивыми сценаристами потрясающе удачных совпадений и бредовых диалогов, некоторые натянутости все же присутствуют, но как исключение, а не как правило.
Понравилось то, что тварь не прячут, нагнетая напряжение, а по большей части держат на виду – ну вот она, давай, попробуй ей хоть что-нибудь сделать. Космонавты ведут себя как живые люди и пытаются думать головой, а не как типичные жертвы ужастиков с их логикой «Давайте разделимся» или «А давай как я побегу с криками по ночному лесу». Ты веришь – они сделали все возможное в невозможной ситуации, исчерпали все варианты, соблюли все предосторожности, но нельзя предусмотреть все.
Они гибнут не потому что они – подростки-идиоты и любой вменяемый человек на их месте справился бы лучше, нет, они гибнут потому, что столкнулись с превосходящей силой.
Понравилось, насколько красиво снят фильм: движения камеры, космос и вид планеты с орбиты, атмосфера МКС. Весь фильм ведь проходит в невесомости, причем это добавляет и потусторонней жути, и реализма. Графика – только там, где нужна, и она практически безупречна, особенно хорош сам монстр. Это вам не медведь с пулеметом.
Да, «Живое» не станет культовым хоррором как «Чужой» – не так врезается в память монстр, не западают в душу персонажи, которые пусть и реалистичные, и отлично сыгранные прекрасными актерами, но не такие яркие. Но и проходной ленту не назовешь – она впечатляет смелостью и свежестью при реализации избитой формулы, а также очищенностью от бреда и киношной логики (по большей части). Если даже человек вроде меня, не переносящий ужастики, может сидеть, вжавшись в кресло, весь фильм – наверное, его есть за что хвалить и советовать.
В общем, «Живое» оказалось внезапно очень качественно сделанным фильмом. В нем нет чего-то из ряда вон выходящего, но когда режиссер, сценаристы, актеры и остальная команда просто делают свою работу как надо, это само по себе дает потрясающий результат.