Рецензия на «Ведьмину доску»: Возвращение культового ужастика из 80-х

28 августа в российский прокат вышел фильм «Ведьмина доска» — ремейк сверхъестественного слэшера 1980-х годов. Классику ужасов переосмыслил Чак Рассел, режиссёр «Кошмара на улице Вязов 3: Воины сна» и «Маски». Рассказываем, каким получился современный взгляд на сюжет о взаимодействии с посторонним миром через спиритическую доску.
Страна: США
Год: 2025
Жанр: хоррор
Режиссёр: Чак Рассел
Сценарий: Грег Маккэй, Чак Рассел и Кевин Тенни
В ролях: Мэдисон Айсмен, Аарон Домингес, Мелани Джарнсон, Чарли Тахэн, Антония Деспла, Джейми Кэмпбелл Бауэр, Давид Ла Эй и другие
Премьера: 28 августа
О чём фильм
«Ведьмина доска» открывается прологом, действие которого происходит во Франции 1690-х годов. В лесу, под сенью деревьев, украшенных отрезанными кистями рук, женщины устраивают языческие пляски вокруг костра. Ведьма с жуткими шрамами на лице собирается покарать епископа Грогана, изгнавшего её из деревни «за служению дьяволу».
Могущественная Нага Сот произносит заклинание над своей маятниковой доской и собирается отнять у священника кисть (око за око), но его сторонники внезапно нападают на ведьм и обезвреживают колдунью. Затем действие переносится в Луизиану наших дней. Неизвестный грабитель выносит из музея естественной истории древний артефакт — колдовскую доску, к которой прилагается маятник, сделанный из фаланги пальца.

Кадр из фильма «Ведьмина доска» (2025)
Источник: «Парадиз»
Похититель скрывается от полиции, а мы тем временем оказываемся в лесу, где бывшая наркозависимая Эмили (Мэдисон Айсмен из сериала «Я знаю, что вы сделали прошлым летом») собирает грибы вместе со своим женихом-поваром Кристианом (Аарон Домингес). Семейная пара в скором времени открывает собственный ресторан креольской кухни во Французском квартале Нового Орлеана и выбирает натуральные ингредиенты для первых блюд.
Блуждая среди зарослей папоротника, Эмили встречает кота, который приводит её к колдовской доске, лежащей в сумке посреди чащи. Героиня решает, что это добрый знак, и выставляет артефакт в ресторане «Креольские короли». Эмили с женихом устраивают званый ужин для друзей, на который без приглашения заявляется бывшая девушка Кристиана — археолог Брук (Мелани Джарсон). Внимание любительницы древностей привлекает та самая доска. Брук забывает о своей неприязни к Эмили и учит ту пользоваться доской. Вскоре в жизни главной героини начинают происходить необъяснимые и пугающие вещи
Классика слэшера и её современное переосмысление
«Ведьмина доска» — ремейк не самого известного слэшера 1980-х годов, который затерялся на фоне успешных франшиз «Хэллоуин» и «Кошмар на улице Вязов». Оригинальный фильм задолго до «Два, три, демон, приди!» (2022) предупреждал нас о том, что устраивать спиритические сеансы в одиночку — очень плохая идея. «Колдовская доска» 1986 года была сверхъестественным ужастиком, в котором проявления мистического гармонично перемежались со сценами карикатурного насилия, детективной линией с разоблачением потустороннего маньяка и эстетикой кэмпа.

Постер оригинального фильма Witchboard (1986)
За девушку Линду, преследуемую злым духом хотелось переживать, а покойного маленького мальчика Дэвида, привязанного к спиритической доске, было искренне жаль. Увы, безыдейные сиквелы «Колдовской доски» похоронили потенциально успешную франшизу, о существовании которой многие вообще забыли.
За современное переосмысление классики 80-х взялся сам Чак Рассел — режиссёр великолепного «Кошмара на улицы Вязов 3: Воины сна» (1987) и уморительной «Маски» (1994). Поскольку постановщик ещё в 1987 году доказал, что умеет работать с историями, которые перешли ему по наследству, не оставалось сомнений, что он снимет достойный ремейк «Колдовской доски».
Режиссёр «Маски» и его самобытный ремейк

Кадр из фильма «Ведьмина доска» (2025)
Источник: «Парадиз»
Чак Рассел неожиданно решил отказаться от модных нынче ностальгии и фансервиса и снял самобытный фильм, в котором практически ничего не осталось от наследия оригинала. Даже Уиджа стала выглядеть по-другому. Теперь это круглая доска с эзотерическими символами, а не картонка с алфавитом, а вместо планшетки для связи с потусторонним миром используется маятник.
И всё же в «Ведьминой доске» есть пара моментов, прямо отсылающих к фильму 1986 года. Эмили, как и Линда, находит обручальное кольцо после самостоятельного взаимодействия с доской. Один из персонажей ремейка погибает после падения с высоты, а топоры в прологе напоминают об орудии убийства инфернального маньяка из старого фильма. Тем не менее, неочевидную связь между двумя хоррорами обнаружат только истинные фанаты «Колдовской доски», а всем остальным перечисленные сцены ни о чём не скажут.
Доска Уиджа в ремейке обладает совершенно иной функцией. Теперь она применяется не для общения с духами, а для ментальной связи с предками. Линия Эмили, которая с помощью древнего артефакта устанавливает контакт со своим родом и погружается в видения о событиях многовековой давности, сама по себе кажется цельной.
Интерес к своему происхождению и поиск корней видятся Чаку Расселу центральными мотивами фильма. К сожалению, сильная арка главной героини теряется среди нагромождения оккультных практик и вечеринок героя Джейми Кэмпбелла Бауэра — язычника Александра Баптиста, не вызывающего доверия.
Глянцевый оккультизм и дисфункциональные персонажи

Кадр из фильма «Ведьмина доска» (2025)
Источник: «Парадиз»
Глянцевые сцены с кровавыми ритуалами и чёрной магией выглядят так, словно их вырезали из «Леденящих душу приключений Сабрины» и в последний момент добавили в ремейк «Колдовской доски», чтобы заполнить сюжетные дыры. В фильме даже имеются собственные «Вещие сёстры», но они скорее выглядят как плод мужской эротической фантазии нежели самодостаточные героини.
В оригинальном фильме каждому персонажу отводилась яркая, запоминающаяся роль, взять хотя бы эксцентричную девушку-медиума Зарабет с её эклектичным стилем. В «Ведьминой доске» есть только два по-настоящему интересных героя — это Эмили, которая ощущает особую связь с древним артефактом, и Нага Сот, которая во флэшбэках переживает трансформацию из затравленной женщины во всемогущую колдунью.
Остальные персонажи появляются в фильме только для того, чтобы произнести пару реплик и бесцельно маячить на фоне. К счастью, беспомощность большинства героев компенсируется внезапными вкраплениями графического насилия, которые преподнесены с таким задором, словно Чак Рассел снимал пародию на «Пункт назначения». Эффектный бенефис электрической мясорубки и кровавая баня на открытии ресторана практически возвращают «Ведьмину доску» к традициям слэшеров, но аттракцион гротескной жестокости оказывается разовой акцией.
Нереализованный потенциал и развлечение на один раз
У фильма, который не притворяется «возвышенным ужасом» и не стесняется своих развлекательных амбиций, был шанс стать улётной сатирой в духе эталонного «Затащи меня в ад» (2009). Но «Ведьмина доска» все два часа топчется на пороге пародийного хоррора и никак не решается зайти на его территорию.
Для окончательной трансформации в ужастик, высмеивающий жанровые клише, ремейку недостаёт остроумия. Чак Рассел внезапно становится чересчур серьёзным, когда речь заходит о преследовании женщин, не желающих подчиняться, и поколенческой травме.

Кадр из фильма «Ведьмина доска» (2025)
Источник: «Парадиз»
Конечно, желание режиссёра поговорить о фемициде XVII века (судах над «ведьмами» во Франции) — похвально, но всё-таки мы смотрим почти что слэшер нового времени, а не переосмысление «Сурового испытания» (1996). К слову, основная локация фильма, Новый Орлеан, используется только для того, чтобы объяснить, почему Эмили с женихом открыли ресторан креольской кухни. У луизианского сеттинга был огромный потенциал, но, в отличие от «Настоящей крови» и третьего сезона «Американской истории ужасов», хоррор его фактически не реализовал.
Несмотря на очевидные изъяны, «Ведьмина доска» не выглядит совсем уж безнадёжной и справляется со своей главной функцией: развлечь зрителя под попкорн. Фильм действительно обладает интересными идеями, но бросает их на полдороги. Чак Рассел изо всех сил пытается балансировать между молодёжным слэшером и психологическим хоррором о преодолении зависимости от прошлого и обретении себя.
Однако в стремлении хоть немного угодить поколению, воспитанному на «возвышенных ужасах», режиссёр растрачивает развлекательный запал фильма на перегруженный сюжет о возмездии. Тем не менее, «Ведьмина доска» практически не даёт зрителю скучать, и это главное. Если не относиться к ней слишком серьёзно, то можно даже кайфануть.