Рецензия на сайфай «Мой создатель». Когда друг оказался андроид
На дворе 2048-й, недалекое будущее. Уровень робототехники достиг небывалого развития: по улицам ездят машины на автопилоте, искусственный интеллект главенствует в различных областях жизни людей. Джордж (Тео Джеймс — «Ведьмак», «Другой мир», «Дивергент») — молодой специалист, подающий надежды, работает в крупной корпорации, занимающейся робототехникой.
Руководство, подмечая талант Джорджа, предлагает ему возглавить разработку искусственного интеллекта с широким эмоциональным спектром. Однако заниматься этим придется в секретной лаборатории, расположенной в японских лесах. Жена главного героя (Стэйси Мартин — «Вокс люкс», «Нимфоманка», «Молодой Годар») не очень-то хочет оказаться на другом континенте. Во время очередной ссоры пара попадает в автомобильную аварию: Джордж выживает, получая травмы лица, а его супруга погибает.
Теперь молодой ученый, оказавшийся наедине с роботами, помимо основной работы намеревается перенести сознание погибшей жены из большого черного шкафа, именуемого Архивом, в тело андроида. Вот только руководство его корпорации не в курсе амбициозных планов своего подчиненного, поэтому направляет в лесной научный центр ревизоров для проверки того, как обстоят дела.
«Мой создатель» — полнометражный дебют Гэвина Ротери, более известного как художника-постановщика «Луны 2112» Дункана Джонса и дизайнера игр Battalion Wars и The Lord of the Rings: Aragorn’s Quest. Идея картины появилась у Гэвина в тот момент, когда умерли несколько его стационарных компьютеров, на которых хранился внушительный объем рабочих материалов. В фильме Ротери также «убивает» одного из роботов в память о домашних ПК. В одном из эпизодов робот Джорджа по собственной «воле» зайдет в озеро; вытащат его оттуда безжизненным и безэмоциональным куском железа.
На протяжении стандартных 90 минут хронометража мы наблюдаем, как главный герой мастерит роботов с эмоциональным спектром и отличным друг от друга интеллектуальным развитием. Один из механизмов застрял на уровне шестилетнего ребенка, второй — на уровне подростка (и это еще аукнется второстепенной сюжетной линией). Третий объект исследования Джорджа должен, по задумке ученого, быть тождественно равен человеку.
«Мой создатель» не блещет новизной повествования и не пытается задать новый уровень в жанре. Фильм скорее опирается на уже вышедшие хиты. Отношения живого человека с пусть эмоциональным, но все-таки железным механизмом, навеяны австралийской фантастикой «Дитя робота» Гранта Спьютора. Противостояние ученого и искусственного интеллекта во многом вторит представленному в «Из машины» Алекса Гарленда. Ротери не изобретает велосипед, а пользуются знакомыми приемами.
Это не делает фильм откровенно плохим (в конце концов ходы рабочие), но и в категорию шедевров кино, конечно, не запишешь. Постановщик погружает зрителя в атмосферу, изредка перебивая линейное повествование вкраплениями из флэшбэков, в которых мы узнаем об отношениях Джорджа с женой. На фоне разворачивающийся в ленте событий оператор Лори Роуз («Кладбище домашних животных», «Перестрелка», «Дрянь») демонстрирует панорамы японских лесов и водопадов, пытаясь украсить ими не слишком стройные диалоги героев и размытый философский посыл фильма.
К сожалению, лента не может до конца определиться, на какой теме ей хотелось бы сконцентрироваться. История мечется между хаотичными нарративами, некоторые даже не доводятся до конца. Дровишек в затухающий «костер» фантастического саспенса добавляет неожиданный и непредсказуемый финал, события которого довольно трудно было предугадать. К счастью, Ротери обходится без откровенных заделов на продолжение, благодаря чему история все-таки выглядит цельной и более-менее законченной.
«Мой создатель» проще всего охарактеризовать как «ни рыба, ни мясо» или, в контексте фильма, «ни мясо, ни робот». Взявшись за несколько идей, режиссер-дебютант не вывозит ни одну из них.