Рецензия на «Миссия невыполнима: Племя изгоев»
«Миссия: невыполнима» появилась на свет как шпионское телешоу в 1966 году. Многое из того, чем запомнились нам полнометражные фильмы с Крузом, возникло еще в сериале: потрясающая музыкальная тема, сверхреалистичные маски, самоуничтожающиеся послания на древних носителях (в том числе на виниле, что и обшучивает новый фильм), довольно странная, хоть и красивая фраза «ваша миссия, если вы согласитесь принять ее» и другие детали. Сериал продлился 5 сезонов до 1973 года, а затем был возобновлен еще на два в 1988-м. Всего вышел 171 эпизод.
Первый полнометражный фильм вышел в 1996 году, по моему мнению, он до сих пор остается лучшей частью серии, которая в свою очередь тоже заложила некоторые обязательные элементы сиквелов: зависающий над полом агент, предательство руководителя или члена команды и так далее.
Традиционным для фильмов этой франшизы является и использование макгаффинов с загадочными названиями типа «кроличья лапка», за которыми все охотятся, но никто особо не знает, что они делают.
Также Итану Ханту сотоварищи каждый раз (кроме второй части) приходится действовать без поддержки правительства – команду то расформировывают, то вообще объявляют вне закона и начинают охоту на ее членов.
Первый фильм (1996) снимал Брайан Де Пальма («Лицо со шрамом», «Неприкасаемые», «Кэрри»), второй (2000) – Джон Ву («Без лица», «Круто сваренные»), притащивший в серию своих слоу-мо голубей, третий (2006) – Джей Джей Абрамс, причем это было его первой режиссерской работой в полнометражном кино.
Четвертую часть в 2011-м снял Брэд Берд («Суперсемейка», «Стальной гигант», «Рататуй»), впервые перейдя от анимации к лайв-экшен съемкам, пятую же часть снимал, наверное, наименее известный большинству из всей пятерки Кристофер МакКуори. Забавно, что именно у него вышло снять самый красивый и новаторский в плане постановки и синематографии фильм серии.
Кристофер – в первую очередь сценарист, получивший Оскара за сценарий к «Подозрительным лицам». С Крузом они познакомились еще в 2008-м, когда МакКуори написал сценарий к «Операции “Валькирия”», где Том играл главную роль. Затем Кристофер написал и снял экранизацию «Джека Ричера» с Крузом, а потом написал сценарий к его «Грани Будущего». «Племя изгоев» стало их четвертой совместной работой и, однозначно, огромным прорывом в режиссуре для МакКуори.
Фильм поразил меня, прежде всего, именно операторской работой, нетрадиционными режиссерскими решениями, касающимися подачи и озвучания экшен-сцен, но главное —потрясающей синематографией.
Сцены в лондонских подворотнях с отлично поставленным светом смотрятся просто необыкновенно и явно стараются затмить великолепную операторскую работу Роджера Дикинса в «Скайфолле».
Я ненавижу последний фильм про Бонда за ряд крайне неудачных сценарных решений, но не могу отрицать, что сцены в особняке Бондов сняты просто божественно: освещение, композиция кадра, движение камеры.
МакКуори справляется не хуже – причем как с погонями, так и с подводными сценами, драками, перестрелками и так далее.
Конечно, такую сочную и атмосферную картинку у него не вышло бы создать без Роберта Элсвита, оператора «Магнолии», «Нефти», «Стрингера» и «Врожденного порока», точно так же как Мендес в «Скайфолле» не справился бы без Дикинса.
Секрет успеха «Племени» довольно прост: фильм элементарно дает зрителю все, чего тот ждет от сферического шпионского фильма в вакууме. МакКуори при написании сценария, видимо, прежде всего думал не о том, как сделать идеальную «Миссию: Невыполнима», а как снять совершенный шпионский фильм вообще, поэтому местами лента смело заступает на территорию Бонда, местами берет что-то от Борна и чувствует себя при этом уверенно, не забывая оставаться собой и уделять внимание самым главным отличительным чертам серии.
В результате мы получаем:
- Сумасшедшие трюки в лучшем стиле «Том Круз упоролся и снова решил доказать, что может делать все сам» в сценах с повисанием на взлетающем самолете и с задержкой дыхания под водой на три минуты.
- Отличные погони на машинах, а затем – на мотоциклах.
- Очень неплохие сцены драк. Мельтешения все-таки многовато, хотя это все равно на голову выше того, к чему мы привыкли.
- Классическую шпионскую операцию в смокингах (сцена в Венской опере), Бонд-стайл, которая переходит в нечто куда более нетрадиционное и захватывающее. В игру вступают все новые неизвестные стороны, и мы, вместе с Итаном и Бенжи, никак не можем понять, кто на чьей стороне.
- Полноценную «роковую женщину» в исполнении Ребекки Фергюсон, но это не просто некая Бонд-гёл, которая виляет бедрами и дает отдых глазам – она дерется, стреляет, водит и планирует операции не хуже Итана, а зачастую и оказывается на шаг впереди. Особое очарование ей придает аура таинственности – мы никак не можем понять до конца, можно ли ей доверять.
- Традиционный эпизод с планированием проникновения на объект, проникнуть на который невозможно, с последующим, собственно, проникновением.
- И, конечно, полное ведро интриг, предательств, обманных маневров, манипуляции и разоблачений.
В довершение всего все это приправляется редкими, но приятными шутками, обязательными для серии играми с реалистичными масками, объявлением Итана Ханта вне закона и охотой на бывших агентов всех мировых разведок, которые, собственно, и составляют Синдикат – главный враг отдела Итана, появлявшийся еще в сериале.
Племенем изгоев его, конечно, может назвать только надмозг, так как состоит Синдикат из бывших агентов, которые якобы погибли, а на самом деле – have gone rogue, перешли на темную сторону. Я уже ворчал по поводу перевода названия, но это и впрямь оказалось скорее «Племя перебежчиков» или даже «Армия призраков», учитывая что все ее члены якобы мертвы, но не племя изгоев – их никто ниоткуда не выгонял. Впрочем, проехали.
Так или иначе, в итоге сюжет сложился во вполне вменяемого котенка практически без оговорок. Нам становятся понятны замысел и мотивация злодея, намерения еще нескольких вовлеченных сторон и то, каким образом нашим героям удалось всех перехитрить.
У меня осталась лишь пара придирок (очень легкие спойлеры). Когда Итану приходится нырять в тоннель, где стоят датчики металла, команда решает, что никакого способа кроме задержки дыхания нет. Я понимаю, что в пластиковом баллоне, скорее всего, не удастся добиться такого уровня сжатия смеси, чтобы она не тянула вас наверх, и все же взять баллончик с воздухом хотя бы на пару глотков вполне можно было, учитывая, что этого герою хватило бы, чтобы не рисковать жизнью и даже не сильно бы испортило саспенс сцены.
Второй момент – никакой идиот не станет стрелять в упор в бронированное стекло, его покалечит рикошетом. В фильме же пули словно исчезают, ударяясь о преграду, как будто стреляют из бластера. Но это все и вправду мелочи, фильм на удивление убедителен, учитывая его жанр.
«Племя изгоев» понравился мне больше не только трех предыдущих фильмов франшизы, но и остальных блокбастеров этого лета – «Терминатора», «Юрского периода» и, конечно, больше нелюбимого мной «Скайфолла». Но я не хочу создавать впечатление, что этот фильм затмил для меня «Безумного Макса» или даже «Kingsman: Секретная служба».
«Миссия невыполнима: Племя изгоев» – не шедевр, но это однозначно качественный летний фильм с кучей зрелищных и атмосферных сцен и приятным ретро-налетом.
Уверен, о потраченном времени и деньгах жалеть не придется.