Рецензия на «Вне/себя»
Бен Кингсли («Ганди», «Список Шиндлера» и Мандарин из «Железного человека 3») играет умирающего миллионера, которому персонаж Мэттью Гуда («Порочные игры», «Озимандис из «Хранителей») предлагает переместить его сознание в новое, молодое тело. В роли тела – Райан Рейнольдс («Козырные тузы», «Зеленый Фонарь» и будущий «Дэдпул»).
Как показано в трейлере, главный герой получает обещанное тело, но «у бессмертия обнаруживаются свои побочные эффекты». Он страдает от галлюцинаций, в которых видит некую женщину с ребенком. Приступы снимаются таблетками, и все бы ничего, но герой вбивает себе в голову, что он должен понять, почему люди и места из видений кажутся ему такими реальными и знакомыми. Трейлер, в принципе, зашел еще дальше и спалил основной твист, после которого не сказать чтобы остались какие-то большие тайны, поэтому сами думайте, смотреть ли ролики.
Оценки у фильма несколько настораживали меня перед просмотром, я даже начал сомневаться, стоит ли тратить на фильм время, все выглядело как промах, средний проходняк, который отработал идею и ушел в молоко.
Но с первых же минут я был приятно удивлен режиссерской хваткой – сцены отрабатывались очень четко, встречались примеры интересного и смелого монтажа, хороших экспозиционных нарезок под музыку и так далее.
Для простого зрителя это все выливается в то, что фильм не отпускает внимания, не провисает. Особенно почему-то бросались в глаза общие планы города, они выглядели на редкость объемно, фактурно и живо.
Я люблю этих актеров и был рад увидеть их вместе. Кингсли украшает любое кино, где появляется, как плохое, так и хорошее, а Мэттью Гуда я после «Хранителей» рад видеть во всем. Но, как и в случае с игравшими Роршаха и Манхеттена Эрлом Хейли и Крэдапом, Гуду почти нигде не удается воплотить персонажа столько же яркого, как Озимандис.
В моих любимых «Порочных играх» он был очень хорош, но в остальном это довольно скучные роли. Здесь же его персонаж выходит стильным, но не то чтобы глубоким и запоминающимся. Впрочем, щелкать по очкам я рискую начать – дурные привычки заразны.
Райан Рейнольдс нравился мне еще со времен «Козырных тузов», и я все жду, когда же он получит шанс по-настоящему проявить себя, когда кончится череда диких провалов. Я очень рад фанатской поддержке его «Дэдпула», о чем написал отдельную заметку, но хотелось бы увидеть его в чем-то серьезном, раскрывающим его потенциал полностью.
К сожалению, «Вне/себя» с этой задачей не справляется. Райан играет хорошо, некоторые черты Кингсли даже проступают наружу (ведь по идее это Кингсли в теле Райана), но назвать эту роль яркой все равно не выходит.
В прошлом году вышел еще один фильм Райана –«Голоса», о котором я, к сожалению, так и не успел ничего написать. Фильм тоже скромный и нишевый, но как ни странно, вопреки моим ожиданиям, он засел у меня в голове и я до сих пор вспоминаю о нем с теплотой. Там Райан играл абсолютного социопата, убийцу, который честно пытается бороться со своей болезнью, с импульсами, с голосами в голове, но у него плохо выходит.
Он слышит голоса – по большей части своих домашних питомцев – которые нашептывают ему то хорошее, то плохое. Кот получился довольно безжалостной скотиной, а собака – добродушным простаком. Самое интересное, что их озвучивал сам Рейнольдс, ведь это же голоса в его собственной голове, осколки его личности, но голос его узнаешь не сразу, так как он довольно забавно изображает разные акценты.
Необычно в фильме было то, что это не триллер и не драма, а сюрреалистичная драмеди, в ней много черного юмора и хороших шуток, хотя в основе своей, как понимаешь позже, у фильма абсолютно серьезная история, просто поданная в несколько фривольном ключе. Этот подход пробивает и подкупает, фильм и великолепная игра Рейнольдса запоминаются надолго.
И вот как раз этого, на контрасте, не хватает «Вне/себя». Яркости, самобытности, смелости. Это очень ровный фильм, который размеренно и монотонно жует лежащую на поверхности идею. Отрабатывает качественно, местами изобретательно, но все равно довольно серо.
Знаю, многие сейчас снова вздохнут от того, что рецензия выходит крайне двусмысленной, но вердикт мой будет очень простым – это качественный небольшой фильм, внутри его бюджетной ниши из неплохой идеи выжат абсолютный максимум.
Здесь есть красивая реалистичная погоня, его неплохие сцены драк, опять же подкупающие жизненным подходом а-ля Содерберг, есть простая задумка, качественно развернутая в полноценный сюжет. Но этот фильм нет смысла смотреть в кино – мне кажется, зрители ждут чего-то большего в плане масштабности или хотя бы синематографии от фильмов, которые они идут смотреть на большом экране.
Я советую дождаться выхода «Вне/себя» на дисках и посмотреть его дома. В этом формате он должен зайти на ура, особенно людям, которые постоянно плачут о смерти качественной кинофантастики. Но учтите – это все же не «Луна», не «Из машины» и даже не «Исходный код», никаких особенных откровений от него ждать не стоит.
Нужно сказать, что фантастических элементов в фильме минимум, только сама технология переписывания сознания, поэтому даже «Остров» Бэя с его продлением жизни за счет органов твоих собственных клонов выглядит более «фантастичным», здесь все довольно скромно.
Дальше небольшие спойлеры
Человек просыпается в новом теле, выясняет, что оно на самом деле принадлежало кому-то другому, узнает все больше о личности этого человека, его семье, его проблемах, и задумывается над тем, обязан ли он чем-то этому «предыдущему обладателю», не стали ли они связаны этим общим телом и не должен ли он теперь как-то помочь ему вернуться, пусть даже ценой собственной жизни.
Я назвал эту идею лежащей на поверхности, потому что 8 лет назад написал по ней роман. В точности по всем вышеперечисленным пунктам. Самое смешное, что до меня эти совпадения дошли только после просмотра. Кричать о плагиате, даже в шутку, нет смысла, так как идея действительно очевидна и логично вытекает из концепции переписывания сознания.
Даже «Обмен разумов» Шекли частично затрагивал эту тему, хотя он конечно, про другое.
Сама технология майнд-свопа, кстати, как в фильме, так и в моей книге описана абсолютно неверно. Учитывая, что все наше сознание не просто записано на мозг как на винчестер, его нельзя просто так взять и переписать на другой мозг.
Наша память, все наши черты, способности – все это зафиксировано в физическом расположении нейронов в пространстве относительно друг друга. Если бы можно было составить абсолютно точную трехмерную карту наших нейронов, по идее, это бы стало записью всей нашей личности.
В теории, личность можно переписать, но не с помощью двух модифицированных аппаратов МРТ за 15 минут, как показано в фильме – потребуется кардинальная физическая перестройка мозга, к примеру, нанороботами. Но если технология будет позволять синтезировать мозг по карте, вся идея с обменом тел теряет смысл, ведь легче будет просто синтезировать все тело, а не красть чье-то еще. Но это так, к слову. Я не собираюсь ставить в минус фильму такие детали.