Рецензия на сериал «Человек в высоком замке»
Любимый фантаст Голливуда
Что общего у «Бегущего по лезвию», «Вспомнить все», «Крикунов», «Особого мнения», «Помутнения», «Часа расплаты» и «Меняющих реальность»? Помимо того, что все это научно-фантастические фильмы, они все являются экранизациями произведений одного и того же автора – Филипа К. Дика. Его же перу принадлежит и роман «Человек в высоком замке», легший в основу сериала.
Филип К. Дик, а точнее его феномен, является для меня загадкой. Именно он стал одним из самых «экранизируемых» фантастов всех времен. И, наверное, самым успешным из всех, если на секунду забыть о Стивене Кинге, у которого 65 экранизаций, но он не фантаст в классическом понимании.
У Уэлса тоже около 16 адаптаций, как и у Дика, у Жюля Верна – больше тридцати, но если считать те фильмы, что пробились к массовому зрителю, запомнились и полюбились ему, то тут Дику нет равных.
Почему именно Филип К. Дик? Ведь его романы не назовешь бульварными и простыми, взять хотя бы то же «Помутнение» с Киану Ривзом и Дауни младшим, Вуди Харрельсоном и Вайноной Райдер – если вы вообще поняли, о чем приблизительно эта лента – это уже успех.
Почему не Хайнлайн (у него всего 5 фильмов, а знаете вы только спорный «Звездный десант» и недавний «Патруль времени»), почему до сих пор не экранизирован его «Чужак в чужом краю» или «Луна – суровая хозяйка»? Почему не Саймак, не Азимов, не Гаррисон?
Я ни в коем случае не говорю, что Дик – слабый автор и этого не заслуживает, и все же, такая ситуация меня обескураживает. Тот же Гаррисон писал, что к нему обращались много раз и он продавал права, но каждый раз проекты не добирались до релиза (у него экранизирован один несчастный «Зеленый сойлент»). Экранизировать фантастику оказалось очень сложно и дело явно не только в спецэффектах и декорациях.
Сюжет
Филип К. Дик написал «Человека в высоком замке» в 1962 году, задолго до произведений, которые лягут в основу вышеперечисленных экранизаций. Роман относился к жанру альтернативной истории, в нем описывался совсем другой 1962 год – в этом мире из-за убийства Рузвельта Америка вовремя не помогла союзникам в войне с фашистами и Гитлер выиграл войну.
Сериал имеет расхождения с книгой, но суть не меняется – нам показывают оккупированную нацистами Америку: западное побережье – японцами, а восточное – немцами. Их разделяет полоска нейтральной территории – центральные штаты и здесь оказались никому особо не нужными, фашисты просто решили с ними не заморачиваться.
Мы следим за несколькими сюжетными линиями: двух главных героев – борцов сопротивления, а также нескольких офицеров Рейха и японских чиновников.
В центре истории – таинственные кинопленки, которые не то коллекционирует, не то создает еще более таинственный Человек в Высоком Замке. На этих пленках показан совсем другой мир где Гитлер проиграл. Это и не наш мир, а еще один вариант развития событий – еще одна временная линия.
В книге место пленок занимала книга, представить которую обычной фантазией было гораздо легче, в сериале же ясно, что подделать такие кадры с технологиями того времени практически невозможно, что намекает на научно-фантастический элемент, который там определенно присутствует.
И все же, суть «Человека», что сериала, что книги, не в фантастике и размышлениях о множественности миров и вариантов развития событий (не в первую очередь, по крайней мере), это яркая картина оккупационной жизни, которая бьет в самое сердце американской мечты.
Хиросима и Нагасаки остались стоять, а вот Вашингтон был разрушен атомной бомбой, «прибором Гейзенберга», как его здесь называют. Немцы в этом мире опередили Америку в ядерной гонке.
Советский Союз в романе сдался Гитлеру еще в 41 году, в сериале же он не упоминается вовсе. С одной стороны, обидно, с другой стороны, ясно, что создатели пытались не распыляться и сосредоточить внимание на конкретной оккупированной стране.
Нам ничего не стоит представить оккупированный Союз на месте этих американских декораций, чтобы проникнуться всем ужасом такого исхода. Но, думаю, японцам и немцам этот сериал будет смотреть не менее тяжело – видеть себя в роли победителей, оккупантов, расистов, рабов собственной идеологии – это тоже фантазия не из приятных.
Не слишком ли депрессивно?
Режиссер «Стражей Галактики» перечисляет сериал в числе впечатливших его на этих выходных вещей
Одним из вопросов у вас, скорее всего, будет следующий: «Насколько тяжело все это смотрится?». Я и сам садился за сериал с неохотой, так как только что проглотил целый сезон «Джессики Джонс» подряд и еще один десятичасовой биндж-воч должен был даться мне с трудом, особенно, учитывая тяжесть темы.
К моему удивлению, никакого желания выключить его после трех эпизодов и написать ревью только по ним, у меня не возникло. Сериал засасывает в себя медленно, но верно. Напряжение во всех равнозначно важных и увлекательных сюжетных линиях все нарастает, поэтому остановиться очень сложно – еще один эпизод, еще один.
К сожалению (или к счастью), первый сезон заканчивается на клифхэнгере, даже не на одном, а на целой связке. Долгожданной развязки события так и не получают, все оставлены на второй сезон. Для многих, ненавидящих это чувство отобранного оргазма, это может стать проблемой. Но я не скажу, что разочарован, даже несмотря на то, что теперь нам придется ждать второго сезона, чтобы получить ответы.
Финал дает нам пару очень неожиданных и сильных сцен, намекающих на интересные твисты, сериал оставляет после себя не столько неутоленный голод и чувство прерванной истории, сколько эдакое трансовое состояние. Вау. Это было глубоко.
И да, у сериала тяжелая тема и депрессивный мир. Мы смотрим не просто на охоту за нашими героями, не только на притеснение, но именно на мир, где узаконены расовые преследования, комендантский час и прочие прелести тоталитарного режима.
Смотреть на это действительно тяжело, ведь формат сериала позволяет проникнуться этим страшным миром, ощутить себя в нем, но все же материал настолько увлекательный и серьезный, что поражает своей атмосферой, ощущением иномирья и заставляет задумываться над множеством тяжелых вопросов, что перевешивает негатив и заставляет смотреть дальше.
Я долго думал, с чем сравнить его, чтобы точнее описать ощущения. Сериал «Американцы»? «Родина»? Аниме «Метрополис»? Мне кажется, «Человек» – нечто действительно свежее, поэтому ему сложно подобрать аналог, но по ощущениям он и впрямь близок к «Семнадцати мгновениям весны», правда, здесь речь не о профессиональных разведчиках, а больше о простых людях, оказавшихся в очень непростой ситуации.
Что до мира и атмосферы, тут напрашивается очень знакомый аналог – еще один мир с альтернативной историей войн, Fallout 4. Особенно, конечно, это заметно в музыке: ретро-мотивы пятидесятых мгновенно вызывают в памяти игру.
Сама обстановка временами заставляет дернуться к мышке, чтобы подобрать вот тот вкусный офисный вентилятор и поскорее разобрать его на болты. А что в этом комоде, что в ящике с документами? Посмотрите только на эту ракету и летающую тарелку!
Актерская работа заслуживает отдельной похвалы – несмотря на то, что здесь нет громких имен, есть знакомые лица. В первую очередь, конечно, великий кудесник Шан Цунг, недавно принявший православие – Кэри-Хироюки Тагава. А еще – красавица Тао Окамото из «Росомахи» и «Ганнибала», герой молодежных комедий DJ Куаллс в своей самой серьезной и впечатляющей роли. Героями по-настоящему проникаешься и сочувствие испытываешь ко всем, даже к однозначным вроде бы подонкам вроде обергруппенфюрера и японского детектива, выслеживающего наших героев.
Я советую вам обратить внимание на этот сериал. «Человек в высоком замке» – умная, глубокая и цельная работа, которая погружает в свой ужасающий мир целиком. Исследование людей в критических ситуациях всегда было одной из основных тем искусства, в них полнее и четче проступает человеческая природа, поэтому глупо пропускать такой шанс задуматься «А что если бы?..».