Рецензия на мини-сериал «Змей»: что пошло не так с историей криминального гения 70-х

Историческая основа

Чарльз Собрадж и его сообщница, Мари-Андре Леклерк
Чарльз «Змей» Собрадж родился в Непале, в бедной семье вьетнамки и индийца, но позже переехал с матерью во Францию. Собрадж начал криминальную карьеру еще подростком, и уже в девятнадцать лет угодил за решетку. Выйдя из тюрьмы, он перешел на более серьезные преступления – пытался ограбить отель, обманом забирал у людей паспорта и драгоценности. С украденными документами Собрадж ездил по Ближнему Востоку, скрываясь от правосудия, и всегда оставался на шаг впереди преследующей его полиции.
В конце концов преступник вернулся в Непал и нашел себе компаньонов: Мари-Андре Леклерк (ставшую невестой Собраджа) и Аджая Чоудхури. В 1975-1976 году от их рук погибли по меньшей мере двенадцать человек.
Совершать преступления помогали природный магнетизм, хитрость Собраджа и его умение расположить к себе людей. Он снова и снова пользовался своей проверенной схемой: заручался доверием туристов, медленно отравлял их, подсыпая таблетки в еду и воду, затем грабил и избавлялся от тел. Местная полиция бездействовала, а убитых туристов из-за границы безуспешно искали их родственники. Не считая некоторых деталей и диалогов, сериал точно повторяет исторические события
Плюсы: герои и актерская игра

Личность Чарльза Собраджа — интересный материал для триллера по двум причинам. Во-первых, это не убийца с большой потребностью в насилии. Он хладнокровно подбирал жертв, исходя из соображений личной выгоды, воспринимая их как средство заработка. Во-вторых, возникает закономерный вопрос – почему люди так легко ему доверяли? Почему приходили в его дом и рассказывали о своем богатстве?
Все дело в притягательной личности Собраджа; никому просто не приходило в голову, что такой щедрый, умный и харизматичный человек может причинить зло. Кастинг на роль главного злодея в этом плане получился идеальным. На роль выбрали Тахара Рахима – французского актера, который прославился после выдающегося тюремного фильма «Пророк» и недавно получил номинацию на «Золотой глобус» за роль в «Мавританце». В Рахиме видна нужная смесь природного обаяния, убедительности и притягательности.

Удачно подобраны и остальные актеры. Персонаж Мари-Андре Леклерк, компаньонки и будущей жены Собраджа, интригует даже в самые нудные и затянутые моменты. Дженна Коулман («Доктор Кто», «Виктория») с первых кадров создает очень яркий и знакомый для многих образ – жертву манипуляций и обстоятельств, ведомую более сильным и жестким человеком. За ее судьбой наблюдать тяжелее и любопытнее всего.
Удивительно, но Собрадж и его окружение – даже не самые запоминающиеся герои «Змея». Еще интереснее линия Германа Книппенберга, обычного голландского дипломата, который стал буквально одержим Змеем. Его блестяще сыграл Билли Хоул («Дюнкерк»).
Из Книппенберга получился очень достойный и нестандартный протагонист сериала; он не полицейский, не детектив, не агент спецслужб. Он практически в одиночку проделал колоссальную работу, чтобы поймать Собраджа. Это человек с обостренным чувством справедливости, который начал искать двух пропавших голландцев и уже не смог остановиться, пока не довел дело до Интерпола. Собственная жизнь Книппенберга отошла на второй план, потому что он чувствовал себя обязанным спасти чужие. И ему это удалось.
Минусы: затянутость и странная хронология

Первые эпизоды «Змея» затягивают зрителей так же, как главный антагонист – своих будущих жертв. Это яркое, слегка путанное, но в целом очень интересное зрелище, с двумя явными сюжетными линиями и переплетением нескольких мелких побочных историй. Картинка складывается как лоскутное одеяло, из воспоминаний и свидетельств разных людей. Пока Книппенберг ищет двух пропавших голландцев, во флэшбэках можно проследить их печальную судьбу от знакомства со Змеем до самой смерти.
Чтобы показать все преступления Собраджа и масштабы его деятельности, авторы сериала часто прыгают с одного временного отрезка в другой. Напрашивается шутка, что Дженна Коулман, звезда нескольких сезонов «Доктора Кто», никак не может перестать путешествовать во времени. Поначалу этот метод затягивает, но в какой-то момент за сбивчивой хронологией становится совершенно невозможно наблюдать. Только зритель успевает вникнуть в сцену, как следует флэшбек или флэшфорвард.
Жертв на счету Собраджа больше десятка, и при общей схожести историй в них начинаешь путаться. А некоторые события гораздо лучше смотрелись бы в пересказе через диалоги – особенно те, что касаются ранних лет жизни во Франции. Их обилие перегружает сюжет, но ничего при этом не меняет в нашем представлении о главном злодее.
Всего в «Змее» восемь эпизодов, и этого оказалось слишком много: ближе к финалу действие просто становится однообразным и неинтересным. Постоянные скачки во времени утомляют и безнадежно растягивают сериал. В шоу остаются блестящие напряженные сцены – например, когда одна из его жертв пытается сбежать домой во Францию, или когда соседка Собраджа понимает, что он узнал о ее сотрудничестве с властями. Но они теряются в общей нудности повествования.
В целом шоу не спасают даже интересная связка «преступник-ищейка», сильная актерская игра, гламурный стиль 70-х годов и райские пейзажи Непала, Индии и еще нескольких южноазиатских стран.
Вердикт
Мини-сериал «Змей» изображает серийного убийцу с точки зрения его жертв, окружения и добровольцев, которые пытались остановить преступника. Убитые туристы ощущаются реальными людьми с собственными историями, а не просто как фото в газетах или полицейских сводках. Даже помощница убийцы, Леклерк, честно и пугающе описывает его в своем дневнике. Созданный Собраджем мир, где он был царем и безнаказанно совершал преступления, идеально показан в нескольких первых эпизодах.
Но затянутость и одновременно плотная хронология событий мешают наслаждаться плюсами сериала. Авторы попытались уделить время всему и сразу: от детально показанного расследования убийств до истории становления Собраджа. И именно эта неясность, отсутствие одного четкого ракурса – самая большая проблема «Змея», полного отличных сюжетных поворотов, сильных актеров и красиво отснятого экзотического материала.
