Рецензия на «Ла Ла Ленд»
Говоря о «Ла Ла Ленд» нельзя сначала не упоминать предыдущий фильм режиссера – «Одержимость» (рецензия), в оригинале – Whiplash, переводящийся в том числе как «удар кнутом». Фильм о молодом барабанщике, отдающим всего себя ради шанса стать на один уровень с великими, и его учителя, балансирующего на грани между откровенным садизмом и нетрадиционной педагогикой. Фильм получился напряженнее многих триллеров, пробирающий до глубины души и дающий одну из самых потрясающих концовок в истории кино.
Заставить людей, далеких от музыки следить за каждым движением барабанщика (далеко не самого сексуального и понятного большинству вида музыкантов), с замиранием сердца ждать ошибки, высчитывать темп – это абсолютно невероятное достижение Дэмьена Шазелля.
Фильм получил кучу наград и при этом все равно было ощущение, что его не успели понять до конца и дать все, что он заслуживал. Дж. К. Симмонс за свой образ учителя-садиста получил и Глобус, и Оскар, и приз Британской академии, и награду Гильдии актеров. Майлз Теллер за великолепное исполнение главной роли при этом не получил ничего. Оскар за монтаж и звук, но за сценарий Шазеллю – лишь номинация, за отличную режиссуру и вовсе ничего. На «Сандэнсе» при этом фильм взял как гран-при, так и приз зрительских симпатий.
И все же «Одержимость» был знаковым для Шазелля фильмом, так как был отчасти автобиографичным. Это Дэмьен учился в музыкальном колледже и у него был учитель-тиран, это он выкладывался на полную ради того, чтобы приблизиться к совершенству хоть на дюйм. Большой вопрос был в том, сможет ли режиссер/сценарист в новом проекте, уже отвлеченном от собственной жизни, создать нечто столь же уникальное.
Во-первых, от автобиографичности избавится полностью не вышло – история взлетов и падений героев фильма переплетена с перипетиями судьбы самого Шазелля и даже конкретно с историей попыток снять «Ла Ла Ленд».
«Одержимость» – это не первый его фильм, а второй. Первым был «Гай и Мэдлин на скамейке в парке», выпущенный в 2009 году, и это, собственно, первая версия «Ла Ла Ленд». Микробюджетная, снимавшаяся на деньги, занятые у друзей, дожидавшаяся монтажа в подвале Гарварда. Сюжет отличался, и все же видно, что это зародыш того самого фильма – любовь джазиста и девушки в поиске, атмосфера волшебного голливудского мюзикла, тема хрупкости любви, трагедия ошибки.
К 2010 «Гай и Мэдлин» в голове Шазелля постепенно превращался в «Ла Ла Ленд», место действия сменилось на Лос-Анджелес, а темой все больше становились молодые мечтатели, приезжающие в город для того, чтобы стать звездой. Носился Шазелл с этим сценарием довольно долго – никто не хотел браться за рисковый проект даже с минимальным бюджетом. Дэмьен снял короткометражную версию «Одержимости», а после ее успеха – сделал полнометражный фильм. Только после признания этой картины, у «Ла Ла Ленд» появился шанс.
Изначально Шазелл предложил главные роли все тому же Майлзу Теллеру и Эмме Уотсон. Они в какой-то момент из проекта выбыли, и на их место пришли уже Райан Гослинг и Эмма Стоун. Несмотря на мою любовь к первой паре, нельзя не признать, что замена, скорее всего, пошла фильму на пользу, с этим согласился даже сам Шазелл.
Трудности сопровождали и процесс съемок – тут нет особой графики и взрывов, но есть куча танцующей массовки, сложные для съемок локации (вроде перекрытой автострады) и требовательные к актерам на главных ролях музыкальные сцены.
Зато, как обычно у Шазелла, все настоящее.
Кровь Теллера на барабанах была настоящая, Симмонс по-настоящему хлестает его по лицу, тот в ответ по-настоящему ломает коллеге-актеру два ребра в другой сцене. Теллер занимался ударными в молодости, но подтягивал навыки для фильма, у Гослинга есть собственная музыкальная группа, где он и поет, и играет на гитаре, клавишах и на басу, но для съемок он подтягивал свои навыки игры на пианино, Эмма в этот момент разучивала хореографию.
Кому-то может показаться странным, что песни в фильме не впечатляют уровнем вокала – тут никто не голосит на уровне Адель, не поражает диапазоном голоса, да и вокальные строчки не слишком требовательны, исполнение очень минималистичное, тихое, распеваться актерам приходится лишь в паре моментов. И все же, несмотря на это, песни запоминаются и захватывают, особенно три ключевые композиции. Голоса актеров, пусть не самые сильные и идеально поставленные, добавляют в них столько характера и атмосферы, что перестать слушать заглавную City of Stars (которая сама по себе тоже получила Глобус) невозможно.
Я ждал «Ла Ла Ленд» прежде всего из-за занятых в проекте людей – Шазелла, Гослинга, Стоун, из-за хайпа вокруг картины (признание критиков, верхние места в топах 2016, куча наград и прогнозов на Оскар) и потому, что трейлеры картины действительно воодушевляли. И при этом – я побаивался идти на фильм. Ролики не давали представления о самой истории, лишь намекая на то, что мы увидим в кинотеатре. Понять, что же мы идем смотреть, было в кои-то веки довольно сложно.
Первые минут 10-20 полностью оправдали мои ожидания – худшие. Картина стартует с места в карьер – с эпичной музыкальной сцены: автострада в пробке, массовка поет и танцует на капотах машин, камера проносится над сотней людей в ярких костюмах… и ты абсолютно не понимаешь, о чем все это и зачем.
Самая дорогая и сложная сцена фильма промахивается? Мы еще даже не знаем героев, да и их самих в ней нет, этот танец был нужен для того, чтобы стать буквальным прибытием в Лос-Анджелес и сразу задать тон всей картине, раскачать динамику, настроить на нужный лад. Многих, я уверен, оно просто смутит, как меня.
Затем нам представляют, наконец, Мию и практически сразу идет вторая массовая музыкальная сцена – яркие цвета, мелькающие подолы, полное варьете База Лурмана. Опять абсолютно непонятно что дающее. Две первые песни не цепляют, вырвать из них некое сюжетное значение тоже довольно сложно.
В этот момент я серьезно переживаю за то, что фильм окажется полностью пустым – и тут этот фильм, собственно, начинается. Массовые музыкальные номера из него исчезают – вообще, дальше в пляс герои пускаются гораздо реже и только вдвоем, это уже сюжетные танцы и сюжетные песни, которые имеют огромное значение для раскрытия персонажей и передачи их эмоций. Они смотрятся уже совсем по-другому и не вызывают раздражения или чувства неестественности даже у тех, кто не любит мюзиклы.
Два дня спустя я понимаю что первую пару песен я прекрасно помню, а значит, они не были ни лишними, ни провальными, просто фильму потребовалось время, чтобы полностью затянуть в себя и объяснить правила игры. Уверен, у большинства из вас не возникнет проблем и с началом.
Важная деталь – песни в нашем дубляже не переведены. Есть русские субтитры, которые переводят не дословно, а литературно, иногда позволяя себе большие вольности, но не в этом суть. Переход от русского дубляжа героев к настоящим голосам Стоун и Гослинга меня лично сбивал куда больше, чем факт того, что люди начинают танцевать чечетку в середине разговора.
Я предпочел бы смотреть фильм либо полностью в оригинале, либо полностью в дубляже – да, наши бы не спели бы так, как Эмма и Райан, но это минус любого дубляжа. В винегрете из перевода и оригинала я не уверен. Надеюсь, вам он не покажется таким отвлекающим. В конце концов, шанс послушать в провинциальных кинотеатрах реальные голоса актеров – это редкость, которую надо ценить, поэтому ситуация неоднозначная, и все же, если вы будете готовы, это уже вас так не собьет.
Что касается сюжета, который я себе мало представлял по трейлерам – оказалось, что я его представлял довольно верно. Пианист и актриса встречаются в Голливуде, влюбляются и воодушевляют друг друга преследовать свои мечты во что бы то ни стало, в конце есть конфликт, который я не хочу описывать никак, чтобы ничего не испортить, но да, он искупает всю простоту первой части истории, заземляя ее и делая на редкость настоящей, человечной и трагичной.
Поначалу я удивлялся тому, какими стандартными и театральными, нарочито-надуманными выглядят даже сцены безо всяких песен. Персонажи ведут себя как герои пьесы, а не как обычные люди, темп повествования и подача истории тоже работают на такой малореалистичный тон. Неужели Шазелл не мог поработать над убедительностью и деталями, чтобы драма сильнее действовала на нас, а в героев больше верилось?
Оказалось, создатели фильма делали специальный акцент на том, чтобы не уходить в реализм – вся эта легковесность нужна для того, чтобы сцены естественно перетекали одна в другую, чтобы «реальная жизнь» не контрастировала с моментом, в котором герои начинают петь.
После просмотра я смирился с этой мыслью. Я не могу всерьез ругать за недостаточную глубину фильм, который в результате рассказал так много о чувствах, о преследовании мечты, о цене верности своим идеалам и цене отказа от них. Реализм – не самоцель. Если ты можешь превратить главных героев в откровенные архетипы мюзиклов и все равно заставить зрителя переживать за них всем сердцем – это высший пилотаж.
В общем, история и герои действительно довольно просты. Тут нет непредсказуемости и свежести «Одержимости» (хотя у «Черного лебедя», по сути, был тот же сюжет), но есть все тот же бешеный накал эмоций, который в конце приводит к потрясающему катарсису. Фильмы нередко заставляют меня прослезиться, но здесь ничем кроме откровенных рыданий это назвать было нельзя. Было сложно вдохнуть, концовка погружает тебя в некий транс, взгляды героев заставляют время замедлиться и осознание сцены выходит болезненным, словно из груди тянут окровавленную леску, задерживаешь дыхание и молишься, чтобы финальный аккорд, наконец, прозвучал.
Я не думаю, что у всех будет подобная реакция, кто-то может остаться просто доволен, кто-то так и не сможет перешагнуть порог доверия из-за музыкальных сцен или простоты сюжета, так и не сумеет погрузиться в фильм до конца, чтобы что-то почувствовать. Но теперь я могу сказать точно, что награды сыплются на Шазелля не только потому, что Голливуд обожает награждать фильмы о себе любимом. Да, история начинающей актрисы и пианиста, влюбленного в джаз, была обречена на внимание Академии и ее гильдий, но фильм однозначно интересен и важен не только для тех, кто работает в киноиндустрии.
В итоге, это история о любви. Знаю, звучит как приговор, банальщина. Вот только сказать что-то осмысленное о любви, сильное, пробивающее – дорогого стоит, поэтому не стоит списывать его со счетов.
Если вас отпугивает жанр – не обращайте на него внимания. Это не «Чикаго» и не «Мулен Руж», это не варьете.
Даже если все песни промахнутся мимо вас, фильму будет, что вам предложить. Это не набор музыкальных номеров, а трогательная история двух людей, мечтавших стать вровень с великими.
Я советую обязательно посмотреть этот фильм – уверен, и у нас для многих он станет главной картиной года и соберет еще кучу Оскаров, но важнее то, что лучшие произведения переворачивают все внутри нас, дают новую перспективу, а с этим лента Шазелля однозначно справилась.