Рецензия на «Прибытие»
Завязка незамысловата на первый взгляд – на Землю опускаются 12 кораблей, в которые пришельцы запускают наших контактеров и общаются с ними через стекло. Главная героиня – талантливый лингвист, которую правительство выбирает на роль переговорщицы. Ее цель – расшифровать язык пришельцев и выяснить, с какой целью они прибыли на нашу планету.
Наноспойлеры
По сути, весь фильм занимают эти сессии, во время которых ученые отчаянно пытаются понять таинственных гостей – их язык, их способ мышления и восприятия реальности. Время от времени нам показывают сцены из жизни главной героини и ее тяжело больной дочери – довольно стандартное трагическое прошлое, которым автор решил наградить нашу героиню для очеловечивания персонажа, как кажется на первый взгляд. Но все оказывается не так просто.
Конец наноспойлеров
Мне очень хочется, чтобы этот фильм нашел свою аудиторию, именно свою. Людей, которые давно ждут настоящую фантастику – научную, социальную, психологическую – а не просто очередной повод нарисовать что-то безумное и космическое на зеленом экране.
«Прибытие» ближе к «Контакту», к фантастике Данкана Джонса («Луна 2112», «Исходный код»), Шейна Каррута («Детонатор», «Примесь»), хоть оно и далеко не столь запутанное и сложное для восприятия, или к «Монстрам» Эдвардса, чем к «Марсианину», «Гравитации» и тому подобным фильмам – неглупым, но все же полагающимся на визуальное пиршество и сюжет больше, чем на диалоги и кропотливое вынашивание основного посыла истории.
«Прибытие» – удивительно красивый фильм, несмотря на то, что никаких особенных фантастических картин тут нет – инопланетные корабли и их интерьеры крайне минималистичны, сами пришельцы и процесс общения сделаны отлично, но ради них одних нет смысла это смотреть. Каких-то иноземных пейзажей тут нет в принципе, практически весь фильм мы смотрим на крупные планы актеров.
Чувственная и сентиментальная камера, словно украденная из фильмов Терренса Малика, тычется объективом в стебли травы, в развевающиеся на ветру волосы, в испуганные, напряженные, задумчивые лица, поглаживает столешницы, одеяла и детские рисунки узкой глубиной резкости (почти как в «Примеси»).
Великолепные пейзажи, в которые так пугающе легко и естественно вписывается парящее яйцо корабля пришельцев, застревают в памяти надолго (операторскую работу подобного качества, способную передать нужные фильму эмоции и концепты через обычный земной пейзаж, мы видели в фантастике в последний раз разве что в «Побудь в моей шкуре», но он куда сложнее для восприятия). Вильнев всегда работал только с лучшими операторами, вместе с которыми создавал абсолютно потрясающие кадры.
Мне не хочется снова вспоминать про «Интерстеллар», так как в комментариях снова будут говорить о нем, а не о фильме Вильнева, но здесь сравнение неизбежно. Оба фильма ставили своей целью рассказать личную, камерную историю о любви к дочери, обернув ее в научно-фантастический эпик, оба размышляют о времени, предопределенности, неизбежно – о свободе воли, предлагают задуматься, стали бы мы менять что-то (ретроспективно) в своей жизни, если бы могли или бы прожили ее снова так же, как в первый раз.
Обе картины отсылают к «Одиссее» Кубрика как тематически, так и кинематографически – подачей интерьеров кораблей, задумчивыми и гнетущими движениями камеры по коридорам.
Вот только у «Прибытия» получается все то, где с треском провалился фильм Нолана. Научные концепты здесь не утыкаются в «любовь – она как гравитация», а эмоциональные сцены сделаны с чувством меры и эффект от них не размывается нестыковками в поведении героев. И еще, несмотря на сложность концепции и углубления в лингвистику, Вильнев не оставляет зрителей озадаченными и потерянными. Фильм не прост, но доступен и не требует особых усилий для понимания, что вообще происходит. Для переваривания же может понадобится время, поэтому многие критики не стали спешить со своими ревью и упоминали, что предпочли подольше подумать о фильме и подождать, пока он полностью уляжется в голове.
Фильм завоевал признание критиков потому, что вышел на удивление цельным, сбалансированным и сосредоточенным. Это лаконичная и самодостаточная новелла, апеллирующая и к разуму, и к сердцу. Она берется за тяжелую тему и не боится концентрировать все внимание на попытках героев понять друг друга – буквально найти общий язык. «Прибытие» намекает на то, что мы творим собственную реальность и определяем ее уже даже тем, на каком языке ее мыслим.
Вильневу удается создать напряжение и ощущение чего-то грандиозного в момент первого визита наших героев на корабль пришельцев, а во время многочисленных сессий – увлечь процессом изучения загадочных чернильных кругов, заменяющих пришельцам не просто слова или буквы, но целые высказывания, где порядок сем (единиц смысла) не так важен, как их взаимное расположение и комплексное значение.
И при этом, в сухом остатке, это человеческая история, понятная каждому, которую можно примерить на себя, ужаснуться, восхититься, задуматься.
«Фильмы, заставляющие задуматься» это клише, да и задуматься на самом деле они обычно ни о чем не заставляют, но «Прибытие» задает крайне неожиданные и глубокие вопросы, над которыми действительно хочется поразмыслить. Смог бы я? Стал бы я?
В минусы фильму можно записать всего пару мелочей. Герой Джереми Реннера здесь почти так же бесполезен, как во «Мстителях», хоть вместо лука у него здесь докторская степень по физике. Нет, он нужен сюжету, но вот раскрывать этого персонажа история не особо стремится, как и уделить хоть сколько-нибудь внимания его научным изысканиям. Это особенно обидно – мы сосредотачиваемся на лингвистике, но никаких «технарских» тем не исследуем вовсе. Как пришельцы управляют гравитацией, каков состав их белесой атмосферы и так далее – физика авторам была либо неинтересна, либо непонятна.
Да, в итоге язык пришельцев оказывается связан с физикой пространства и времени, но всем, кто любит исследовать невероятные научные теории в фантастике, этого вряд ли будет достаточно.
И последнее – как и в «Марсианине» социальный аспект произведения кажется сделанным тяп-ляп. Все эти «страны конечно перессорятся» выглядит несколько пафосно и наивно. В итоге, все, что относится к действиям других людей (за исключением наших двух главных героев) выглядит не слишком убедительно, но учитывая, что это личная драма, это не так важно. На социальную фантастику вроде и не замахивались, масштаб и фокус внимания истории совсем другой.
В итоге, я советую обязательно сходить на фильм всем тем, кто готов к медленной процедурной драме про работу ксенолингвиста с великолепными пейзажами, чувственной камерой и цепляющей изящной концовкой.