06 марта 2020
Обновлено 04.03.2022

Рецензия на первую половину сериала «Колл-центр» — офисную «королевскую битву» по-русски

С 23 марта одновременно на телеканале ТНТ и на платформе Premier выйдет долгожданный сериал «Колл-центр» Наташи Меркуловой и Алексея Чупова. На основе первых четырех серий пытаемся разобраться, из чего создано это необыкновенное творение.
С 23 марта одновременно на телеканале ТНТ и на платформе Premier выйдет долгожданный сериал «Колл-центр» Наташи Меркуловой и Алексея Чупова. На основе первых четырех серий пытаемся разобраться, из чего создано это необыкновенное творение.

Действие сериала разворачивается в замкнутом офисе бизнес-центра, где каждый день работают в поте лица отважные труженики индустрии секс-игрушек. Ну, как работают… Сидят на стульях в наушниках с микрофоном и консультируют потенциальных покупателей, которые зашли на сайт их секс-шопа, но затрудняются сделать правильный выбор.

В день рождения Кирилла (Павел Табаков), одного из сотрудников колл-центра, офис блокируют неизвестные. Они объявляют по громкой связи, что в помещении находится бомба, и при любом неправильном действии всех присутствующих ждет смерть. Теперь разношерстным работникам придется подчиняться требованиям безумцев, называющих себя Мама и Папа.

Однажды русская критика не сравнила подобный сюжет с «Пилой» и «Экспериментом „Офис“», и у кого-то взорвалась пятая точка. Да, поначалу навязчивые ассоциации с творениями Джеймса Вана и Грега Маклина так и лезут из всех щелей, только успей затыкать. Однако режиссерский дуэт Наташи Меркуловой и Алексея Чупова постепенно отходит от концепции типового хоррора и идет дальше в плане экспериментирования с жанрами.

Рецензия на первую половину сериала «Колл-центр» — офисную «королевскую битву» по-русски - фото 1

Действие одновременно происходит в настоящем и прошлом. Здесь и сейчас Мама и Папа самыми изощренными способами вытаскивают неудобную правду из уст офисных «заключенных». Во флэшбэках — в традиции понятно какого американского сериала — раскрываются некоторые детали прошлой жизни персонажей.

Жанровая палитра, в которой работают Меркулова и Чупов, кажется, содержит в себе все возможные цвета и оттенки. При этом каждое следующее творение режиссеров не похоже на предыдущее. Исследование телесности в «Интимных местах», нежная история о любви в альманахе «Про любовь. Только для взрослых», повесть о том, что смерти нет, под названием «Человек, который удивил всех». Наконец, сериал «Колл-центр», который, судя по первым четырем сериям, исследует человеческий страх в самых разных его проявлениях.

Повествование от серии к серии нисколько не устает одновременно и удивлять зрителя, и держать его в напряжении. Режиссеры ни в чем себе не отказывают. Найдется место и откровенным провокациям, и лютой жестокости, и отчаянному благородству, и иронии над властью и «православнутыми» гражданами нашей страны.

За ширмой чудовищных испытаний, которые проходят герои «Колл-центра», на самом деле кроется социальная драма. Вот только если тот же Юрий Быков в «Майоре» и «Дураке» грубо тычет зрителю в лицо пистолетом реализма, Наташа Меркулова и Алексей Чупов тонко встраивают его между строк.

Отдельно хочется выделить музыкальное сопровождение происходящего на экране аде. Герои приставляют к виску пистолет, уклоняются от падающих с потолка стрел, отрубают себе пальцы и водят голышом хоровод. На фоне тем временем звучат знакомые нам по советскому прошлому стихи и композиции. Некоторые из них после просмотра сериала навсегда обретут иную коннотацию. Вы никогда не будете относиться к Корнею Чуковскому как раньше после знакомства с «Колл-центром».

Неудивительно, что в этом океане ужаса и драйва одним из основных лейтмотивов становится и цена человеческих поступков. Создатели в каждой серии не забывают задавать героям, возможно, главный вопрос русской литературы: «Тварь я дрожащая или право имею?»

Рецензия на первую половину сериала «Колл-центр» — офисную «королевскую битву» по-русски - фото 2

Борьба за жизнь и свободу в первых четырех сериях происходит не столько в крошечном офисе, сколько во внутреннем мире каждого из персонажей. Или уже произошла, как в случаях некоторых героев, выбор которых предопределен и непоколебим какими-то психопатами, делающими вид, будто они «родители» офисных сотрудников.

Отсылки и референсы Меркуловой и Чупова в «Колл-центре» вполне способны посоревноваться с «Первому игроку приготовиться» Стивена Спилберга. Режиссеры, по их словам, решили вложить в сериал все, что они любят в мире кинематографа. Из самых тривиальных параллелей — уже упомянутая выше «Пила» и сериал «Остаться в живых».

Из более-менее предсказуемых — «Темный рыцарь» Нолана и «Цена страха» Фила Алдена Робинсона. Из необычных и, возможно, шокирующих — и «Ночной портье» Лилианы Кавани, и «Королевская битва» Киндзи Фукасаку, и «Хижина в лесу» Дрю Годдарда, и «12 разгневанных мужчин» Сидни Люмета.

Посмотрев четыре серии «Колл-центра», можно с уверенностью сказать, что это как минимум интересный жанровый эксперимент талантливых кинематографистов, умело работающих с нагнетанием интриги. Догадаться или построить внятную теории о том, что же на самом деле Мама и Папа, пока сложно. Как заявляют режиссеры, в одной из серий кроется подсказка, которая поможет разгадать их личности.

Комментарии 17
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь
Lanaya
Lanaya
Комментарий был удален
TheDirector
TheDirector
Видел первую серию и, честно говоря, это как-то очень слабо, не зацепило. Проблема даже не в ассоциациях, а в халтурности воспроизведения. Такая наивная попытка зайти даже не на территорию "Пилы", а скорее "Телефонную будку" Шумахера. Там где персонаж Фаррела считал, что его разводят и из-за этого прямо перед ним убивали человека, то здесь кто-то вдалеке падает и все безоговорочно верят (будет очень тупо, если по итогу это окажется розыгрышем). Плюс нулевая мотивация антагонистов в начале, что в купе с остальными минусами сразу отталкивает от этого бессмысленного парада садизма. Самое забавное, не знаю, как будет дальше по сюжету - но название "Колл-центр" теряет смысл в отношении истории уже после 20ой минуты))