Фрики, музыка и Россия без геев. Рецензия на «Евровидение» с Уиллом Ферреллом и Рэйчел МакАдамс
На дворе середина 70-х. Маленький исландский паренек Ларс, увидев по телевизору выступление ABBA с треком Waterloo на «Евровидении», решает когда-нибудь оказаться на месте легендарного коллектива и победить в этом конкурсе. Свою решимость парень демонстрирует экстравагантным танцем в дуэте с юной соседской девочкой Сигрит.
Годы спустя уже повзрослевший Ларс (Уилл Феррелл — «Зеровилль», «Здравствуй, папа, Новый год!») не забывает о детской мечте. Он днями напролет сочиняет песни, исполняя их в дуэте с также подросшей Сигрит (Рэйчел МакАдамс — «Неповиновение», «В центре внимания»). В своей фантазии ребята репетируют где-то на скалистых равнинах Исландии в потрясающих костюмах, буквально готовые ворваться в главный музыкальный конкурс Европы.
На деле Ларс и Сигрит стоят у старых синтезаторов в заброшенном гараже отца Ларса. Персонаж Феррела, по мнению родителя, до сих пор не возьмется за ум. Отец, в упор не замечающий таланта сына, давно махнул на него рукой. Ларс лишь позорит его на весь городок своей дурацкой мечтой. Занялся бы «настоящей работой» — ловил бы рыбу вместе со своим стариком да пил пиво в баре как все.
В единственном пабе группе Fire Saga, которую образовали Ларс и Сигрит, местные жители не дают спуску. Посетителям не нужна «настоящая музыка», им подавай в режиме 24/7 местный хит Jaja Ding Dong. Но все меняется, когда благодаря цепочке случайностей Fire Saga неожиданно отправляется на Евровидение.
Режиссер Дэвид Добкин — личность крайне разносторонняя. Строить какие-либо предсказания по поводу его нового проекта непросто, но точно можно утверждать одно — с комедиями у Дэвида все относительно неплохо. Первые годы карьеры Добкин снимал клипы — поработал в разные годы с рэпером 2Pac, Элтоном Джоном и Maroon 5.
Позже Дэвиду довелось снимать молодого Хоакином Фениксом в криминальной комедии «Мишени». Также режиссер представил нам приключения Джеки Чана и Оуэна Уилсона («Шанхайский полдень») и комедийную мелодраму с все тем же Уилсоном и Винсом Воном («Незваные гости»).
«Евровидение: История группы Fire Saga» звезд с неба не хватает. Кино не пытается удивить ни хитрыми сюжетными поворотами, ни детально прописанными персонажами. Ленту с большой вероятностью могла бы снять нейросеть, проанализировав упомянутые выше комедии Добкина — настолько здесь отсутствует режиссура (напрочь).
Зато все остальное на месте: кривляющийся Феррелл в нелепых нарядах, старающаяся в драму МакАдамс, яркие исполнители из разных стран и, конечно, красочные музыкальные выступления, на первый план выставляющие бизнес, а не музыкальный талант. Давно известно, что «Евровидение» — больше торжество и шоу, чем конкурс песен. И Netflix еще раз напоминает нам об этих непреложных истинах, пусть и через призму комедии.
Впрочем, для Феррелла эта лента — больше, чем проба очередного комедийного амплуа, как две капли воды похожего на предыдущие. Уилл в фильме Добкина — один из продюсеров и сценаристов. Феррелл — большой поклонник «Евровидения». Актер смотрит его с конца 90-х, а в 2014 году даже побывал в Дании непосредственно на финале конкурса.
Феррелл вместе с Эндрю Стилом наполнил двухчасовой хронометраж всеми возможными стандартными ходами, которые связывают с этим конкурсом — от калейдоскопа фрик-шоу на сцене до хаотичного и непредсказуемого голосования, благодаря которому Исландия чудесным образом оказывается одной из пяти стран, прошедших в финал.
К счастью, криповость происходящего на самом «Евровидении» оттеняется довольно неплохой семейной драмой, разворачивающейся в родном для персонажа Феррелла городке. Мы видим, как мечта Ларса о победе на музыкальном конкурсе целиком и полностью рождается в его детстве, трансформируется под давлением отца, шаблонно катится вниз и, наконец, приходит к финишу. От крика «Откажись от своей мечты, пока еще молод» до восторгов «Я тебя приметил» проходит каких-то полчаса, но это, пожалуй, самые интересные 30 минут истории.
Отдельно хочется сказать про образ России на «Евровидении». По сюжету на конкурс от нашей страны едет некто Александр Лемтов (Дэн Стивенс — «Легион», «Зов предков», «Красавица и чудовище»). Мажор Лемтов, у которого дворцы по всему миру — условный антагонист, строящий козни против дуэта Fire Saga. Со стороны героине МакАдамс кажется, будто он подкатывает к ней.
Но с течением времени выясняется, что россиянин — гей, скрывающий свою ориентацию. «Матушка Россия такое не принимает», — бросит Лемтов ближе к концу, но на прямой вопрос Сигрит Александр будет все отрицать: «В России геев нет». Ироничное и печальное отношение зарубежных продюсеров к положению ЛГБТК-людей в России.
В целом иронии продюсеров стоит отдать должное и в отношении страны-участника, откуда родом главные герои. Возможно, во всей Европе нет страны, меньше всего желающей победить в «Евровидении». Не прошло и десяти лет с последнего экономического кризиса, который пережила Исландия.
«Евровидение» — не Олимпиада. Не существует никакого комитета, который выделил бы стране-победителю деньги на построение инфраструктуры, чтобы провести конкурс в следующем году.
Как и сам конкурс, аудитория которого ежегодно поднимает волну инфошума накануне, в период проведения и после оного, фильм Дэвида Добкина вызывает примерно те же чувства. С одной стороны, тебе неловко за представленный в кадре балаган.
С другой стороны, среднестатистическая попса, похожая друг на друга вне зависимости от флага за спиной исполнителя, цепляет прилипчивым мотивом и заставляет расчувствоваться посредством откровенных манипуляций в нарочито драматическом финале. «Таков путь», — сказал бы Мандалорец. Подарим же пять минут славы для исландских мечтателей!