Рецензия на вторую половину сериала «Колл-центр». Грехопадение офиса в миниатюре

Завершился 1-й сезон эксклюзивного проекта Наташи Меркуловой и Алексея Чупова «Колл-центр» о группе запертых в офисе сотрудниках колл-центра магазина секс-игрушек. Если первая половина сериала внушала надежду, то завершение полностью ее растоптало.
Завершился 1-й сезон эксклюзивного проекта Наташи Меркуловой и Алексея Чупова «Колл-центр» о группе запертых в офисе сотрудниках колл-центра магазина секс-игрушек. Если первая половина сериала внушала надежду, то завершение полностью ее растоптало.

В сражении не на жизнь, а на смерть с двухмерными Мамой и Папой, зияющими в мониторе, не стихает накал. Наташа Меркулова и Алексей Чупов продолжают жонглировать жанрами и залезать под ребра собственным страхам, экстраполируя их и на зрителя. Параллелей с мейнстримом — «Пилой» и «Экспериментом „Офис“» — во второй половине практически нет, за исключением одного миниатюрного оммажа.

В новых сериях первого сезона не все «заключенные» получают собственные истории во флэшбэках. Начинает казаться, что судьбы людей, запертых в офисе, вполне могут быть связаны в одну общую историю. В конце концов некоторые намеки на подобный формат развязки в сериале имелись.

Но не все так просто и логично, как кажется на первый взгляд. При просмотре второй половины первого сезона «Колл-центра» все отчетливее пробивается наружу сериал «Остаться в живых» как основной источник вдохновения авторов. Там, где проседает жанровая структура, на помощь приходит введение новых героев во флэшбэках, а также дополнительная порция жестокости.

Так, в 5-й серии раскрывают историю Галины Николаевны. В кадре появляется новый персонаж — ее сын в исполнении Григория Калинина (Игорь Жмых в «Мылодраме»). Ирония ли, здесь он также в некотором смысле «режиссирует» жизнь собственной матери — забирает ее домой из больницы с целью вылечить от тяжелой психотравмы.

Рецензия на вторую половину сериала «Колл-центр». Грехопадение офиса в миниатюре

Вроде бы флэшбэки подаются Меркуловой и Чуповым как возможность как можно больше раскрыть персонажа, показать, что кроется за мотивами его поступков. Но то, что Галина Николаевна сидит на антигаллюциногенах, было ясно и без отдельного экскурса в ее прошлое в формате триллера.

Более того, уделять целую серию герою, который буквально в ту же минуту уходит из жизни — просто-напросто пустая трата времени. В дальнейших сериях о ней не вспоминают, а персонажи ее флэшбэков не сыграют абсолютно никакой роли в других историях, показанных нам позднее.

Окунаясь в предысторию центрального персонажа «Колл-центра», Кирилла в исполнении Павла Табакова, создатели, судя по всему, хотели продемонстрировать его человечность. Чем оправдан такой ход — не вполне ясно, ведь усомниться в характере Кирилла на протяжении предыдущих серий зрителю не позволяют. Герой Табакова — один из тех, о ком можно сказать «скорее положительный».

Его история разворачивается на фоне вооруженного конфликта в Украине (хоть страна открыто не упоминается, по говору людей в форме догадаться нетрудно). Зрителю рассказывают о нелегкой судьбе девушки Кирилла, погибшей от кровопотери вследствие осколочного ранения. Медицинские навыки персонажа Табакова в условиях шока и паники не помогли ему спасти любимую.

В это же время в настоящем чуть переигрывающий Табаков носится по офису, пытаясь оказать всем первую медицинскую помощь. Чем обусловлена оперативная реакция человека, который несколько лет назад в аналогичной ситуации не справился?

Может быть, нам забыли показать, как Кирилл переборол себя, закончил медицинский с отличием и несколько лет проработал хирургом в центральной больнице? Конечно нет, он несколько лет трудился в колл-центре, никак не соприкасаясь с медициной.

Интригующий концепт, манящий зрителя в первых эпизодах, ко второй половине практически нивелируется. Экскурсия по калейдоскопу страхов запертых героев вступает в резкое противоречие с условной степенью реализма, присутствующей в кадре. В определенный момент ужас, который переживают сотрудники колл-центра, уже не пугет. Становится просто смешно от диссонанса ожидаемого и демонстрируемого.

К предпоследней серии авторы погружаются в детские травмы Кати (Юлия Хлынина), за сердце которой продолжают бороться Кирилл и начальник колл-центра Денис (Владимир Яглыч). Повествование, в отличие от других серий сезона, здесь практически полностью сконцентрировано на флэшбэке, действие в офисе почти не движется.

Рецензия на вторую половину сериала «Колл-центр». Грехопадение офиса в миниатюре

Режиссеры опять закручивают историю вокруг психического расстройства, а также представляют нам классический перенос психотравмы по Фрейду от матери к дочери вплоть до мельчайших деталей. Пока зрители пытаются угадать, кто такие Мама и Папа, а количество вопросов, остающихся без ответов, множится в геометрической прогрессии, Меркулова и Чупов к финалу, кажется, забыли о социальной драме, которая пряталась за ширмой палитры страхов.

Если тот же Пила из одноименной франшизы имел цель перевоспитать персонажей, то Мама и Папа вплоть до середины финального эпизода просто занимаются нездоровым самоудовлетворением, проявляя «заключенным» жестокость ради жестокости.

Наконец к финалу «Колл-центр» превращается в «сериал о сериале» (удержимся от спойлеров, вы сами все поймете, досмотрев до конца). Видимо, таким образом авторы хотели добавить щепотку иронии в этот «праздник жизни».

Но введение совершенно новых персонажей с объяснением их мотивов в формате «галопом по Европам» выглядит нелепым и сумбурным. Создателям будто нужно было уложиться в заданные сроки кровь из носа, а развязка все никак не приходила в голову.

Из исследования ценности человеческих поступков, которые препарировались в первой половине сезона, «Колл-центр» скатился до иллюстрации банального тезиса «Богатые тоже плачут». Или «Богатые тоже смотрят сериалы», кому как больше нравится. Еще и оставили задел на продолжение истории, которое, по всей видимости, может увидеть свет.

Отложить
Хотите скрыть партнерские блоки?Войдите или Зарегистрируйтесь