13 ноября 2016

Рецензия на «Прибытие»

11 ноября на наши экраны вышел научно-фантастический фильм «Прибытие», снятый Дени Вильневом («Пленницы», «Враг», «Сикарио») по повести Теда Чана «История твоей жизни». Это история о первом контакте с пришельцами, от которой не стоит ждать взрывов, перестрелок и разрушения городов. Все, кто готов смириться с отсутствием экшена и посмотреть по-настоящему умную и трогательную фантастику, останутся довольны. Потому что фильм прекрасен.
11 ноября на наши экраны вышел научно-фантастический фильм «Прибытие», снятый Дени Вильневом («Пленницы», «Враг», «Сикарио») по повести Теда Чана «История твоей жизни». Это история о первом контакте с пришельцами, от которой не стоит ждать взрывов, перестрелок и разрушения городов. Все, кто готов смириться с отсутствием экшена и посмотреть по-настоящему умную и трогательную фантастику, останутся довольны. Потому что фильм прекрасен.
Рецензия на «Прибытие» - фото 1

Завязка незамысловата на первый взгляд – на Землю опускаются 12 кораблей, в которые пришельцы запускают наших контактеров и общаются с ними через стекло. Главная героиня – талантливый лингвист, которую правительство выбирает на роль переговорщицы. Ее цель – расшифровать язык пришельцев и выяснить, с какой целью они прибыли на нашу планету.

Наноспойлеры

По сути, весь фильм занимают эти сессии, во время которых ученые отчаянно пытаются понять таинственных гостей – их язык, их способ мышления и восприятия реальности. Время от времени нам показывают сцены из жизни главной героини и ее тяжело больной дочери – довольно стандартное трагическое прошлое, которым автор решил наградить нашу героиню для очеловечивания персонажа, как кажется на первый взгляд. Но все оказывается не так просто.

Конец наноспойлеров

Рецензия на «Прибытие» - фото 2

Мне очень хочется, чтобы этот фильм нашел свою аудиторию, именно свою. Людей, которые давно ждут настоящую фантастику – научную, социальную, психологическую – а не просто очередной повод нарисовать что-то безумное и космическое на зеленом экране.

«Прибытие» ближе к «Контакту», к фантастике Данкана Джонса («Луна 2112», «Исходный код»), Шейна Каррута («Детонатор», «Примесь»), хоть оно и далеко не столь запутанное и сложное для восприятия, или к «Монстрам» Эдвардса, чем к «Марсианину», «Гравитации» и тому подобным фильмам – неглупым, но все же полагающимся на визуальное пиршество и сюжет больше, чем на диалоги и кропотливое вынашивание основного посыла истории.

«Прибытие» – удивительно красивый фильм, несмотря на то, что никаких особенных фантастических картин тут нет – инопланетные корабли и их интерьеры крайне минималистичны, сами пришельцы и процесс общения сделаны отлично, но ради них одних нет смысла это смотреть. Каких-то иноземных пейзажей тут нет в принципе, практически весь фильм мы смотрим на крупные планы актеров.

Чувственная и сентиментальная камера, словно украденная из фильмов Терренса Малика, тычется объективом в стебли травы, в развевающиеся на ветру волосы, в испуганные, напряженные, задумчивые лица, поглаживает столешницы, одеяла и детские рисунки узкой глубиной резкости (почти как в «Примеси»).

Великолепные пейзажи, в которые так пугающе легко и естественно вписывается парящее яйцо корабля пришельцев, застревают в памяти надолго (операторскую работу подобного качества, способную передать нужные фильму эмоции и концепты через обычный земной пейзаж, мы видели в фантастике в последний раз разве что в «Побудь в моей шкуре», но он куда сложнее для восприятия). Вильнев всегда работал только с лучшими операторами, вместе с которыми создавал абсолютно потрясающие кадры.

Рецензия на «Прибытие» - фото 3

Мне не хочется снова вспоминать про «Интерстеллар», так как в комментариях снова будут говорить о нем, а не о фильме Вильнева, но здесь сравнение неизбежно. Оба фильма ставили своей целью рассказать личную, камерную историю о любви к дочери, обернув ее в научно-фантастический эпик, оба размышляют о времени, предопределенности, неизбежно – о свободе воли, предлагают задуматься, стали бы мы менять что-то (ретроспективно) в своей жизни, если бы могли или бы прожили ее снова так же, как в первый раз.

Обе картины отсылают к «Одиссее» Кубрика как тематически, так и кинематографически – подачей интерьеров кораблей, задумчивыми и гнетущими движениями камеры по коридорам.

Вот только у «Прибытия» получается все то, где с треском провалился фильм Нолана. Научные концепты здесь не утыкаются в «любовь – она как гравитация», а эмоциональные сцены сделаны с чувством меры и эффект от них не размывается нестыковками в поведении героев. И еще, несмотря на сложность концепции и углубления в лингвистику, Вильнев не оставляет зрителей озадаченными и потерянными. Фильм не прост, но доступен и не требует особых усилий для понимания, что вообще происходит. Для переваривания же может понадобится время, поэтому многие критики не стали спешить со своими ревью и упоминали, что предпочли подольше подумать о фильме и подождать, пока он полностью уляжется в голове.

Рецензия на «Прибытие» - фото 4

Фильм завоевал признание критиков потому, что вышел на удивление цельным, сбалансированным и сосредоточенным. Это лаконичная и самодостаточная новелла, апеллирующая и к разуму, и к сердцу. Она берется за тяжелую тему и не боится концентрировать все внимание на попытках героев понять друг друга – буквально найти общий язык. «Прибытие» намекает на то, что мы творим собственную реальность и определяем ее уже даже тем, на каком языке ее мыслим.

Рецензия на «Прибытие» - фото 5
Рецензия на «Прибытие» - фото 6

Вильневу удается создать напряжение и ощущение чего-то грандиозного в момент первого визита наших героев на корабль пришельцев, а во время многочисленных сессий – увлечь процессом изучения загадочных чернильных кругов, заменяющих пришельцам не просто слова или буквы, но целые высказывания, где порядок сем (единиц смысла) не так важен, как их взаимное расположение и комплексное значение.

И при этом, в сухом остатке, это человеческая история, понятная каждому, которую можно примерить на себя, ужаснуться, восхититься, задуматься.

«Фильмы, заставляющие задуматься» это клише, да и задуматься на самом деле они обычно ни о чем не заставляют, но «Прибытие» задает крайне неожиданные и глубокие вопросы, над которыми действительно хочется поразмыслить. Смог бы я? Стал бы я?

Рецензия на «Прибытие» - фото 7

В минусы фильму можно записать всего пару мелочей. Герой Джереми Реннера здесь почти так же бесполезен, как во «Мстителях», хоть вместо лука у него здесь докторская степень по физике. Нет, он нужен сюжету, но вот раскрывать этого персонажа история не особо стремится, как и уделить хоть сколько-нибудь внимания его научным изысканиям. Это особенно обидно – мы сосредотачиваемся на лингвистике, но никаких «технарских» тем не исследуем вовсе. Как пришельцы управляют гравитацией, каков состав их белесой атмосферы и так далее – физика авторам была либо неинтересна, либо непонятна.

Да, в итоге язык пришельцев оказывается связан с физикой пространства и времени, но всем, кто любит исследовать невероятные научные теории в фантастике, этого вряд ли будет достаточно.

И последнее – как и в «Марсианине» социальный аспект произведения кажется сделанным тяп-ляп. Все эти «страны конечно перессорятся» выглядит несколько пафосно и наивно. В итоге, все, что относится к действиям других людей (за исключением наших двух главных героев) выглядит не слишком убедительно, но учитывая, что это личная драма, это не так важно. На социальную фантастику вроде и не замахивались, масштаб и фокус внимания истории совсем другой.

Рецензия на «Прибытие» - фото 8
Рецензия на «Прибытие» - фото 9

В итоге, я советую обязательно сходить на фильм всем тем, кто готов к медленной процедурной драме про работу ксенолингвиста с великолепными пейзажами, чувственной камерой и цепляющей изящной концовкой.

Комментарии 198
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
Психопат по Неволе
Психопат по Неволе
Кто-то хочет срач. Но он его не получит.