20 февраля 2017
Обновлено 23.02.2017

Рецензия на «Майора Грома»

Сегодня, 19 февраля в 21:00 на портале Life.ru прошла премьера короткометражного фильма Bubble Studios «Майор Гром» – первой экранизации российских комиксов. Учитывая, что это 25 минут в легком жанре, вам не нужны мои советы плана «тратить ли на это время и деньги». Включите да посмотрите, вынесите свой вердикт, посмейтесь – этого фильм точно заслуживает. Я же постараюсь в конце статьи предложить вам свою трактовку месседжа фильма, оказавшегося куда глубже, чем можно было представить.
Сегодня, 19 февраля в 21:00 на портале Life.ru прошла премьера короткометражного фильма Bubble Studios «Майор Гром» – первой экранизации российских комиксов. Учитывая, что это 25 минут в легком жанре, вам не нужны мои советы плана «тратить ли на это время и деньги». Включите да посмотрите, вынесите свой вердикт, посмейтесь – этого фильм точно заслуживает. Я же постараюсь в конце статьи предложить вам свою трактовку месседжа фильма, оказавшегося куда глубже, чем можно было представить.

Создатели фильма явно не ожидали такого ажиотажа вокруг своего творения, сервера не выдержали наплыва зрителей, трансляция постоянно висла, поэтому нормально посмотреть ее удалось немногим. После первого прогона фильм запустили второй раз, но проблема не исчезла, видео сняли с сайта и пообещали в течение пары дней выложить на youtube-канале Bubble – в HD, бесплатно и без смс (что они и сделали 21 февраля). О том, как эти проблемы испортили аудитории впечатление от фильма мы написали отдельно, пора поговорить о самом фильме, который уже сейчас могут беспрепятственно и бесплатно посмотреть все желающие.

Комиксы о майоре Игоре Громе Bubble выпускает с 2012 года, в 2017-м серию успели перезагрузить под новым названием – «Игорь Гром». В старой линейке успело выйти 50 выпусков, в новой – пока только два. Гром, несмотря на комиксы, не супергерой, никаких суперсил у него нет. Это питерский следователь, который ведет довольно необычные дела, но в этой серии все более-менее приземленно (фэнтази оставили на Бесобоя и Инока).

Срисован он больше с Шерлока Холмса Гая Ричи чем с какого-нибудь условного Супермена или Паука.

Вполне обычная оперативная работа с допросом свидетелей, сбором улик и разработкой гипотез здесь соседствует с участием в подпольных боях без правил, просчетом слабостей противника (алкашей бьем в печень, как завещал Дауни) и в общем довольно наглой и залихватской манере работы в стиле старых «крутых копов» вроде Танго и Кэша.

В короткометражке, правда, мы никакой детективной работы не видим – тут чистый экшен. Гром случайно оказывается в банке во время ограбления и пытается остановить преступников, локаций тоже всего парочка: банк, улица, недостроенный отель. Все минималистично и сконцентрировано на драках, перестрелках и шутках.

Рецензия на «Майора Грома» - фото 1

Ощущения картина вызывает скорее положительные, потому что сделана бодро, с любовью, юмором и неплохой технической базой. Больше всего из экшена запоминается главная драка в банке, происходящая, по иронии, по большей части в чертогах разума Холмса, то есть Грома. Но именно там присутствуют бешеное майклбэй-стайл вращение камеры вокруг героев, впечатляющая, пусть и малореалистичная хореография боя, креативная концепция и безумная динамика без провисаний. Видно, что в эту сцену вложили кучу труда и этого того стоило.

Экшен, который идет после, впечатляет и запоминается уже куда меньше, кажется, что его снимали другие люди, а герои словно растеряли по пути какие-либо акробатические и боевые навыки, которые так яро демонстрировали всего десять минут назад.

Что касается юмора – его здесь полно, но далеко не всегда он вызывает хотя бы улыбку. Есть несколько удачных и тонких находок, а также великолепная сцена с Перевозчиком, которая прекрасна от начала и до конца – уверен, она нам запомнится надолго.

Некоторые шутки откровенно перетянуты и слишком уж далеко заступают на территорию фарса.

То Гром пытается продумать каждый свой шаг до мелочей, чтобы во время нейтрализации грабителей не зацепило ни его, ни заложников, то выходит на широкую дорогу как отбитый МакКри (только без оружия), поправляет кепку и складывает руки на груди – исключительно ради того, чтобы выглядеть круто и пошутить в лицо распсиховавшемуся грабителю с пистолетом и калашом. Естественно, тот палит по Игорю из всех стволов и тому приходится спешно сменить пафосную позу на главную суперспособность вышеупомянутого Капитана Переката – перекат.

А если бы бандит пальнул еще для острастки по заложникам? Стоил того пафосный выход и потеря элемента внезапности? Макклейн, помнится, в лифте с трупом и надписью «теперь у меня есть автомат» сам не спускался, чтобы заценить реакцию Грубера на свою хохму.

Рецензия на «Майора Грома» - фото 2

И это общая проблема картины – ее тон тяжело точно уловить сразу. Вроде как это чистый фан и комикс-моуд на полную без каких-либо претензий на реалистичность, и все же временами даже с этой отметки фильм умудряется дать резкий пик и пробить потолок несерьезности. Так переигрывать актерам нельзя ни в каком жанре, даже откровенно сатирическом и сколь угодно самоироничном – потому что это просто мешает смотреть.

Персонажи вроде богатенького мажора, охранников и девушки, у которой от геройств статного майора увлажнились органы зрения, выглядят плоско даже для страницы комикса.

Сравнения тут неизбежны сразу с несколькими очевидными кандидатами. Мне первым на ум пришел «Хардкор» – новое русское кино словно выбрало себе нишу молодежного фана, замешанного на видеоиграх, комиксах, экшене с бешеной динамикой и умопомрачительными трюками (постановщик драк «Майора», кстати, работал и над «Хардкором»), променяв реалистичность и атмосферность на приятный юмор и иронию по отношению к себе. Именно это роднит оба проекта, но мне лично «Хардкор» кажется работой совсем другого уровня – куда более изобретательной, профессиональной и цельной.

Да, совсем другой хронометраж и бюджет, масштаб проекта, но для конечного зрителя это не отговорки – и то, и другое претендует на наше время и внимание. «Майору» в сравнении не хватает более аккуратной работы с тоном и четкости монтажа, который временами позволял сценам затягиваться, отчего полчаса временами кажутся слишком щедрым хронометражом для этой задумки. Зачем, к примеру, грабителям позволили так долго орать? Зачем после этих криков столько держать камеру на их не меняющихся мультяшных лицах (маски хоккеистов, впрочем, были гениальным решением), давая словам повиснуть в воздухе, а динамике – медленно задыхаться?

Также «Майора Грома» можно сравнить с короткометражками Marvel, и тут русский фильм, как ни странно, выигрывает. По той простой причине, что короткометражки эти крайне сложно вспомнить. Делались они с мизерным бюджетом и выезжали по сути на задействованных крупных актерах или знакомом по большим фильмам элементе. «Гром» попросту ярче и насыщеннее любой из них.

Ну и последнее очевидное сравнение будет, конечно, с Kung Fury. Любительским фильмом с таким же хронометражом и похожим прицелом на сатиру, фан и фарс. Для меня рядом с трэш-шедевром Сэндберга «Майор» неизбежно бледнеет, настолько больше успел сделать Fury за то же время, настолько богаче был на яркие образы, потрясающие идеи и гениальные шутки. «Гром» такого же культурного шока вызвать не смог.

Впрочем, это не приговор – никто не требует от первого творения студии Bubble быть идеальным шедевром. В том, что сделано, видна готовность изыскивать средства, изобретательно обходить препоны российского кинопроизводства и делать кино, от которого хочется не вешаться, а искренне улыбаться. Солнечное такое. Это правда здорово.

Но теперь можно оставить в стороне все пересуды о поверхностном слое и сосредоточиться на главном – на месседже. На первый взгляд «Гром» может показаться простеньким легкомысленным экзерсисом с акцентом на одном только экшене и юморе, но на деле оказывается глубокой притчей о метаниях русской души. Потому что все российское кино неизбежно выходит именно об этом, даже если ты снимаешь рекламу прокладок или видео про кота в инстаграм. Видимо, это в самом воздухе.

Рецензия на «Майора Грома» - фото 3

Фильм открывается видом на фасад банка, камера медленно плывет вниз ко входу, буквально спуская нас с небес, где возвышаются мраморные статуи античных богов и висит табличка с именем Пинтуриккьо (итальянского живописца эпохи Возрождения), на землю, где стоит тележка из магазина, вывеска которого отчасти видна в зеркале припаркованного мотоцикла. Эти отраженные, словно вывернутые наизнанку цифры 24 становятся первым намеком на то, что это не наш Петербург, а другой, зазеркальный.

Ко входу в банк подъезжает иномарка, из которой и выходят наши грабители в масках хоккеистов-ветеранов, красной команды «Вымпел» из советского мультфильма «Шайбу! Шайбу!» 1964 года. В принципе, уже на этом моменте все становится ясно.

Банк тут олицетворяет сердце России, где хранятся все ее ценности, культурный Форт-Нокс в центре культурной столицы.

Грабители же – это буквальное олицетворение девяностых с их алчностью, ненавистью к своему прошлому, презрению к закону, спортивными костюмами и хамскими замашками. Заметьте, что первый появляющийся в фильме человек – мужчина в малиновом пиджаке, выходящий из банка. Явный намек на тему картины.

Эти адепты алчной беспринципности грабили страну не только материально, но и духовно, заменяя пресловутую культуру – на самих себя. Мы погрузились в эпоху фильмов о бандитах, сериалов о ментах и комиксов о копах, и вот эта романтика шансона, гопоты и большой дороги с заунывно катящемся по ней пыльным перекати-МакКри отравляет наше культурное мировосприятие (и мировыражение) до сих пор (о чем я уже писал в рецензии на «Притяжение», упоминал опасность конформности и безыдейности в материале о «На 50 оттенков темнее»).

Что касается масок, то бандитам кажется, что так они лишний раз плюют в лицо своему наследию, высмеивают его, выбирая в качестве образа игроков «Метеора»: нахальных, заносчивых, вспыльчивых и постоянно нарушающих правила. Фильм же этим образом намекает на то, как легко подобным людям было сойти за своих, несмотря на то, что внутри они уже были людьми запада. Это подчеркивается еще одной деталью – один из грабителей дошел в своем преклонении перед заграницей до того, что буквально стал негром.

Негры, кстати, были и в мультфильме

Негры, кстати, были и в мультфильме

Спойлеры

Гром же в этой истории – последний страж святилища. Он сторожит его не по долгу службы (он оказался там в нужный момент словно случайно), а по воле судьбы, и олицетворяет Игорь не первого-среди-равных в органах правопорядка, а единственного оставшегося героя на страже наших ценностей.

Остальные полицейские выглядят совсем иначе, не являются на защиту до самого конца и никак не помогают Игорю. Они ездят на красивых бело-синих иномарках и являются частью той силы, которой Гром из последних сил пытается противостоять.

Он не столько Пронин, сколько Муромец (чье имя всплывает и в комиксах, словно невзначай). Богатырь-пограничник.

Опасаясь за безопасность заложников (русского народа, по сути), Гром вынужденно впускает бандитов в Святая Святых – вместо обычного банковского сейфа мы видим многоэтажную сокровищницу. Изящная мебель, картины и античные статуи, средневековые доспехи – это наша ментальность, исходный культурный код человечества.

И свалены тут не исключительно православные иконы, хохлома и кокошники потому, что создатели хотели подчеркнуть – мы неотделимы от общей мировой истории и опасность алчных людей, отказавшихся от этого наследия, предавшего его ради мнимых сокровищ, грозит всему миру, это не локальная перестроечная история.

Бандит, естественно, равнодушно проходит мимо этих экспонатов, спускаясь на самое дно – в сейф, набитый деньгами. Он вне себя от счастья, его мечта сбылась, его главное сокровище – добыто, он начинает носить купюры горстями в продовольственную тележку, что мы видели в первом кадре. Довольно топорный намек на его потребительское отношение к жизненным ценностям – он буквально складывает дары судьбы в тележку из супермаркета, игнорируя ценности духовные.

У Грома есть своя армия шипперов, это ли не безусловный признак успеха?

У Грома есть своя армия шипперов, это ли не безусловный признак успеха?

Когда фильм отматывает время назад, и мы видим, как Гром пытался придумать план атаки, на мгновение Игорь задумывается о том, что произойдет в случае его гибели. Он представляет свои похороны.

Но самым пугающим в его видении становится не бездыханное тело в гробу, а сам гроб, надгробный камень, кладбище и вид собравшихся вокруг людей – это не русские, а американские похороны.

Гром осознает лежащую на нем ответственность. Он – последний защитник. Стоит ему оступиться, погибнуть, дать ограбить культурную сокровищницу, как бандиты и их идеология окончательно поглотят Россию. Западная культурная интервенция успешно завершится, хоронить его будут уже по обычаям другого народа, потому что своих больше не останется. Сокровищница опустеет.

На старшее поколение как на хранителя традиций, по мнению создателей фильма, надежды нет – «старая гвардия» представлена здесь близнецами охранниками (потому что все старики идеологически идентичны), которые не способны оказать сопротивление грабителям, зато готовы брать на себя чужие заслуги, кичиться неэффективным оружием и вступать в бой лишь когда враг уже повержен и над ним, беспомощным, можно издеваться.

Они – часть той же системы, поглощенной культурной интервенцией. Словно извращая заветы классика, они буквально «читают в сортире советские газеты» и готовы – в точности как американские копы – злоупотреблять силой и шарашить шокером чернокожих подозреваемых. По их же словам, они «просрали ограбление», то есть эту самую интервенцию.

Рецензия на «Майора Грома» - фото 6

Позже, когда Гром сражается с противником в строящемся отеле (еще один оплот материализма и потребительства, возведенный, скорее всего, на месте снесенного памятника архитектуры), мы видим статую античного бога. Одну руку он протягивает человечеству, во второй некогда был зажат трезубец – эта рука валяется под статуей вместе с оружием. Это, возможно, самая загадочная и непростая метафора фильма. Как понимать эту отсохшую руку?

Возможно, мы видим бога, познавшего сострадание. Он больше не желает карать и хочет отпустить оружие, но избавиться от трезубца выходит лишь вместе с частью себя – с карающей дланью.

Сострадание – это прежде всего принесение в жертву ощущения своей непоколебимой правоты и исключительности. Что толку бросать на землю меч, если в тебе еще жива готовность нанести смертельный удар?

Именно эту, отсохшую руку, и хватает противник Грома. В страшное оружие превращается карающая длань бога в руках смертного, лишенного принципов. Майор неизбежно проигрывает ему, после чего грабитель поднимает и сам трезубец, чтобы добить героя. Этот образ для разнообразия попробуйте расшифровать сами.

Рецензия на «Майора Грома» - фото 7

Игорь же выбирает другую руку – он принимает помощь бога, опирается на его протянутую десницу (и тут неизбежна параллель не только с «Сотворением Адама» Микеланджело, но и со статуей Супермена из «На заре справедливости»), карабкается на плечи титана (словно случайно вспоминая Гагарина, давая понять, на чьих плечах стоит наша культура). Бог погибает, чтобы Гром смог продолжить свою миссию, но спокойно принимает такой итог.

Напоследок нам показывают еще одну грань нашего противника – исчерпав все варианты, он буквально швыряет в проблему деньгами, комично предпочитая бросать в Грома менее ценные рубли, нежели расстаться с пачкой валюты со своей новоизбранной родины. Но тщетно – Грома подкупить невозможно. Он не успокоится, пока наша духовность не будет в безопасности.

P. S. К сожалению, не для всех читателей оказалось очевидно, что вышеприведенный поиск глубинного смысла – такая же ироническая гипербола, какой являлась вся моя рецензия на вторые «Оттенки». Я не советский критик шестидесятых, чтобы всерьез задвигать про щупальца империализма, и все же, в шутке есть доля правды. Я надеюсь, что отмеченные здесь детали обогатят ваш просмотр.

Естественно, создатели фильма не имели в виду ничего из этого, но это не мешает задуматься над образом милосердного бога или культурной интервенцией (просто подумать, без истерик).

Для меня иронический поиск глубинного смысла – забавный экзерсис, способный при этом навести на действительно любопытные мысли.

Зато все свое

Рецензия на «Майора Грома» - фото 8

Итог

В общем, «Майор гром» – это неидеальная, но вполне уверенная первая попытка, на которую стоит обратить внимание. Если у создателей картины все получится, уже в следующем году мы сможем увидеть полнометражного «Грома», а затем «Бесобоя» и остальных героев вселенной Bubble. Надеюсь, что в полнометражке Гром вернется к комикс-истокам и станет именно расследовать дела, а не просто махать руками. Особенно приятно будет увидеть более мрачного и сложного Игоря из перезапуска комикса.

Время, когда над издательством Габрелянова было принято смеяться, прошло.

Это серьезная заявка на полноценный мир, ребята делают важное дело – пытаются защищать нашу культуру в жанре, практически монополизированном западной продукцией, приемами и идеологией. Пытаются прямо как майор Гром. Смеяться над этим уже не хочется, хочется пожелать удачи.

Комментарии 146
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
The Black Templar
The Black Templar
Сериалы про ментов, комиксы про ментов, фильмы по комиксам про ментов.. эх. https://www.youtube.com/watch?...