Рецензия на первую половину финального сезона «Короны»: как история принцессы Дианы помешала сериалу
Уже через две недели завершится «Корона» (The Crown) — по-настоящему знаковый сериал нашего века. Сага семьи Виндзоров оставалась одним из флагманских шоу Netflix, стабильно привлекая миллионы зрителей. Но скандалы вокруг реальной королевской семьи постепенно затмевали восторг от экранной версии, а пересказ жизни принцессы Дианы впервые навлёк на сериал серьёзную критику. В преддверии финальных серий автор «Канобу» Мари Григорян рассказывает, почему это произошло и чего ждать дальше.
О чём шестой сезон «Короны»
Финальный сезон сериала разделён на две части — частая практика Netflix в отношении самых популярных проектов. Драматически это разделение имеет смысл: первая половина эпизодов посвящена новому роману и трагической гибели принцессы Дианы.
На протяжении четырёх серий зрители наблюдают, как проходили последние месяцы любимицы публики, причём не только британской — мировой. Диане не дают прохода папарацци, которых она элегантно разгоняет, чтобы спокойно отдохнуть с семьёй или съездить в гости. Уже в статусе разведённой женщины она знакомится с родителями Доди аль-Файеда, продюсера египетского происхождения. В конечном итоге именно он погибнет во время аварии в парижском дорожном тоннеле.
Следующие эпизоды покажут остаток истории династии Виндзоров, но до наших дней авторы сериала всё-таки не дойдут. Драма с экс-принцем Гарри и его женой, американской актрисой Меган Маркл, на экране отражена не будет. Это подтвердил шоураннер Питер Морган, добавив: «История Меган и Гарри не окончена даже близко. Рад, что никогда её не напишу». Вместо этого сценаристы, судя по акцентам в промо сериала, завершат его на мажорной ноте — союзе принца Уильяма и Кейт Миддлтон.
Призраки прошлого: за что ругают шестой сезон «Короны»
«Настолько плохо, что это, по сути, был внетелесный опыт», — так описывает начало сезона автор отрицательной рецензии в The Guardian. Она также сравнила некоторые сцены с фильмами компании Hallmark, известными банальным, стерильным и попросту кринжовым подходом к рождественским историям, которые выходят на одноимённом канале в огромных количествах. Сцены эти касаются самой Дианы, «обречённой на смерть за каждым поворотом». И вряд ли можно будет описать впечатления от шестого сезона «Короны» лучше, чем в тексте The Guardian.
Незадолго до выхода первых четырех эпизодов ходили слухи, что в сериале будет присутствовать странная сцена с «призраком Дианы». Но, если присмотреться, Диана с первой серии напоминает только тень прежней себя — усталая, более тихая, желающая скрыться от посторонних глаз.
Элегантность Элизабет Дебики и трогательное обаяние Халида Абдаллы, сыгравшего Доди, ничуть не помогает сгладить шероховатости сценария. Серии стали своеобразной «лебединой песнью» героини, которая действительно будто бы готовится к смерти.
Кульминацией стала та самая встреча с призраком, подтвердившая худшие опасения. Диана действительно сразу после своей смерти — снятой напряжённо, но в меру скромно и уважительно, что не может не радовать — является по очереди нескольким персонажам. Она утешает Чарльза и благодарит его за «уязвимость», продемонстрированную во время опознания тела в больнице. Диана буквально произносит фразу: «без меня всем станет легче».
Драматизация в исторических фильмах и сериалах сама по себе логична, ведь мы ждём художественной интерпретации, а не документального соответствия. Но авторы «Короны» будто никак не могут выбрать нужный регистр. С одной стороны, Диана стала абсолютным центром повествования последних двух сезонов, каждый её вдох, взгляд, шаг в сериале соответствует реальной персоне — спасибо впечатляющей игре Дебики и работе костюмеров. С другой, сценаристы решили показать некие личные детали, которые уже опровергли представители семьи аль-Файедов. Каждая минута серии, где Диана неминуемо погибнет, доведена до пика напряжения. В действительности же её смерть была шоком для всех — от фанатов бывшей принцессы до королевской семьи (а ведь именно о них сериал изначально!).
История Дианы кажется не только удачным инструментом для выдавливания эмоций из зрителей: сценаристы как будто снова заездили её ради сенсации, так же, как в своё время делали таблоиды. Более того, издание Esquire подметило в первом эпизоде явную ремарку в адрес Меган Маркл — той самой личности, которую в сериале показывать не собираются. Использование Дианы для того, чтобы саркастически подшутить над избранницей одного из её сыновей, кажется попросту жестоким. Или, как минимум, безвкусным.
Любовь спасёт мир — по крайней мере, мир Виндзоров
Молодые привлекательные актёры, не поднявшие глаза на камеру, улыбающиеся лишь друг другу — так выглядит постер второй половины финального сезона «Короны». И хотя трейлер выглядит чуть менее оптимистично, поднимая очевидную основную тему грядущих серий, общий мотив всё-таки прослеживается. Это, как говорил герой «Интерстеллара», любовь!
Последней общей сценой, снятой актёрами «Короны», стала свадьба Чарльза и его вечной любви Камиллы Паркер-Боулз. Даже если события в подобных проектах воспроизводятся далеко не в хронологическом порядке, это даёт примерный ориентир для временного отрезка, который охватят оставшиеся серии. На финал некогда великого сериала остался теракт 11 сентября 2001 года, золотой юбилей королевы Елизаветы, смерть их с принцессой Маргарет матери и другие события, попадающие в эти годы.
И хотя в трейлере королева задаётся тяжёлым вопросом о будущем монархии, — сквозящем сквозь весь сериал, — реального ответа ждать не стоит. Этот сериал всегда была любовным письмом династии Виндзоров, пусть и не сглаживал их грехи. Скорее всего, в финале нас ждёт очередное лирично-романтичное рассуждение о том, что британские короли и королевы — они хоть и не идеальные, но все-таки родные.