Рецензия на первый сезон сериала «Корни». Секс-гигант Антон Лапенко и боль русской провинции
Из плюсов сериала «Корни», только что завершившегося калейдоскопа глупых стереотипов из середины «нулевых», можно выделить лишь наличие Антона Лапенко и небольшой хронометраж каждой серии (~25 минут). Лапенко к середине сезона получил больше экранного времени и даже собственное сюжетное ответвление, благодаря которому, наконец, раскрывается как разноплановый актер, который одинаково хорошо себя чувствует и в комедии, и в неглубокой, но драме.
Все остальное откровенно плохо и бессистемно. Основной пласт персонажей не развивается, а топчется на месте. Шаблоны, по которым говорит и действует семейка столичного менеджера Димы Королева (Марк Богатырев), до боли примитивны и предсказуемы. К середине сезона сериал, кажется, полностью растерял остатки заложенного продюсерами потенциала.
От идеи помнить свои корни достаточно быстро отступают, уводя повествование в любовные перипетии — Димы и его бывшей Алёны (Наталья Скоморохова — «Восьмидесятые», «Болевой порог»), которую он бросил 10 лет назад, уехав в Москву; Мухи и сестры Димы, Иры (Ксения Корнева из команды КВН «Уральские пельмени»). Но и та, и другая линия, конечно, меркнет перед любовным треугольником «Аркадий — Ангелина Вениаминовна — Лилия Олеговна» (Антон Лапенко, Анна Уколова и Александра Кузенкина).
Вот где актерство Лапенко разворачивается на полную катушку. В начале герой робкого десятка пытается отыскать внутреннего самца, чтобы добиться расположения дам. В дальнейшем это сыграет с ним злую шутку, и раскрывшегося Альфу распознают те самые женщины, коих несколько серий назад он пытался завоевать.
Занятно, что подобный расклад подается в юмористическом ключе. Авторы неплохо высмеивают классический взгляд на построение отношений, все каноны в духе «мужчина должен сделать первый шаг» идут лесом.
История с отъемом ДК для столичной фирмы, в которой работает персонаж Богатырева, тоже движется со скрипом. В сюжет добавляют новых героев из Москвы, сценаристы ходят вокруг да около иронии о провинции по сравнению с жизнью в столице. Однообразие и плоскость шуток на эту тему могут серьезно пошатнуть нервную систему и без труда довести до белого каления.
Сам герой Богатырева за весь сезон толком не меняется. Предположение, что он захочет остаться в родном Залещинске и уволится со своей высокооплачиваемой должности, некоторое время было одной из гипотез, чем все может закончиться. Однако финал расставил, как говорится, все точки над i.
Выражаясь лексикой одного из персонажей «Корней», «таких друзей за пипирку да в музей». На вечный вопрос о том, что ему дороже — деньги или дом родной — Дима Королев, говоря опять же на привычном для жителей Залещинска языке, выбрал «фигули-какули».
Несмотря на все события, произошедшие с ним за время пребывания на посту директора ДК, Королев остался верен столичному образу жизни. Примечательно, как в 2020-м сценаристы меняют смысл поговорки про человека и деревню на 180 градусов. Подставьте вместо «город» — получится герой Богатырева. Жалкий, мелочный и бездушный моральный урод, который из серии в серию крутится как уж на сковородке в попытке подстроиться под выгодные обстоятельства.
Комедийная составляющая «Корней» полностью соответствует тому, что зритель привык видеть в КВН за последних 5-7 лет. И это неудивительно: в касте актеров — бывшие КВНщики, один из генеральных продюсеров — Александр Масляков мл. Тот случай, когда яблоко от яблони упало довольно близко. Темы для шуток, которые успешно заходят в какой-нибудь «Международной пилораме» Тиграна Кеосаяна, с легкостью оказываются в устах персонажей «Корней».
Поэтому в Залещинске уместно шутить про геев («Нет, вы не подумайте, я не против вас, я против того, чтобы мой сын был как вы»), лесбиянок («Да не парься, короткая прическа и немного злобы — вылитая лесбиянка»), сотрудников правопорядка («Что если он извращенец или того хуже мент?») и Евровидение (в области Залещинска есть собственная версия конкурса под названием «Кургановидение»). Это лишь малая доля условно актуального юмора, кочующая из одного телеканала / ТВ-продукта в другой.
«Это заложено в корнях русского человека. Нам, видимо, просто нужно жить в другой стране, чтобы как-то по-другому шутить», — справедливо заметил Александр Гудков в недавнем интервью Ксении Собчак, отвечая на вопрос «Почему у нас можно шутить про геев, лесбиянок, трансгендеров и #MeToo, а на Западе, наоборот, про это нельзя, зато можно про ветеранов и инвалидов?».
Возможно для просмотра по-настоящему смешных юмористических ситкомов о контрасте городской и провинциальной жизни нужно включать другие телеканалы или стриминговые платформы. А про СТС забыть, как минимум на некоторое время. Или хотя бы не вспоминать больше про сериал «Корни», второй сезон которого скорее всего появится. Авторы в финале, увы, оставили задел на продолжение этого непотребства.