Рецензия на «Люка Кейджа»
К рецензиям на супергеройские сериалы Netflix я традиционно подхожу с особым тщанием. Засекаю время до старта, маюсь в ожидании, затем отсматриваю весь сезон за один присест и тут же стараюсь поделиться с вами своими впечатлениями, одним из первых в рунете. Для меня эти сериалы давно стали самыми любимыми и ожидаемыми, поэтому сейчас, только закончив очередной тринадцатичасовой марафон, я стараюсь не думать о том, что до следующего придется терпеть целых полгода.
Но, несмотря на мою любовь к «Сорвиголове» и «Джессике Джонс», несмотря на то, что «Люка Кейджа» я ждал не меньше предыдущих, так как верил, что Netflix сможет сделать интересной историю любого героя, расхваливать новый сериал я не стану.
«Люк Кейдж» похож на них, он сохраняет их стиль и тон, он имеет свои уникальные плюсы, которые обогащают общую телевселенную «Защитников», но он просто слабее, скучнее и бледнее предыдущих. «Люк Кейдж» не плох. Он просто не так хорош, а это порой разочаровывает куда сильнее.
Netflix/Marvel первым сезоном «Сорвиголовы» задала нереально высокую планку, как всем остальным, так и себе. После него пионеры новой эры супергеройского телевидения вроде «Стрелы» и «Агентов Щ.И.Т.» смотрелись нелепо, а самой площадке пришлось думать, как не уронить планку с Джессикой Джонс и вторым сезоном повести о слепом адвокате. Они умудрились держать уровень качества на нереально высоком уровне, удивляя нас раз за разом, но вот, наконец, оступились. «Люк Кейдж» имеет все приметы серии проектов «Защитники», но постоянно где-то недотягивает, недоигрывает, недокручивает.
Если «Сорвиголова» начинался с боевой сцены, демонстрировавшей нашего героя в действии, то здесь этого вроде как не требуется – мы уже успели насмотреться на экшен-сцены с Кейджем в «Джессике Джонс», поэтому его сольный сериал может никуда не торопиться. И он не торопится. Совсем. В первых эпизодах мы наблюдаем, как наш герой моет посуду, метет полы и разливает напитки, пытается наскрести на выплату долгов за аренду своей халупы.
Заземлить героя – очень важно, как и показать его становление, превращение из обычного человека с отношением «моя хата с краю» в настоящего героя, который решает рискнуть и вмешаться. Но здесь этого заземления выходит с излишком. Так долго смотреть за тем, как героем помыкают, а он настолько не хочет ни во что лезть, что боится рот раскрыть – утомляет.
Сериал в общем выглядит медленным, затянутым и пустоватым, в нем не так много ярких сцен, неожиданных поворотов. Минималистичный, размеренный, мягкий – как джаз, играющий фоном в ресторане.
Он больше похож на криминальную драму, причем нарочито классическую, стилизованную, чем на супергеройский эпик. Да, Люк – герой улиц, герой Гарлема, а не летающий пришелец в трико, какой еще могла быть его история? И все же, это делает ее слишком похожей на другие полицейские и криминальные драмы, лишает уникальности. Вся супергероика и фантастика сжимается до уровня приправы, ее концентрации не хватает порой, чтобы напомнить зрителю, что он смотрит на вселенную Marvel, на мир, в котором где-то бухает Тони Старк, где-то летает Тор, где-то парит в своем свитере Вижн.
Безусловно, сравнений с первым сезоном «Сорвиголовы» тоже не избежать. Мы снова имеем противостояние супергероя и обычного криминального босса, человека без сверхспособностей. Герой снова нарушает планы гангстера, крушит его малины, спасает людей. Вот только Щитомордник – не чета Амбалу, он подан с меньшей помпой, он куда менее влиятельный, страшный и интересный.
Он запоминается, но с персонажем Винсента Д’Онофрио ему не сравниться. Да и сцены «крушения малин» с Сорвиголовой были пиршеством для глаз – все эти балетные драки в темноте, разбивание ламп, швыряние стеков – а экшен Люка Кейджа, мягко говоря, не такой зрелищный. Подзатыльник, бросок бандитом в другого бандита, проход под градом пуль в рваной толстовке – снято.
На экшен хочется жаловаться отдельно пару абзацев. Он нереально скучный, хореографии никакой, ощущения красоты ударов, пластики и скорости бойцов, показушных приемов – ничего этого нет.
Все, чем так радовал «Сорвиголова» в плане боевых сцен, почему-то оказались начисто лишены как «Джессика Джонс», так и «Люк Кейдж». Я понимаю, этих героев не обучали восточным единоборствам слепые мастера, им хватает суперсилы, чтобы просто пинать и бросать, но неужели это нельзя было сделать интереснее? Да, красивые драки мы еще увидим в «Железном Кулаке», ведь Дэнни Рэнд – лучший мастер единоборств во вселенной Marvel – но хотелось бы, чтобы все проекты в серии «Защитники» сохраняли один уровень качества боевых сцен.
Не помогает сериалу и то, что его герой – неуязвимый суперсильный громила, бояться за которого довольно сложно. Да, ранить и убить Кейджа все-таки можно, но в большинстве экшен-сцен исход можно предугадать заранее. Двадцать раз смотреть как наивные бандиты опустошают обоймы в пуленепробиваемого негра, уже не так весело. От Супермена пули тоже отскакивают, но сцен демонстрации этого редко найдешь больше парочки за фильм. К сожалению, у Люка больше никаких зрелищных способностей и нет.
Я понимаю, что ценность Кейджа не в способностях, а в контексте, он был одним из первых черных супергероев со своей серией комиксов, он представлял Гарлем и его мировоззрение в мире Marvel. Сериал использует это по полной, но я не уверен, что этого хватает, чтобы полностью увлечь зрителя.
У «Сорвиголовы» был потрясающий главный герой: яркий и многогранный, необычный, вызывающий сопереживание, восхищение и уважение. У «Джессики» был потрясающий злодей – непохожий ни на одного из тех, что мы видели, нечто абсолютно новое и по-настоящему пугающее. У Люка нет ни того, ни другого.
Сам Кейдж постепенно начинает раздражать своей пассивностью и заплывами в разведенных нюнях. В большинстве сцен он просто стоит и пыхтит, не проявляясь в ней даже с помощью движений, пластики, жестов. Мы видим его молодость, его дни в тюрьме, обретение суперспособностей, глубже изучаем его отношения с Ривой – с самого их знакомства. Но все равно Люк Кейдж, каким его показали в «Джессике Джонс», кажется уместнее, интереснее. Потому что там от него не требовали тянуть весь сериал на себе.
Связей с телевселенной вроде как достаточно: появляется Терк (торговец оружием, которого Мердок все время прижучивал), мелькает на радио голос Триш Уокер, где она обсуждает Кейджа в своем ток-шоу Триш Ток (симпатичный каламбур, trash talk – оскорбления), а Клэр Тэмпл, Ночная Медсестра, пока являющаяся единственным существенным связующим звеном всех трех сериалов, и вовсе остается надолго, сыграв здесь даже более существенную роль, чем в «Сорвиголове».
Упоминаются прямо или намеками герои киновселенной (Тор, Халк, Капитан Америка), Джессика и Мердок, Амбал и армия инопланетян. Фигурирует продвинутое вооружение от дружка Тони – Хаммера, которого играл Сэм Рокуэлл. И при этом «Люк Кейдж» все равно ощущается чересчур обособленно и замкнуто.
То, что Люк провел полсезона в сериале Джессики, а она даже не появилась в его собственном, обескураживает. То, что их роман сбрасывается со счетов и Люку находят новых партнерш – тоже. Я понимаю, что каждому герою нужно дать самому расправиться с личным злодеем, иначе герой будет выглядеть несамостоятельным, но даже в фильмах Капитан Америка или Тони мелькают в камео чаще, чем персонажи телевселенной.
Это слитный и многогранный сериал, который способен увлечь в свой мир и заинтересовать персонажами, но в сравнении с собратьями по площадке «Кейдж» ощущается более пресным, менее ярким, разнообразным и увлекательным. Герой-рохля и более-менее типичный злодей разочаровывают в особенности.
Мне кажется, проблема нового проекта не в деталях или уровне исполнения, а в самой задумке. Фабула, крутящаяся вокруг противостояния одному мафиози, была с одной стороны очевидным решением для данного героя, с другой – провальной идеей сама по себе. Потому что она не способна увлечь так же сильно, как нечто менее избитое.
Возможно, этот сериал не попал в меня по каким-то совсем личным причинам, ведь большинство от него в восторге.
Я точно не буду отговаривать его смотреть – наоборот, призываю всех попробовать хотя бы начать. Скорее всего, кому-то наоборот придется по душе его заземленность и стилизованность, кто-то сумеет по достоинству оценить кропотливую работу с музыкой, все аллюзии на знаковые для хип-хоп культуры треки, личности и образы. Поэтому те, кто ценит реализм, размеренность и консервативность – обратите внимание.