Рецензия на финал «Асоки» — как завершился лучший сериал «Звёздных войн»?
Вышел финальный эпизод сериала «Асока» (Ahsoka) и настало время подводить итоги. Официально Lucasfilm и Disney ещё не заявляли о разработке второго сезона, но издание Deadline уже намекнуло о планах студий на продолжение. А пока поклонники «Звёздных войн» затаили дыхание, ведь история героев оборвалась на самом интересном месте, хотя и достигла красивого завершения. Редактор «Канобу» Карина Назарова прощается с сезоном и благодарит создателей сериала за хорошо проведённое время на просторах далёкой-далёкой Галактики.
Асока Тано вместе с дроидом Хьюянгом добирается на пёрргилах до далёкой Галактики на ведьминскую планету Перидию, где Сабин, пленённая Морган Элсбет, Бейлоном Сколлом и Син Хати, уже успела встретиться с лучшим другом Эзрой Бриджером. Тем временем адмирал Траун снаряжает своё войско зомби-штурмовиков для триумфального возвращения — он верен Империи как никогда и жаждет восстановить порядок в Галактике.
Динамика последних двух серий, конечно, не сравнима с атмосферой и энергетикой всего сезона. Под конец сериал заметно потускнел, лишился надрыва и драмы, стал репетативным. Неудивительно — основная кульминация пришлась на пятый эпизод, в котором Асока встретилась со своим учителем в Мире между Миров. Энакин Скайуокер пришёл вернуть героиню к жизни, закончить её обучение, преподав последний урок (согласно некоторым теориям, он раскрыл ей тайну бессмертия, которой Энакина в своё время заворожил Палпатин). Асока погрузилась в своё прошлое, приняла судьбу вечного воина, освободилась от тревог и чувства вины за падение учителя. Покинув сердце героини, беспокойство испарилось и из нарратива. Напоследок присущее сериалу волнение осталось только в юной ученице падшего джедая Бейлона Сколла — Син Хати, которой вместо обещанного Мастером величия теперь светит лишь заточение на заброшенной планете и строительство новой цивилизации.
Представить только, весь сезон Асока сомневалась в необходимости спасения Эзры, боясь возвращения Трауна. Гера Синдулла безуспешно предупреждала сенат Новой Республики о грядущей опасности. Но как только адмирал-имперец всерьёз оказался на пороге — весь страх словно испарился. Впрочем и само зло растратило все свои силы на рутинные сцены. Холод, жестокость и самодовольство в глазах Трауна искрились недолго — большую часть сцен с его участием не отличить друг от друга. Командиру войск скупо докладывают об успехах и неудачах в борьбе с непрошенными гостьями. А он в ответ лишь скучающе отдаёт приказы, полностью погрузившись в смакование грядущего «ответного удара».
При всех драматических событиях, виртуозных драках внутри почти что спилберговских локаций храма Сестёр Ночи, действие двух заключительных серий не заставят сердце биться чаще. Экрану с трудом удаётся завладеть зрительским вниманием. Виной тому не то чрезмерная наивность и детскость, порождаемая сценарно излишней линией народа Ноти (черепахоподобными существами, что приютили Эзру в своём поселении). То ли спокойная улыбка прежде печальной и слегка нервозной Асоки, отгоняющая остатки напряжения своим теплом.
Погружение в последнем эпизоде обеспечивают лишь неубиваемые зомби-штурмовики (впервые описанные Джо Шрайбером в романе «Штурмовики смерти»), олицетворяющие безжизненность милитаристских идей, «зомбированность» каждого из приспешников Империи. Зомби-клоны справляются со своей миссией — они отвлекают главных героев от Трауна, но, как и положено ожившим мертвецам, остаются безжизненным элементом сюжета.
Финал постоянно напоминает, что драматический пик сезона остался далеко позади, а задача концовки чисто инструментальная — настроить повествование на продолжение и удивить зрителей поворотом сюжета.
Тем не менее Джордж Лукас и Дэйв Филони напоследок припасли для зрителей пару интересных сценарных решений, а режиссёр финала Рик Фамуйива сумел свести все лейтмотивы воедино и подвести итоги сезона.
Центром «Асоки» стала концепция преемственности, передачи знаний. Асока Тано на протяжении своего путешествия рефлексировала о своём учителе Энакине Скайуокере и роли, которую он сыграл в её становлении. Размышляла о наследии Ордена джедаев, его ошибках, и о том, как ей теперь нести бремя знаний и не пойти по стопам своего учителя. Все тяжёлые мысли героини Лукас и Филони выразили в действии — во взаимоотношениях Асоки с мандолоркой Сабин Врен. Поначалу обе упрямо не шли друг другу навстречу. Взяв Сабин в ученицы, Асока чаще полагалась на дроида Хьюянга и сохранившиеся обучающие записи Энакина Скайуокера. Есть в этом что-то олдскульное — истинный герой отчасти должен всему научиться сам. И Сабин учится, упорно преодолевая свою вспыльчивую и нетерпеливую натуру.
С каждой новой опасностью и угрозой, Тано и Врен становились всё ближе. Старшая джедайка меняла строгость на милость, младшая — непослушание на чуткость к советам более опытной воительницы. Однажды потеряв друг друга, Врен и Тано усваивают очень важный урок — лучше вместе, чем порознь. На наших глазах героини перевоплощаются, становятся лучше, сильнее и опытнее. Сабин наконец удаётся освоить мастерство джедаев, поверить в свои силы, обрести предназначение и успокоить свои печали о потерянной семье. А Асоке — отрешиться от человеческих слабостей, стать независимой от чувств и эмоций.
Визуально их финальная совместная битва напомнит ярым фанатам сцены из мультсериала «Звёздные войны: Войны клонов» (Star Wars: The Clone Wars). Вместо спасения Сабин выбирает остаться с Асокой, чтобы бок о бок сражаться с толпой врагов. Такая же близость и неравнодушие сложились в отношениях Энакина и его юной падаванки — Скайуокер и Тано верили друг другу беспрекословно, часто шли наперекор приказам и всегда оставались заодно.
Эмоциональная скромность последних серий предлагает и трогательные моменты. Например, авторы очень правдоподобно показали воссоединение Сабин и Эзры — есть в нём и неловкость, и стеснение, и безуспешные попытки найти общие темы. Именно так встречаются давние друзья, которые за годы разлуки хоть и не успели разлюбить друг друга, но сильно отдалились из-за разницы в опыте. Сабин просто растворяется в своём счастье, улыбается и не спешит рассказать другу, какой ценой ей обошлось его спасение. А Эзре всё равно не удалось бы ей ответить и оправдать перед зрителями столь сильную фиксацию сюжета на его поиске. Герою катастрофически не хватает экранного времени. Из-за спешки и обилия лидирующих персонажей сценаристы не стали показывать происходящие события с перспективы героя, не дали Асоке и Сабин расспросить его обо всех злоключениях. Да и внешние обстоятельства не терпят сантиментов и нежностей. Оттого темперамент и характер Эзры проявляется лишь в одной торопливой сцене починки светового меча и споре с Хьюянгом.
Зато во всей беготне и спешке блестяще прописанные антагонисты успевают пережить момент радикального слома. Морган Элсбет посвящает всю себя замыслу Сестёр Ночи, получает в дар магические ожоги на лице и клинок, предназначенный для убийства двух неугомонных джедаек. Диана Ли Иносанто добавляет своей героине глубины — в ней есть гордость, непоколебимая преданность своему клану, но и горечь за растоптанные личные амбиции. Из сильной и роковой злодейки она превратилась в пыль под ногами Трауна. Параллельно завершению судьбы Сестры ночи Сколл добирается до разрушенного храма к искомому источнику Силы и оглядывает выжженные ландшафты Перидии, любуясь не красотой гор, а величием своего замысла. Цель Сколла — заполучить неимоверную власть, достав её из недр ведьминской планеты. Его ученице остаётся лишь разочарованно пожать плечами, проглотить свою ярость и смириться с последствиями своей слепой погони за призрачной властью.
К сожалению, у самого интересного героя сериала, Бейлона Сколла, не будет будущего. Исполнитель роли Рэй Стивенсон умер 21 мая 2023 года. Найти столь талантливому актёру замену едва ли возможно. Благодаря его сильному перформансу Сколл получился могущественным, таинственным и амбивалентным персонажем — ситхом с мрачной и непростой предысторией. Восхищаясь Энакином Скайуокером, ругая Орден джедаев и не разделяя мотивы Империи, Бейлон Сколл остаётся индивидуалистом и избирает свой собственный путь, личную идеологию.
Вердикт
«Асока» — однозначно лучший сериал во вселенной «Звёздных войн», не взирая на все недочёты и неровности финала сезона. С первых минут этот проект пленил своей глубиной, сложными персонажами, необычными локациями и новым прочтением Силы. Асока поменяла понимание главной концепции «Звёздных войн», доказав, что Сила разлита в каждом жителе Галактики. Художники-постановщики, операторы, режиссёры эпизодов отложили методичку по стилизации сцен под вестерн и сняли настоящее тёмное фэнтези, — с ведьмами, руинами, древними храмами — показав обратную, ещё неизведанную экраном сторону мира «Звёздных войн», пронизанную мистической материей.
Показательно, что это первый телесериальный проект, полностью написанный теми, кто создавал канон этой вселенной — Джорджем Лукасом и Дэйвом Филони. Авторы ответственно подошли к лайв-экшн адаптации «Повстанцев», виртуозно ввели в курс дела далёких от мультсериалов зрителей и вновь влюбили фанатов в уже знакомых героев. Сериал лишён лобового и неуместного фан-сервиса, грандиозное появление Хайдена Кристенсена мотивировано необходимой трансформацией главной героини. Поставив Энакина Скайуокера в ряд второстепенных по отношению к сюжету персонажей, Лукас и Филони всё равно умудрились раскрыть не проявленные в фильмах стороны героя и часть его пути.
Хвалить сериал можно долго. Хочется описывать его в деталях, благодарить авторов за драматургию, психологию и глубокий анализ характеров, лаконичный райтинг, выверенные сцены, безумную хореографию битв и сумасшедший саундтрек.
«Асока» стала большим шагом вперёд к развитию вселенной и приятным шагом назад — к сердечно любимым персонажам.