Рецензия на «Терминатор: Генезис»
Сюжет новой части чрезвычайно запутан и содержит больше ведущих в никуда нитей, чем старый клубок, попавший в лапы нервной кошке. Он основан отчасти на дословном (покадровом) цитировании сцен из первых двух фильмов и отчасти – на переписывании этих сцен, вместе со всем знакомым нам таймлайном.
На этот раз Skynet посылает терминатора убить Сару Коннор, пока она еще ребенок, но перепрограммированный Т-800 (Шварценеггер), спасает внезапно осиротевшую девочку и воспитывает ее как солдата.
«Генезис» имеет 25% на Rotten tomatoes от критиков и 70% от зрителей. Еще один представитель бессмертного жанра «а мне норм».
Сара взрослеет, искусственная кожа ее папы-терминатора потихоньку стареет, и поэтому в итоге мы видим экранный дуэт молодой, но уже закаленной Сары и старичка-робота в роли ее опекуна. Практически все дальнейшие твисты были заспойлерены трейлерами. Не рекомендую смотреть их, если вы собираетесь идти на этот фильм.
Кастинг и персонажи
Шварценеггер в роли себя – великолепен, и не только из-за ностальгии. После политической карьеры Арни почему-то начал играть лучше, ответственнее, глубже. Здесь он выглядит самым органичным элементом фильма, хотя в третьей части казалось, что роль ему надоела, и он вообще не старается даже двигаться как робот.
«Папс», как зовет своего терминатора Сара, строится на том же образе дружелюбного Т-800 из «Судного дня», но у него получается зайти чуть дальше, так как маленькому Джону терминатор был за отца всего ничего, а маленькой Саре – много лет. Как отмечали многие, персонаж Шварца – самое интересное, что есть в фильме. И он даже состоит не только из айлбибэков и стальных накладок на лицо.
Это будет небольшим спойлером начала фильма, если вы не смотрели трейлеров, поэтому можете пропустить абзац: его драка в самом начале с молодой версией самого себя, прибывшей в 84 год убить взрослую Сару, сделана действительно неплохо.
Эмилия Кларк, Кхалиси, мать драконов, королева андалов, ройнаров и первых людей, в роли Сары Коннор смотрится… средне, если честно. С одной стороны, она играет действительно с полной отдачей – к самой Эмилии претензий нет, а вот к сценаристам, написавшим персонаж и историю, к директору кастинга, выбравшему ее на роль, претензий гораздо больше.
Сара Линды Хэмилтон в первом фильме была обычной озорной девушкой, столкнувшейся с чем-то невероятным и ужасным, сумевшей найти в себе силы сопротивляться. Во втором фильме Линда показывает уже совсем другую Сару – жесткую, как кремень, огрызок человека, который может думать только о восстании машин, превратившую себя в оружие. Опытную, сильную, безжалостную. Было ясно, в кого таким вырастет Джон.
Терминаторов в кадре хватает: твердых, жидких, теплых и ламповых, новых и невиданных ранее. А вот ощущения машин, нечеловеческой ментальности, угрозы – нет и в помине.
Лина Хиди в сериале «Хроники Сары Коннор» показала немного другую Сару. На первый план вышла сосредоточенность и профессионализм, а также – любовь к сыну. Теперь ей нужно было защищать его не только от машин, но и от самого себя, от неосторожности, от соблазна притвориться, что все закончилось, и можно пожить жизнью обычного человека. От фобий и комплексов, из которых он к тому времени состоял больше, чем наполовину.
Сара Эмилии Кларк… я не знаю, что про нее сказать. Да, она сильная и бесстрашная, но это качества, которые «вроде как есть», они не проступают ни в одной сцене как нечто производящее впечатление. Про нее и правда не получается ничего вспомнить. Нет моментов, где отчетливо проступает ее жесткость, или ее бесстрашие и ненависть к машинам – все как-то смазано, персонаж-обмылок качается на волнах сюжета, выполняет функцию, говорит ртом.
Джейсон Кларк в роли Джона Коннора… Забавно, конечно, что Эмилия и Джейсон, играющие Конноров, однофамильцы, но нет, родственных связей между ними нет. Ни в жизни, ни в фильме. В том смысле, что они не чувствуются.
К Кларку, опять же, претензий особых нет, его персонажа написали настолько плохо, что игрой там уже спасать было нечего. Ничего от Джона Коннора в нем я не почувствовал – просто некий новый персонаж со странно знакомым именем.
«Генезис» напоминает старого импотента, безуспешно пытающегося развести в камине чресел огонь страсти.
Лучшим Джоном, кстати, я считаю версию из сериала – этот замученный невротик, доверяющий машинам больше, чем людям, был прописан в «Хрониках» на удивление глубоко. Там становилось понятно, что он стал спасителем человечества не потому, что был самым умным, сильным и бесстрашным, а потому, что все его психологические проблемы сделали его идеальным для этой роли. В «Генезисе» же Джона снова сокращают до свадебного генерала из трех черт характера. Храбрый и умелый лидер – плакат, а не человек.
Джай Кортни в роли Кайла Риза. Единственное, о чем я думаю, когда вижу Джая в фильмах – как и почему ему до сих пор дают роли? Он абсолютно деревянный актер, внешность его на мой вкус отдает некой гоп-стоп романтикой, и ни в одном фильме он не показал ничего, что могло бы оправдать его постоянное присутствие в блокбастерах. Теперь он еще и в «Отряде самоубийц» будет, замечательно.
Кайл из него вышел никаким, химии между ним и Эмилией тоже нет и в помине, поэтому парочка родителей для мессии вышла аховая.
Так что пошло не так?
Главной проблемой фильма в итоге становится не сюжет, запутанный ради запутанности и твистов в духе Шьямалана, не скучные персонажи и не абсолютно идиотские диалоги, а то, что в фильме о восстании машин нет машин. Нет, терминаторов в кадре хватает: твердых, жидких, теплых и ламповых, новых и невиданных ранее, не роботы, а облачные технологии в штанах. Вот только ощущения машин, нечеловеческой ментальности, угрозы – нет и в помине.
Третья и четвертая части столкнулись с той же проблемой, у них не вышло сохранить главное достоинство первых двух фильмов – показать нам пугающих до холодного пота неостановимых роботов-убийц, которых можно сжигать, взрывать, бить ломом и поливать свинцом – они все равно продолжают идти за тобой и не остановятся, пока не убьют.
Даже этот вариант пугалочки про «ой, мы перестали жить, мы утонули в соц.сетях, смартфонах и смс» уже безнадежно устарел.
У Кэмерона великолепно получилось создать самых пугающих роботов за всю историю кино. Вдумайтесь – ведь сколько мы видели вариаций искусственного интеллекта и машин-убийц – ни у кого не получалось создать столь впечатляющий образ. Даже у обожаемого мной «Звездного крейсера Галактика».
И секрета особого нет – просто покажи робота, который молча прет на героев и стряхивает с себя все, что они бросают на него, адаптируется к ситуации, учится, выслеживает и нападает, снова и снова. Кэмероновские машины были именно этим – машинами, которые просто идут по следу, выполняют директиву, ничего больше.
Проявления человечности от них смотрелись так здорово, потому что были редкими. Т-1000 позволил себе один жест – погрозил Саре пальцем – и это врезалось в память. Перепрограммированный Т-800 снизошел до большего, но все же оставался прежде всего машиной.
Новый терминатор в «Генезисе» – дело другое. Он любит поболтать. Более того, болтать он хочет, а вот убивать наших героев – не особо. Это вообще не его цель. Вдумайтесь, цель этого терминатора – не в «терминации» цели. Возможно, поэтому все экшен сцены смотрятся без напряжения. Нет отчаяния и загнанности, чувства безвыходности.
Максим Иванов написал на днях, что терминатор остался бы без работы в современном мире, ведь теперь ему не пришлось бы пользоваться телефонным справочником. Благодаря интернету, мобильным приложениям и соц.сервисам найти Сару или Джона не составило бы труда. Но если задуматься, это не единственное, что смотрится по-другому спустя 30 лет.
Тогда Кэмерон смог показать нам робота как воплощение всех наших страхов – пугающая технология, непонятная обывателю, способная захватить мир. Этот луддитский ужас в наше время понять уже не так просто. Теперь роботы не кажутся чем-то чуждым, инопланетным, противным всему нашему существу.
«Генезис» пытается прокомментировать этот факт, показывая новый ориджин Skynet как обманчиво революционную операционную систему, объединяющую в единый массив все наши девайсы (прямо как грядущая Windows 10, кхе-кхе), но выходит у него паршиво. Даже этот вариант пугалочки про «ой, мы перестали жить, мы утонули в соц.сетях, смартфонах и смс» уже безнадежно устарел. Недавний «Kingsman» тоже давал такой вариант апокалипсиса, а он был, на секундочку, ретро-пародией.
Итог
В итоге, впечатления от фильма смешанные. Безусловно, это не шедевр, но, если честно, я ждал худшего. Я заранее готовил себя к тому, что фильм развалится еще в самом начале и превратится в винегрет из ностальгических моментов. Ждал, что досматривать его будет физически больно, как «Трансформеров 4» или «Восхождение Юпитер».
Но этого не происходит, он смотрится довольно бодро, а некоторые драки терминаторов даже сделаны с проблесками креатива и вкусных моментов. То есть, в качестве летнего блокбастера он вполне может сойти многим зрителям, на что намекают 25% на Rotten tomatoes от критиков и 70% от зрителей. Еще один представитель бессмертного жанра «а мне норм».
И все же, для многих фанатов это окажется очередной неизбежной пыткой. Фильм словно понимает, насколько сильно не дотягивает по сценарию и постановке до частей Кэмерона и пыжится выдавить из себя хоть что-то, цитируя классические сцены, врубая легендарную музыкальную тему к месту и нет, как расписку в беспомощности.
В такие моменты «Генезис» напоминает старого импотента, приведшего в отель девушку и безуспешно пытающегося развести в камине чресел огонь страсти. Он прячется в туалете, смотрит порно на айфоне, думает об Эмме Уотсон, торопливо курит, чтобы сузить сосуды, и давит на грушу вакуумной помпы. Но ничего не выходит. Музыка звучит траурно, не к месту напоминая, какие сильные эмоции мы испытывали от нее в первых фильмах.
Экшен во многих современных блокбастерах строится от того, «что было бы круто», но при этом не производит никакого впечатления, потому что в него не верится. Эмоции персонажей, их боль, страх и решимость не транслируются зрителю достаточно четко и осмысленно, поэтому все эти экшен-сцены слепляются в один ниочемный ком из взрывов, вихря пуль и прыгающих куда-то в слоу-мо героев.
Новый «Терминатор» – не исключение, в нем нет ни одного красивого и впечатляющего кадра, ни одной сцены, от которой захватывает дух. Сценарий напоминает фанфик упоротых поклонников, которые думали только в ключе «а как можно еще круто повернуть любимую вселенную», но при этом не пытались создать связную историю и живых героев, потому что они понятия не имеют, как это вообще делать. Наверное, можно сказать, что пятый фильм получился лучше третьего, но даже насчет четвертого я уже неуверен. Мне кажется, «Да придет спаситель», при всех своих недостатках, ругают больше, чем он того заслуживает. Я бы не торопился ставить его ниже «Генезиса», ведь местами он показал нам действительно атмосферные сцены будущего.
По идее, «Генезис» планировался как начало новой трилогии, параллельно с которой должен был выйти новый сериал. Не накроются ли медным тазом эти планы, пока неясно, хотя на моем ночном сеансе было больше человек, чем я видел когда-либо в такое время. Кассу он все еще вполне может собрать.
Останьтесь на сцену после титров – она там есть. Правда, я не знаю, что в ней, так как на этом моменте у нас включили свет и выключили проектор. Возможно, вам повезет больше. Возможно, у вас проектор выключат в начале сеанса, включат свет и вернут деньги.