20 марта 2017

Рецензия на «Красавицу и Чудовище»

16 марта в наш прокат вышла «Красавица и Чудовище», экранизация экранизации старой сказки про Аленький цветочек. На этот раз Disney решила даже не пытаться что-то менять в удачной формуле и просто попыталась переснять свой мультфильм с живыми актерами (ну и кучей графики в роли Чудовища). Учитывая кассовые сборы (уже $350 млн.), эта сомнительная идея все же пришлась по вкусу критикам и публике (70% и 88% процентов положительных отзывов соответственно).
16 марта в наш прокат вышла «Красавица и Чудовище», экранизация экранизации старой сказки про Аленький цветочек. На этот раз Disney решила даже не пытаться что-то менять в удачной формуле и просто попыталась переснять свой мультфильм с живыми актерами (ну и кучей графики в роли Чудовища). Учитывая кассовые сборы (уже $350 млн.), эта сомнительная идея все же пришлась по вкусу критикам и публике (70% и 88% процентов положительных отзывов соответственно).
Рецензия на «Красавицу и Чудовище» - фото 1

Стоит начать с перечисления основных отличий от мультфильма, так как их не так уж много. Если вам не интересны детали или вы не видели мультфильм и не хотите спойлерить себе сюжет, пропускайте список.

  • Морис (отец Белль) был изменен. Он стал более трагичным и серьезным, практически полностью ушла напускная комичность, сцен с ним стало больше. Из безумного ученого он превратился в обычного часовщика, везущего на ярмарку красивые настольные часы.
  • Наконец-то в историю вставили сцену, где отец крадет розу (в мультфильме этого нет) – ключевую для оригинального «Аленького цветочка», правда розу не ту, заколдованную, а просто белую розу с куста из сада. Но так как розы – больная для Чудовища тема, именно за это он сажает отца под замок.
  • В мультфильме отец не испугался говорящих вещей – они заинтересовали его, здесь же он в страхе бежит от них.
  • В историю добавлена линия матери Белль, умершей от болезни. Девушка говорит о маме с отцом, даже посещает их старый дом в Париже с помощью волшебной книги с виртуальной реальностью.
  • Принц здесь был обращен не ребенком, а уже в сознательном возрасте, поэтому сцены, где Белль заново учит его читать, сменились на те, где они вместе обсуждают прочитанные книги – Чудовище здесь образованное и начитанное.
  • Кроме того, в начале принц показан нарциссом и ловеласом, чтобы акцентировать тот факт, что мысль влюбиться и остановиться на одной девушке ему абсолютно чужда. Проклятье призвано не столько принудить его к доброте, сколько привить традиционные семейные ценности.
Рецензия на «Красавицу и Чудовище» - фото 2
Рецензия на «Красавицу и Чудовище» - фото 3
  • Персонаж волшебницы не исчезает в самом начале после наложения заклятия, а мелькает время от времени в образе нищенки. В конце роза умирает и ничего не происходит, волшебнице приходится снимать свое проклятие вручную. Не то ее магический цветочный таймер не сработал, хотя условия были выполнены, не то любовь не регистрировалась пару критических секунд, не то условия так и не были выполнены, но волшебница решила сжалиться над героями, сделавшими все, что в их силах. В общем, крайне странное изменение.
  • Скорее всего, оно понадобилось для того, чтобы продлить момент сработавшего проклятия. В отличие от мультика, здесь слуги-вещи после падения последнего лепестка окончательно превратились в неодушевленные предметы, что добавило напряжения и драматичности концовке.
  • Сцены не только добавлялись – ушла сцена с обезумевшим агрегатом папы, подготовка к балу была сокращена, убран посвященный ей музыкальный номер. Мне кажется, без него замок стал выглядеть в общем не таким живым и солнечным, а экосистема волшебных вещей не такой обширной и многообразной. Здесь нет такого впечатления «живого замка», это просто мрачное здание с горсткой живой мебели.
  • К проклятию замка добавлена вечная зима – несмотря на лето, сад и прилегающие владения укрыты снегом.
  • Среди замковой челяди и гостей бала появилось много чернокожих, включая мадам Гардероб и подружку Люмьера. Крайне странно для средневековой Франции, но вполне понятно для современного Голливуда.
  • ЛеФу теперь открытый гей, в мультфильме это было лишь одной из возможных трактовок его восхищения Гастоном. Впрочем, нельзя сказать, что в фильме есть что-то, от чего гомофобы могут выйти из зала, все сделано в том же комедийном ключе. Именно эта не столь важная деталь и привела к невменяемому рейтингу 16+ в России.
Рецензия на «Красавицу и Чудовище» - фото 4
Рецензия на «Красавицу и Чудовище» - фото 5

В остальном, все то же самое. Песни те же – парочка ушла, парочка добавилась, но ощущения от них похожие и визуально музыкальные номера скопировано зачастую покадрово. В принципе, весь фильм копирует сцены мультфильма без каких-либо изменений везде, где только может.

Какой-либо попытки посмотреть на историю с другой стороны, как это было в «Малифисенте» или углубить и заземлить ее, как это случилось с «Книгой Джунглей» здесь нет. Ни каких-то новых тем, ни других акцентов, ни нового взгляда или подачи – ничего. Никакого творчества или авторского взгляда здесь не чувствуется. Это HD remaster с дополнительными сценами, не более.

Конкретно этот мультфильм Disney обожают не за отдельные песни или яркие сцены, а целиком, поэтому в данном случае студия решила не испытывать судьбу и просто повторно продать ностальгирующей публике сказку их детства – такой, какой они ее помнят. Логика ясна, но лично мне не кажется, что подобный подход простителен.

Разница в хронометраже (фильм длиннее мультика на 45 минут) объясняется не только новыми или расширенными сценами, фильм потерял ту безупречную динамику мультика, где все было рассчитано по секундам – повествование не провисало, сцены стыковались ровно и переходы ощущались своевременно и естественно. Здесь все уже не так радужно, есть затянутые сцены, есть провисания сюжета, странные отходы от темы – смотрится все это далеко не так гладко и легко, как оригинал.

Рецензия на «Красавицу и Чудовище» - фото 6
Рецензия на «Красавицу и Чудовище» - фото 7

Не избежал фильм и традиционных проблем переноса мультфильма в формат кино с живыми актерами – то, что смотрелось уместно в форме анимации, в реалистичном сеттинге уже зачастую выглядит неадекватно. Мультфильмы, в особенности диснеевские, всегда гипертрофируют пластику и мимику персонажей, не стесняются откровенных карикатур – все должно быть максимально ярко и просто. Именно поэтому в фильме городские сцены смотрятся очень странно – заносчивая элитистка Белль, презирающая окружающее ее быдло, сами горожане, которым нечего делать кроме как выражать свою ограниченность и ксенофобию в ежедневных песнях – все это выглядит плоско и бредово даже для сказки.

Гастон тут представлен такой же карикатурой, как и в мультфильме, вот только здесь долгие сцены с его самолюбованием, вызывающими выходками и песнями утомляют, это все не так смешно и органично, когда исходит из уст живого Люка Эванса. Вплоть до ощущения дискомфорта.

Плюс киноэкранизации мультфильма в том, что такой переход повышает ощущение реальности истории, в нее легче поверить и погрузиться – но неясно как этот переход использовать материалу, который не желает отказываться от гипертрофированности множества своих элементов.

Ясно, что фанаты мультфильма легко закрывают глаза на это противоречие, так как точность реконструкции знакомой сцены перекрывает в них ощущение неестественности происходящего, неадекватность знакомых персонажей в новом контексте, но что делать остальным? Тем, кто не видел мультфильм в детстве, не влюбился в него, не знал песни наизусть и не засматривал кассету до дыр? Или тем, кто ждал от знакомой истории чего-то нового – взгляда, подачи, тона?

Рецензия на «Красавицу и Чудовище» - фото 8
Рецензия на «Красавицу и Чудовище» - фото 9

Если смотреть на фильм в отрыве от оригинального мультфильма или самой французской сказки, как на современный фэнтази-мюзикл, то он выглядит не слишком впечатляюще.

Графика на Чудовище и его утвари достойная, декорации замка и эффекты сделаны с мастерством, вкусом и любовью, но никаким экшеном фильм похвастаться не может, а персонажи тут немногим глубже своих анимационных прототипов.

Эмма Уотсон вполне справляется с ролью, но Белль сама по себе неидеальна. Она красива, амбициозна и начитана, добра к отцу и к Чудовищу, способна на подвиг ради них. Но презрительное отношение к «неграмотной черни», отчетливое ощущение, что она лучше и выше их, ее не красят. Она мечтает о большем, но что она по факту делает для того, чтобы повидать мир, вырваться из жизни «маленького города с мелкими людьми»? Об этом – ни слова. У нее нет какого-то плана, конкретной цели.

Можно было бы сказать, что Белль мечтает уехать в Париж и у нее есть идея, как можно там заработать и прожить. Отец, естественно, был бы против – он как раз уехал их столицы в глушь, так как не мог находиться там, где умерла его жена. Конечно, ему будет невыносимо отпускать дочь в этот грязный, полный болезней и опасностей город.

На этом можно было бы построить их противостояние, добавить оттенков в безоблачные и плоские любящие отношения. Белль бы злилась на отца, не пускающего ее к мечте, но вопреки этому все равно спасла бы его. Буквально позволила бы заточить себя в темницу из-за него – как до этого отец образно держал ее в плену провинциальной жизни. Это уже хоть что-то. Но ничего подобного в фильме нет. Лишь ковровое бомбометание больных точек ностальгирующих зрителей, уже способных притащить в кино собственных детей.

Дэн Стивенс, играющий Принца и Чудовища, также исполняет главную роль (сына профессора Ксавьера) в супергеройском сериале «Легион» и он там великолепен. Сам сериал я рекомендую куда охотнее данного фильма.

Дэн Стивенс, играющий Принца и Чудовища, также исполняет главную роль (сына профессора Ксавьера) в супергеройском сериале «Легион» и он там великолепен. Сам сериал я рекомендую куда охотнее данного фильма.

Рецензия на «Красавицу и Чудовище» - фото 11

В итоге, «Красавица и Чудовище» вышел качественным, плотно сбитым ремастером, от которого все поклонники мультфильма скорее всего получат удовольствие. Но ни на что большее он не претендует, никаких неловких аспектов оригинала не исправляет, чтя его как святое писание, при этом уступая этому оригиналу в динамике и эффективности сцен, в выразительности и очаровании персонажей.

Диалоги Белль и Чудовища, жизнь заколдованной челяди и вообще сцены в замке работают неплохо, а вот городские сцены, песни Гастона, картина провинциальной жизни, злоключения отца Белль – все это в сравнении смотрится крайне картонно и скучно.

Да, великолепные декорации, красивые платья и яркие спецэффекты – ощущение сказочного бала присутствует, но из них одних каши не сваришь. Как современная сказка это выглядит довольно бледно. Если у вас нет никаких теплых чувств к старому мультику, советовать вам идти на этот фильм я не решусь.

Комментарии 99
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
Аккаунт заморожен
Аккаунт заморожен
50 оттенков для детишек но с почему-то рекомендацией 16+
podvodn1k
podvodn1k
"Если у вас нет никаких теплых чувств к старому мультику, советовать вам идти на этот фильм я не решусь". Может наоборот? Идти, ТОЛЬКО если не знакомы с чудесным мультфильмом? Вставить гея в детскую сказку - это, сука, надо уметь. Чудовище без харизмы, да и Эмма ... сиськи слили, весь дух волшебства коту под хвост )) Сам фильм - фалтура, просто фанфик какой-то. Мультфильм на 10 голов выше.