Рецензия на «Полночное небо». Слабый голливудский sci-fi от Джорджа Клуни
Отношения человека с космосом и самим собой – это благодатная почва для кино в наши дни. Если раньше исследование Вселенной было более «гиковой» темой, то сейчас полеты в космос стали банальной реальностью. Поэтому и режиссеры стали больше засматриваться на звезды, упражняясь с их помощью в разных жанрах. О постапокалипсисе и говорить нечего – ему посвящены сотни фильмов.
Поэтому у «Полночного неба» заранее была большая конкуренция. Тем более, что фильм падает в неясную нишу между «Гравитацией» с тем же Клуни и «Светом моей жизни» Кейси Аффлека. По сюжету мир поразила неизвестная катастрофа, которая сделала Землю практически непригодной для жизни.
Единственный известный зрителям выживший – Августин (Джордж Клуни), оставшийся на полярной станции с маленькой девочкой. Он сам отказался покидать свое место работы, подумав, что кому-то может понадобиться его помощь. Все остальные работники станции эвакуировались.
Августин как в воду глядел: к земле летит исследовательский космический корабль «Эфир». Экспедиция в составе Салли (Фелисити Джонс), Тома (Дэвид Ойелоуо), Майи (Тиффани Бун) и еще нескольких астронавтов изучала спутники Юпитера. Теперь их миссия завершена, и они готовы вернуться домой. И только Августин может рассказать им, что дома больше не существует.
Основой для сюжета стала книга Лили Брукс-Долтон «Доброе утро, полночь». И банальное «книга была лучше» заставляет особенно придираться к фильму. У адаптации не получилось зачерпнуть так же глубоко; Джордж Клуни и сценарист Марк Смит очень сильно сместили акценты. Из-за этого смещения картина резко потеряла в качестве по многим пунктам.
В романе Брукс-Долтон очень дотошно – местами даже слишком – рассказывается о переживаниях двух главных героев. Августин и Салли на протяжении всей книги связаны друг с другом, их пути развиваются параллельно. Но все их мысли, чувства и метаморфозы теснейше связаны с другим главным героем – космосом.
С одной стороны оказывается черствый, никогда не знавший реальных чувств ученый, с другой – женщина-астронавт, не уверенная в своем выборе жизненного пути. При этом оба они очарованы мыслями о бескрайней вселенной, оба находят в звездах личное спокойствие.
Роман заставлял недоумевать, почему из всех жителей Земли выжить удалось именно этому, прямо скажем, малоприятному мужику. Но Августин в фильме гораздо добрее и человечнее, к тому же, его снабдили онкологической болезнью – придется сочувствовать. Это делает его линию скучной: типичный протагонист, который сквозь физическую боль идет спасать человечество.
Линия с экипажем «Эфира» удалась больше. В книге у них был настоящий «медовый месяц» с Юпитером. Экспедиция на долгое время думать забыла о родной планете, побросала свои обязанности и находилась в своеобразном трансе. Его смогло прервать только то, что командные центры с Земли неожиданно замолчали.
Вместо этого Салли и другие астронавты хотят вернуться домой. Они мыслят обычными, человеческими категориями: никаких интимных и глубоких отношений с космосом здесь нет. К сожалению, с тем же успехом они могли бы возвращаться, например, после миссии на глубоководной станции. И это большой минус с точки зрения жанра. Видно, что создатели фильма тоже мыслили обычными категориями.
Тем не менее, Джордж Клуни как режиссер умеет построить и драму, и экшен – критики любят его «Мартовские иды», а мини-сериал «Уловка-22» вышел просто блестяще. К фильму сложно, да и бессмысленно придираться относительно темпа, визуального сопровождения или атмосферы. Операторская работа и виды полярной ночи бесподобны, как и изображение космоса. «Полночное небо» может умилить, где нужно, подержать в напряжении, дать надежду – в общем, он правильно и красиво играет на чувствах.
Актеры отлично справляются со своими ролями, а у Фелисити Джонс получился в какой-то мере нетипичный образ. В отличие от других женщин в космосе (включая, кстати, ее Джин Эрсо в «Изгое»), Салли получилась более мягкой и человечной. Джорджа Клуни тоже вряд ли кто-либо назовет плохим актером, а его Августин выполняет ровно ту функцию, что заложена по сценарию.
Но спустя уже полчаса после просмотра появляется слишком много неулаженных технических вопросов. Возможно, обычный зритель не будет их задавать – хотя хочется верить, что у массовой аудитории достаточно опыта, чтобы почувствовать неладное.
Условия постапокалипсиса очень шаткие, и даже сам факт того, что Земля, фактически, умерла вместе с ее жителями, вызывает у героев удивительно мало рефлексии. Если даже героев конец света не впечатляет, то почему должен впечатлить нас?
В качестве отвлеченной драмы «Полночное небо» вполне работает. Однако смотреть его сложно, если у вас есть любовь к космическим фильмам и желание посмотреть действительно сильный sci-fi. И на фоне гораздо более продуманных фильмов-соперников фильм Клуни просто теряется – он только заигрывает с жанром, но так и не заводит с ним роман.