Рецензия на аниме «Токийские мстители: Поднебесье»: карикатурные злодеи и всё ещё раздражающий герой
К концу 2023 года закончился 3 сезон «Токийские мстители: Поднебесье» (Tokyo Revengers: Tenjiku-hen), аниме про японские банды байкеров нулевых и путешествия во времени в стиле «Эффекта бабочки». Вышедший пару лет назад первый сезон имел сюжетные проблемы, но оставлял надежду на раскачку. Мы даже записали его в подборку аниме 2021 года. Но спустя ещё два сезона стало ясно, что авторы так и не исправили проблемы и даже добавили новые. При этом у франшизы высокие оценки. Автор «Канобу» Влад Ватутин посмотрел все три, вышедшие на данный момент, сезона и рассказывает как крутую идею реализовали так плохо, что при просмотре то и дело испытываешь испанский стыд.
О чём сериал «Токийские мстители» и новый сезон «Поднебесье»
Двадцатишестилетний Такэмити Ханагаки узнаёт из новостей, что его школьная любовь Хината погибла в результате разборок местной банды «Тосва». Чуть позже неизвестный толкает его под поезд. Перед смертью Такэмити переносится на 12 лет назад в своё детство, когда «Тосва» только формировалась. Случайно поменяв ход вещей, Такэмити знакомится с главарём группировки — Майки. Надеясь спасти не только себя, но и давнюю любовь, он вступает в «Тосву» и пробивается вверх по преступной иерархии. Но каждый раз будущее становится только хуже и к гибели девушки прибавляются смерти его друзей.
В третьем сезоне действия Такэмити косвенно приводят к появлению новой группировки «Поднебесья», чей лидер Идзана лично хочет покончить с «Тосвой». Оказывается, его и Майки связывает прошлое, о котором второй пока ничего не знает. Главный антагонист франшизы, Кисаки, решает воспользоваться ситуацией и в очередной раз ищет способ подмять под себя «Тосву».
Плюс сериала
Японские банды в центре сюжета
Одно из немного, чем «Токийские мстители» действительно цепляют — это сеттинг, в котором школьники-маргиналы гоняются друг за другом на мотоциклах, выясняя какой же район Токио круче.
События происходят в середине 00-х, но байкерские группировки (босодзоку) появились ещё в 70-х. Автор первоисточника, мангака Вакуи Кэн, в молодости и сам состоял в преступной банде «Чёрный Император». Именно их униформой он вдохновлялся, когда придумывал одежду для своей «Тосвы».
Конечно, японские байкеры-бандиты не в первый раз становятся героями аниме. Канэда из культового «Акиры» возглавлял одну из таких группировок. Главарём криминальной шайки был и Рюносукэ из «Шаман Кинга». И в подобной банде состоял знаменитый крутой учитель Онидзука. Аниме и манга, рассказывающие о таких дерзких юношах, которых в своё время японцы окрестили Янки, образовали новый жанр фурё. Но большинство из них рассказывает о босодзоку лишь фоном, оставляя за кадром много интересного. «Токийские мстители» же сделали разборки гопников центральной темой, что выделяет сериал среди других аниме.
Хулиганский опыт помог Вакуи описать несправедливую жизнь простого японского школьника середины нулевых. В начале истории Такэмити пытался влиться в местную банду и, подражая их лидерам, красил волосы. Но смог стать лишь «шестёркой». У других криминальных элементов тоже была незавидная судьба — преступный образ жизни часто приводил их к собственным смертям или потере близких.
Минусы «Токийских мстителей»
Главный герой слишком недогадливый и страдает от необъяснимых провалов в памяти
Такэмити постоянно всё забывает. И это не похоже на сюжетный ход, мотивируемый перемещениями во времени. А если так и было задумано, то проиллюстрировано это плохо и непонятно. За три сезона его выборочная амнезия никак не была обыграна, а только становилась комичнее. Например, в детстве над Такэмити издевались и заставляли драться за деньги. Именно поэтому позже он переехал и оборвал связь с друзьями. Но когда герой вернулся в прошлое и попал в эту же ситуацию, то не сразу понял, что происходит. Ему потребовалось время, чтобы вспомнить такую важную часть жизни.
После успеха первого сезона хотелось верить, что подобных проблем будет меньше. Но по итогам третьего стало ясно, что это не разовый недосмотр, а систематически невнимательная работа со сценарием. В этот раз Такэмити пересёкся с Идзаной, одним из антагонистов сюжетной арки. А когда вернулся в прошлое и снова встретил его, то не только не узнал нового врага, но даже не подумал об очевидной связи. И разница в двенадцать лет не оправдывает очередную ограниченность Такэмити. Во-первых, для него прошло всего пара дней. Во-вторых, Идзана почти не сменил образ — в обоих случаях у него пепельные волосы, те же большие красные серьги и заметные длинные серебристые ресницы. В-третьих, когда Такэмити услышал его имя, то всё-таки сообразил кто это. А значит он помнил, что ищет Идзану.
Из-за таких резких провалов в памяти смотреть сериал всерьёз невозможно, а вместо сопереживания герою хочется ударить себя по лбу от его нелепой забывчивости.
Но плохая память не единственная когнитивная проблема героя. Такэмити ещё и очень глупый. В какой-то момент его решения становятся не просто нелогичными, но и опасными для окружающих. По сюжету для перемещения во времени он должен пожать руку Наото, брату Хинаты. В начале третьего сезона парочка попадает в облаву мафии, в ходе которой Наото получает смертельное ранение, но успевает отправить Такэмити в прошлое, взяв его за руку. У героя появляется шанс спасти друга, изменив будущее. Но он тут же несётся к молодой версии напарника и жмёт его руку. К счастью, в этот раз у него ничего не выходит. Вернись он в настоящее, то не только бы окончательно потерял Наото, но и не смог бы больше перемещаться во времени.
В другие моменты авторы заполняют экранное время комичной рефлексией Такэмити. Стоит какому-то персонажу сказать или сделать что-то более менее значимое, как путешественник во времени сразу же с пониманием произносит его имя. Хоть это и нередкий приём в аниме, но «Токийские мстители» уж слишком на нём паразитируют, доводя до абсурда.
Такэмити не развивается как персонаж, а на вечные избиения героя уже невозможно смотреть
Личность Такэмити практически не изменилась по окончанию трёх сезонов. Единственная его трансформация была в самом начале, когда он перестал быть забитым работником магазина проката и поверил в свои силы. Хоть такая перемена и было слишком резкой, но она хотя бы была. В остальных случаях Такэмити каждый раз неизменно твердит, что всех спасёт, хотя мальчик пробился в «Тосву», где наряду с ним в банде состоит шпана с сомнительными моральными качествами. Ежедневно Такэмити сталкивается с очередными отморозками и часто становится свидетелем смертей товарищей. Всё это должно было, если не перемолоть психику персонажа, то хотя бы его ожесточить, как это произошло с главным героем недавно нашумевшего сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте», где Андрей из прилежного музыканта превратился в грубого хулигана.
В довесок каждая разборка с участием Такэмити заканчивается уже традиционным избиением главного героя. И сцены драк сняты слишком подробно. В первом сезоне это выглядело уместно — слабый юноша без подготовки не мог дать отпор крепким агрессивным байкерам. Его наивные идеи столкнулись с жестокой реальностью. Но к третьему сезону однообразные сюжетная канва и композиционные приёмы уже поднадоели. В сериале «Сорвиголова» (Daredevil) от Netflix слепой юрист Мэттью Мёрдок тоже каждый раз страдал от побоев, но, осознавая сложность выбранного пути, герой тренировался и постоянно улучшал свои боевые навыки. Такэмити же один раз побил колесо автомобиля как грушу и вновь продолжил получать от байкеров.
За три сезона его так часто лупили ногами, камнями и стальными трубами, что в один момент начинает казаться, что он бессмертный.
Если бы главный герой «Токийских мстителей» был простым хулиганом, то его неспособность дать сдачи ещё можно было бы списать на возраст или характер. Но Такэмити двадцатишестилетний мужчина, который вернулся во времени и пытается спасти свою возлюбленную. Поэтому его физический застой выглядит неправдоподобно. А кроме того, не особо верится и в то, что главарь сильнейших мотохулиганов Токио назначил такого слабого школьника капитаном отряда.
Картонные злодеи со слабой мотивацией
В третьем сезоне к главному антагонисту франшизы Кисаки присоединился уже упомянутый лидер «Поднебесья» Идзана Курокава. С детства хулиган вселял ужас даже в самых отбитых головорезов. Идзана встал на кривую дорожку из-за того, что его бросила мать, а у вышедшего с ним на контакт сводного брата, как оказалось, был ещё один брат. Всё это сломило сироту, и теперь разгром «Тосвы» и победа над Майки стали смыслом его жизни. К сожалению, авторы не подвели персонажа к такой острой одержимости, поэтому его помешательство выглядит неубедительно и надуманно. Чтобы хоть как-то воспринимать Идзану приходится самому оправдывать его сумасшествие, придумывая ему возможные психические расстройства.
Ещё более наигранно ведёт себя правая рука Кисаки — Сюдзи Хамма. Авторы слишком карикатурно изобразили его злодеем: хулиган постоянно смеётся к месту и не к месту, всем угрожает расправой и улыбается во время каждой стычки. Такое поведение больше подходит гиенам из «Короля Льва», чем члену криминальной группировки. Гротескно выглядит и сам Кисаки, который половину битвы между «Тосвой» и «Поднебесьем» простоял на грузовых контейнерах и многозначительно смотрел на Такэмити. Из-за этого напряжение резко ослабевает и сцена потасовки между бандами выглядит комичной и несерьёзной.
Вердикт
Идея путешествий в прошлое и череда неудачных попыток изменить будущее, в ходе которых это будущее становится ещё хуже, не оригинальна. Такая концепция отлично показана в «Эффекте бабочки» и аниме «Город, в котором меня нет». Но «Токийские мстители» не выглядят вторичным. Всё же интересный сеттинг с босодзоку в центре сюжета выделяет сериал, делая его очень привлекательным.
Но, к сожалению, всё почти сразу рассыпается из-за большого количества проблем. Главный герой слишком плохо прописан и своими нелогичными решениями резко отталкивает. За пятьдесят серий Такэмити практически не изменился. Характеры жестоких лидеров криминальных группировок тоже страдают от недостатка сценарного внимания — они проиллюстрированы карикатурно, из-за чего выглядят неубедительно, вызывая только смех и кринж. Кисаки заявляется гениальным манипулятором, но в сериале это толком не подтверждается, от чего появляется стойкое ощущение наигранности.
Из-за всего перечисленного смотреть «Токийских мстителей» часто становится скучно. Но авторы мастерски заканчивают серии очередным клиффхэнгером и чудом удерживают внимание, мотивируя всё же посмотреть новый эпизод.