15 февраля 2024Кино
Обновлено 19.02.2024

Рецензия на «Рецепт любви»: Гастрономическая романтика

Кадр из фильма «Рецепт любви»
Кадр из фильма «Рецепт любви»

14 февраля до российского проката добрался «Рецепт любви» Чан Ань Хунга, взявший приз за лучшую режиссуру на Каннском кинофестивале. Этот французский фильм посвящён двум вещам, в которых французам нет равных, — любви и кулинарии. Автор «Канобу» Евгений Удовиченко рассказывает, чем очаровывает «Рецепт любви».

Рецензия на «Рецепт любви»: Гастрономическая романтика - фото 1

В последние годы в кинематографе наблюдается всплеск интереса к кулинарной теме. Это и сверхуспешный сериал «Медведь», и унылая попытка сыграть в жанр — «Меню», и нервная драма «Точка кипения». В каждом из них сюжет вращается вокруг талантливого творца с непростым характером. А кухня становится пространством, где разыгрываются социальные конфликты и сталкиваются темпераменты и взгляды людей. Пространство кухни подходит этой драматургической конструкции — на ней можно на всех кричать, а потом уйти в подсобку горько плакать, ожидая зрительского сочувствия. К счастью, новая картина Чан Ань Хунга отходит от подобного: в центре сюжета пара поваров, общение всегда вежливо, а драматичные события происходят за пределами кухни, обретающей здесь почти сакральное значение.

Эжени (Жюльет Бинош) — талантливая кухарка, вот уже двадцать лет служащая влюблённому в неё шеф-повару Додену Буффану (Бенуа Мажимель), который всё это время просит её руки. Эжени от клятв в вечной преданности постоянно отказывается, и на то есть своя причина. На кухне героям помогает Виолетт, которая «с трудом кипятит воду», и малютка Полин — одарённая соседская девочка, которую Доден и Эжени берут на обучение кулинарному мастерству. Любые попытки подробнее рассказать о сюжете приведут либо к спойлерам, либо к детальному описанию изысканных блюд — их, к слову, готовили в натуральную величину — выдержке съёмочной команды можно только позавидовать.

Рецензия на «Рецепт любви»: Гастрономическая романтика - фото 2

Фильм почти целиком состоит из сцен готовки. Чего только стоит вступительная: это поразительной хореографии балет, в котором камера оператора Джонатана Рикебурга находится внутри действия и выхватывает то аппетитное шкворчание, то томительное побулькивание. Тридцать минут гастрономической феерии способны вызывать физическое страдание, если вы смотрите фильм на голодный желудок. И слова режиссера о том, что он старается снимать кино, которое будет восприниматься зрителем не разумом, а посредством тела, уже не кажутся просто красивой метафорой необычного творческого метода. Чан Ань Хунга будто действительно мало что интересует кроме физиологии кадра и эстетики. Даже сцена, где женщины готовят и относят яства наверх мужчинам, не является здесь едким комментарием об их незавидном положении в обществе, а обусловлена исключительно расположением комнат в замке и интересом к движению фигур в его пространстве. Тем более эти самые мужчины потом спустятся вниз и искренне поблагодарят Эжени за вкусный обед.

Рецензия на «Рецепт любви»: Гастрономическая романтика - фото 3

Картина настолько далека от окружающей нас действительности, что это вызывает некоторую оторопь.

Обычно от фестивального кино (тем более французского) ожидаешь если не политического стейтмента, то хотя бы социального комментария. Для профильной французской прессы отсутствие такого посыла кажется непростительным, но для среднестатистического зрителя, переживающего ворох бытовых проблем, оторванность «Рецепта любви» от реальности — скорее достоинство картины. Отвлечённость (если не сказать легкомысленность) фильма роднит его ещё с одним участником Канн — «Идеальными днями» Вендерса. Это своего рода фильмы-перевёртыши: «Рецепт» — очень французский фильм о Франции, снятый вьетнамцем (пусть и приехавшим сюда в возрасте двенадцати лет), и очень японский фильм о Японии, снятый европейцем. И оба очень подходят для просмотра, если срочно требуется отдохнуть от накопившихся проблем.

Рецензия на «Рецепт любви»: Гастрономическая романтика - фото 4

«Рецепт любви» — романтичное кино о непреходящей нежной любви, важности партнёрства в кадре и за кулисами, о гедонизме и искусстве жизни, красоте повседневности и чуде таланта. И всё же это далеко не идеальный фильм. Примерно на середине второго часа наступает пресыщение. Актёрская игра в эпизодах кажется неубедительной, местами раздражает странный саунд-дизайн, в который словно случайно затесалось раздражающее кряхтение Мажимель. Несмотря на свою красоту, одновременно лёгкость и приземлённость, фильму не хватает более широкого диапазона вкуса, словно один элемент при изготовлении был забыт режиссёром. По итогу возникает ощущение некоторой пустоты на десерт. Но и в жизни бывает так, что одного ингредиента для полного счастья не хватает, а на его поиски не остаётся сил.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь