Рецензия на польский сериал по «Ведьмаку» 2001 года
Пришло время посмотреть на него повнимательнее и понять, что на самом деле он вышел далеко не так плохо, как можно было бы предположить.
Я давно обещал рассказать подробнее о старой польской экранизации «Ведьмака», еще с тех пор, как съездил в Варшаву к CD Projekt, взял интервью у главного сценариста финальной игры и сам сел за изучение вселенной. Статья все не складывалась, но вчерашняя новость о том, насколько люди хотят увидеть новый сериал от каких-нибудь HBO, дала мне толчок все же вернуться и дописать материал.
Признаться честно, когда мы впервые задумались о том, чтобы написать что-нибудь про телеадаптацию «Ведьмака» 2001 года, планировалось сделать что-то вроде моей язвительной рецензии на «50 оттенков серого» – поразвлечься, высмеивая ужасную низкобюджетную экранизацию поляков.
Когда же дело дошло до просмотра самого сериала, быстро стало ясно, что планам этим не суждено осуществиться – экранизация была, безусловно, далека от идеала, но издеваться над ней решительно не хотелось. Ее вполне можно было смотреть, актеры в большинстве своем отлично играли и попадали в книжные образы, а повествование шло размерено и степенно.
Неясно было, что написать о сериале, который и высмеивать не хочется, но и советовать его кому-либо тоже рука не поднимается. Большинству зрителей, а фанатам Сапковского в особенности, он не понравился абсолютно. Правда, многие смотрели не сам сериал, а нарезанный из него полнометражный фильм, который при таком перемонтаже превратился в полное несуразное жмячло, поэтому я пишу тут исключительно о сериале, состоящем из 13 серий по 45-50 минут каждая. И все же, многие минусы были общими для обеих версий.
Начать с того, что съемки были действительно низкобюджетными. На компьютерные и даже практические эффекты без слез не взглянешь. Дракон золотой нарисован в лучших традициях кат-сцен ранних трехмерных игр, а резиновые щупальца, с которыми Ведьмак сражается на болоте, монтажер и оператор прячут от глаз зрителя всеми возможными способами, пытаясь убедить нас, что Геральт сражается с опасным монстром, а не с обмякшим шлангом, облепленным говном и палками.
Следующим (для многих – основным) проблемным моментом стали изменения канона. Сериал местами заходит довольно далеко от книг, причем неясно, с какой целью меняется тот или иной элемент, особенно учитывая, что изменения эти редко выходили удачными и осмысленными.
Начинается сериал, как и «Гражданин Кейн» или «Седьмой сын», со сцены, в которой героя забирают из родного дома в юном возрасте некие таинственные личности. В книге мать Геральта сама отдала его ведьмакам, здесь же его забирают как Ребенка Предназначения, а мать чуть ли не с боем защищает свое дитя, не желая отпускать его к ведьмакам.
Первые два эпизода практически целиком придуманы с ноля, в них показывается детство и инициация Геральта, его обучение в Каэр Морхен, который из крепости превратился в систему пещер (ну окей, это скорее всего бюджетные ограничения, хотя кто их знает). В книгах мы видим этот период его жизни разве что в виде обрывков воспоминаний, но по большей части он остается тайной.
Если честно, мне понравилось это начало, даже несмотря на то, что расхождения с книгой растут с каждой минутой. Перевирать вроде сложно, когда в книгах на этом месте пробел, который можно заполнить своими домыслами, и все же здесь вводят зачем-то некий ведьмачий заговор против неправильного Геральта, который при инициации обратился не до конца и теперь проявляет особенности, которые должны были отвалиться.
Появляются в Каэр Морхен и ведьмачки, которые в книге не существовали – обряд инициации вообще не был рассчитан на девочек. Сгорает позже и святилище Мелитэле (чего в книгах не случалось), словно переживая, что ни один фэнтази эпос не может выжить без штампа «Враги сожгли родную хату». Да, я в вашу сторону смотрю, Конан и Волкодав.
В общем, сериал своевольничает местами довольно странно. Один из мечей Геральта почему-то становится катаной, бодрый Весемир изображен умирающим от старости дедом, который верил, что неправильный Геральт – избранный, который сможет спасти загнившее ведьмачье дело. Собратья-ведьмаки пытаются то подставить странного выскочку, то убить. В общем, чудеса. Но если вы не читали книгу, вам это все будет воспринимать куда легче.
Что же касается плюсов, то даже критики сериала признают, что, несмотря на все минусы, Геральт из Михаила Жебровского вышел превосходный. Отлично подобран актер, отлично сыграл. Остальной кастинг у кого вызывал нарекания, у кого нет, но актерская игра по большей части здесь на достойном уровне.
Как бы то ни было, на меня сериал произвел на удивление позитивное впечатление. Мне действительно понравилась пятая серия, «Осколок льда». Полюбилась мне эта история в книгах, понравилась и здесь. Это не стало правилом, многие мои любимые моменты в книгах на экране вышли неудачно, но история борьбы Геральта и Истредда за сердце Йеннифэр (тот самый осколок льда, по ее же словам. Сапковский иногда позволяет поддать пафоса до упора) отлично получилась, потому что вся строилась на замечательных диалогах и интересных сценах.
Да, скорее всего, на мою положительную оценку повлияли заниженные ожидания, я готовился к невыносимому трэшу, а получил нечто, что можно смотреть и не истекать кровью из глаз, не биться в истерике.
Естественно, для рекомендации этого недостаточно, но и это не так мало. Если вспомнить уже упомянутого «Седьмого сына», про него я и такого не могу сказать. Несмотря на то, что я очень ждал фильм – все же голливудский фэнтази-эпик от Сергея Бодрова старшего с отличным актерским ансамблем (Джефф Бриджес, Джулианна Мур, Алисия Викандер) – смотреть я его попросту не смог. Невыносимая какая-то вторичность настырно лезла под кожу, как кот под одеяло.
Если же вспоминать экранизацию еще одного фэнтази-цикла, «Волкодава» Марии Семеновой, то там там кровь из глаз – это преуменьшение, ибо от натужности и беспомощности фильма, пытающегося притворяться «Властелином Колец», начинает тошнить с самого начала.
Богоподобный эпилептичный монтаж, убийственно переписанные диалоги, там все прекрасно. Именно этот фильм заставил Каганова некогда написать свое емкое «полбюджета по ноздре».
В общем, я к тому, что «Ведьмак» получил далеко не худшую экранизацию. Слабую, дешевую, своевольную, но не тошнотворную и местами человечную и приятную. Если воспринимать ее не как сериал, а как некую визуализированную аудиокнигу, то она вполне может снять ломку по миру ведьмака на пару вечеров, погрузив в знакомую атмосферу.
Справедливости ради замечу, конечно, что сам Сапковский о ней говорить не стал, сказав, что ему в пост матом нельзя. Ну, это он с Семеновой ее «Волкодава» не смотрел. Я кстати, очень тепло отношусь к этому циклу Семеновой. Сапковский ближе к серьезной литературе, но «Волкодав» лично мне дороже. Потрясающий эпос все же у нее получился.
Конечно, разговоры о старых и новых сериалах заходят потому, что CD Projekt RED завоевала сердца миллионов своей трилогией, влюбила в мир и персонажей Сапковского, и эти миллионы рады были бы побыть в этом мире еще немного.
Они хотят полноценный фильм или кровавый сисястый сериал от того канала, кто лучше всего разбирается в сиськах и кровяке, не превращая контент в снафф.
Слухи об уже запущенных проектах ходят, и Геральта, мол, сыграет Мадс Миккельсен, божественный «Ганнибал». Была новость и о том, что что-то снова экранизируют сами поляки, а CD Projekt усиленно отбирают у них права, пытаясь вообще запретить использовать Геральта. Что выйдет в итоге, пока неясно, но я вместе со всеми буду надеяться, что такая потрясающая история не ляжет обратно на полку, а все же найдет путь на большой или малый экраны. Главное, чтобы путь этот не вел в ноздрю очередных жопотрясов и экранизация вышла достойной.
Но пока этого не случилось, испытывающим ломку по миру Геральта нужно что-то придумывать. Ясно, что эту жажду не утолишь какими-то другими историями про борцов с нечистью, потому что «Ведьмак» – не про это. Он не Ван Хельсинг. Он гребет на своей Плотве сквозь океан человеческой ненависти, двуличия и страданий, размышляет о судьбе и борется с ней.
Самым очевидным выходом будет сесть читать изначальный книжный цикл. Сапковский писал его с 1986 года по 2013-й, всего в нем 8 книг, так что вам точно будет, чем себя занять после полного прохождения The Witcher 3: Wild Hunt.
Изначально я брался за эти книги с некоторым предубеждением, мне казалось, что фанаты сильно перехваливают цикл и никакой серьезной литературы я там не найду. Я ошибался.
«Ведьмак» может и не стал моей любимой серией, но отрицать его очарования и уникальности я не могу. Читается он легко и азартно, несмотря на то, что это куда больше экзистенциальные притчи, чем некий приключенческий экшен.
Довольно быстро понимаешь, что игры CD Projekt верно уловили не только персонажей и мир, но и главную отличительную особенность цикла – размышления о выборе.
Когда он есть, а когда есть лишь иллюзия, чем платишь за него в итоге и что чаще всего выбирать приходиться из двух зол, правильного выбора попросту нет. Поступать в итоге приходится так, как не можешь не поступить, и смотреть за тем, какой трагедией это обернется.
Всем фанатам игр я однозначно советую взяться за чтение первоисточника. Даже если вы не брали книг в руки со школы. Авось и втянетесь.
Что до сериала, решать вам. Статистика говорит не в его пользу, но мне кажется, самым большим фанатам мира Геральта стоит дать ему шанс.